Гарантии прав и свобод личности и их виды.
Структура гражданского общества
Составными элементами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др.
Собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества.
Рынок - самоорганизующаяся система, но это вовсе не значит, что государство не может участвовать в отлаживании и совершенствовании этого механизма. Оно должно создавать и уравновешивать баланс интересов между конкурирующими субъектами
Государство гражданскому обществу необходимо, вопрос только в том - какое, с какими функциями. Оно нужно прежде всего для создания организационно-правовых основ жизни. Рынком управляет не только невидимая рука экономических стимулов и интересов, но и вполне осязаемые властные структуры, призванные направлять эти механизмы в нужное русло.
Централизованное воздействие сохраняется, но не путем приказных и волевых методов, а через такие инструменты, как налоги, льготы, кредиты, пошлины, тарифы, законы, социальные институты, политическая стабильность, выработка общих ориентиров и приоритетов, поддержка базовых отраслей промышленности, протекционизм.
Суммируя все изложенное и учитывая высказанные в литературе мнения, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.
Законность и правопорядок: понятие и соотношение.
Законность — это общест.-полит режим, состоящий в господстве права и закона в обществ жизни, неукоснительном осуществ предписаний прав норм всеми участниками обществ отнош, в последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деят должност лиц. Законность выражает общий принцип отношения общ к праву в целом. Поэтому ее содержание рассм в трех аспектах:
а) в плане "правового" характера общест жизни;
б) с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполн всеми субъектами; в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспеч прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола.
Как режим обществ-полит жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отн. Законность выступает как необходимость, кот выраж в системе определ объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам обществ жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая — к различным ветвям государст вл. (законод, исполнительной, судебной).
Верховенство закона. Закон — акт высших орг гос вл, непосредственно выраж волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение.
Гарантии законности.Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства. Общие условия - объективные (экономические, полит и т.д.) условия общ жизни, в которых осущес правовое регулир.
Понятие правопорядка.
С законностью тесно связано другое правовое явление — правопорядок (правовой порядок). Понятие "правопорядок" широко использ в действующем законодательстве, охрана правопорядка — важнейшая функция гос. Несмотря на это в отечеств науке до сих пор не выработано единого определения этого слова. Обратимся к этимологии слова "правопорядок"— это порядок, организованность, устойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности обществ отнош, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Далее, правопорядок — это правовой порядок, состояние обществ отн, запрограммированное правом. Правовой порядок можно рассматр как цель правового регулир, каковой явл создание с помощью права и правовых средств такого порядка и такой урегулированности обществ отнош, кот служат сохранению и упрочению существ строя.
Рассмотрим особенности данного явления.
1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общ жизни.
2. Это порядок, предусмотр нормами права.
3. Правопорядок возникает в рез фактической реализ прав норм, претворения их в жизнь, явл итогом правового регулир.
4. Он обеспечивается гос.
Соотношение законности и правопорядка:
1)Правопорядок выступает р-том осущ. законности
2)Законность есть средство формирования правопорядка. Правопорядок может сложиться только в условиях соблюдения законности, ее принципов.
3)Законность и правопорядок есть различные этапы реализации государственной воли, выраженной в праве. Законность это реализующееся право, правопорядок-это претворённое в жизнь право.
6.Классификация правовых норм
Выделяют следующие основные виды правовых норм:
1) в зависимости от содержания они подразделяются на:
исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);
общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);
2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;
3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:
императивные (содержащие властные предписания);
диспозитивные(содержащие свободу усмотрения);
поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);
5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);
6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);
7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);
8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);
9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные(действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);
10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;
11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);
12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).
7.Понятие и основные элементы механизма правового регулирования.
Механизмом прав регулир называют сложное правовое явление, единую систему прав средств, с помощью которых реализуется комплексное воздействие на действия субъектов правоотнош для решения обществ полезных задач.
Можно выделить след. элементы механизма правов регулиров:
1) правов нормы;
2) правоприменительные акты;
3) прав отнош;
4) акты осуществл субъективных прав и юр обязанностей субъектами.
Существ след виды механизма правов регулиров:
1) простой, который использ для регулиров лишь одного конкретн правов акта;
2) сложный, такой, который использ для реализ конкретн акта, но с использов иных вспомогательных актов.
Использ. след методы правов регулиров:
1) централизов регулиров (субординация), при котором регулиров происходит на базе властно-императивных начал;
2) децентрализов регулиров (координация), при котором регулирование реализуется под влиянием субъектов правоотношений с помощью односторонних правомерных юрид действий, договоров.
Способами правового регулир явл:
1) запрещение – возложение обязан воздерживаться от соверш поступков определ характера;
2) дозволение – предоставление лицам прав соверш активные собств действия;
3) позитив обязывание – возлож обязанности активного поведения (уплатить, передать и др.).
Стадии механизма правового регулирования
1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.). Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права.
2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт.
Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый "последний момент". Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта.
Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.
Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.
Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение.
Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.
Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность.
Классификация
Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система – это элемент того или иного конкретного общества, отражающий его социально-экономические, политические и культурные особенности.
Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе общности источников, юридической техники, структуры права и исторического пути его формирования.
- англосаксонскую ( источником является судебный прецедент, то есть судебное решение судов определенного уровня по конкретному случаю, способ обоснования которого для других (нижестоящих) судов является образцом решения аналогичных дел)
− романо-германскую (право выступает в виде норм, имеющих законодательное выражение в виде закона или кодекса, а правоприменитель лишь сравнивает конкретную ситуацию с общей нормой и находит в ней решение дела )
- религиозную
- семья традиционного права
Россия относится к странам континентальной системы права и входит в романо-германскую правовую семью.
1. Романо-германская правовая семья берет свое начало от римского права (I в. До н.э. – VI в. н.э.). Основным источником права в этой семье признается верховенство закона среди других источников права. Основным законом является конституция, Законодатель (орган государственной власти) в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. Правоприменители, особенно суды, обязаны точно реализовывать эти общие нормы в конкретных судебных и административных решениях, что обеспечивает единообразие судебной и административной практики в масштабах всего государства.
2. Англосаксонское право исторически сложилось в Англии, затем получило свое распространение в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других государствах, бывших колониях Великобритании. Его еще называют общим, так как оно действовало на территории всего средневекового английского королевства в X–XIII вв. в виде судебных прецедентов и правовых обычаев, возникших помимо законодательства крупных феодалов (баронов). Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридически принципы. Совокупность этих решений, принципов была обязательна для всех судов и составляла поэтому систему общего права.
Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и в наличии в качестве источника права большого количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами.
3. Религиозная правовая семья (Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур).
Признаки:
1. Главный творец права - Бог;
2. Юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соблюдать;
3. Источником права является религиозно-нравственные нормы, содержащиеся в Коране, Сунне, Иджме (у мусульман), в отношении индусов действуют шастры, веры и законы Ману;
4. Тесное переплетение юридических положений с религиозными, моральными и философскими постулатами. Эти юридические положения в соответствии с местными обычаями являются едиными правилами поведения для населения;
5. Отсутствует деление права на частное и публичное;
6. Законодательство имеет вторичное значение;
6. Семья основана на идеи обязанности, а не прав человека.
4. Семья традиционного права (Мадагаскар, ряд стран Африки и Дальнего Востока.).
Признаки:
1. Главное место занимают обычаи и традиции, имеющие преимущественно неписаный характер и передающиеся из поколения в поколение;
2. Обычаи и традиции являются своеобразным юридическим предписанием, которые складываются естественным путем и в последствии признаются государством;
3. Традиции и обычаи регулируют отношения групп и сообществ, а не отдельных индивидов;
4. Нормативные акты имеют вторичный характер;
5. Судебная практика не выступает в качестве источника права,
6. При разрешении споров судебная власть руководствуется идеей примирения сообществ;
7. Юридическая доктрина не играет роли в жизни общества.
Причины появления пробелов
Они могут быть объективные и субъективные.
Объективные, если в момент принятия соответств норм права не существ тех отнош, кот впоследствии заявили о себе в качестве нуждающихся в правовом регулир.
Примеры. УК РСФСР 1960 г. не устанавливал ответств за угон воздушного судна, так как Советское госуд в то время не знало такого вида преступл.
Субъективные причины. Законодатель по каким-либо причинам сделал неверную оценку существ обществ отн и в силу этого что-то недосмотрел, упустил, неточно выразился, создал противоречие между нормами и т. д.
Они могут существовать:
- под влияниемэкономич обстоятельств. Принятие любого закона связано с определ затратами по его осуществл. В силу этого «дорогие» законы могут быть отвергнуты;
- под влияниемполит факторов. Невозможность достигнуть консенсуса в законодат органе может отдалить регулиров соответств отношений;
- под влияниемидеологического фактора. Это означает идеологическое неприятие значит части населения соответств явления обществ жизни.
При этом законодатель:
- либо сознательно оставляет вопрос открытым с целью предоставить его реш течению времени,
- либо отдает его реш на усмотрение практических органов.
Пробел и ошибка в праве
В нек случаях наряду с термином «пробел» использ понятие «ошибка в праве».Ошибка в праве означает в общем неверную оценку объективно существ условий и проявление на этой основе не той законодат воли, какую следовало бы отразить в норматив актах.
В некот отнош пробелы в праве и ошибки в праве совпадают. Так, и в том и в др случае законодатель может ошибочно:
- считать какие-либо отнош не подлежащими юридич воздействию;
- полагать возможным обойтись конкретизацией права в ходе его применения и передать решение вопроса на усмотрение правоприменителя.
При ошибке в праве законодатель, кроме того:
- издает норму, в которой нет необход;
- решает вопрос не так, как следовало бы решить в установл норме.
Совпадения и различия между пробелом в праве и ошибкой в праве показано ниже.
Виды пробелов в праве
Прежде всего, выдел пробелы по времени выявления:первичные(первоначальные), проявившиеся в период опубликов и вступления в силу нормат правовых актов, как правило, это результат упущения правотворческих органов.Вторичные (последующие), появившиеся после издания нормат правовых актов в процессе правоприменения и развития обществ отнош.
Исходя из структуры нормы права, выделяют пробел в гипотезе, пробел в диспозиции и пробел в санкции.
По соответствующим источникам права:
- пробел в позитивном праве — когда нет ни одного источника права: ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента, в которых бы присутств норма права, при помощи кот необходимо решать конкретную жизненную ситуацию, требующую правов регулиров;
- пробел в нормат актах — отсутствие норм права в законах и подзаконных актов;
- пробел в законе — отсутствие норм права в данном законе.
По степени неурегулированности пробел существует в виде:
- полного отсутствия норм по регулиров конкрет жизненной ситуации;
- недостаточного регулиров имеющимися нормами.
Так, ст. 59 Кон РФ устанав право гражданина на замену военной службы альтернат гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также в иных установленных фз случаях. Долгое время данная констит норма не работала, поскольку не было спец фз.
По времени появления имеются первоначальные и последующие пробелы в праве:
- первоначальные (первичные) возникают в момент издания нормат актов;
- послед (вторичные) возникают после их издания в процессе разв обществ отнош.
По степени вины законодателя пробелы могут быть:
- непростительные — если необход в правовом регулир существовала в момент подготовки и прохождения законопроекта, а законодатель по какой-либо причине ее не заметил;
- простительные — законодатель не мог по каким-то причинам увидеть и предвидеть потребность в правовом регулир.
Пробелы могут быть классифицированы по отраслевой принадл (в констит, граждан, иных отраслях права), по виду норматив акта и др.
Структура нормы права
Частное и публичное право.
Суть разделения права на частное и публичное состоит в разделении правовых норм на:
1.нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, уголовно-процессуальное, административное, финансовое, военное), и
2.нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.).
Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство.
Частное право "обслуживает" в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.
В основе этой градации лежат две в известной мере самостоятельные сферы социальных отношений, иными словами - предметы правового регулирования. Публичное право - это область государственных дел, а частное право - область частных дел.
Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе. Частная собственность, экономическая свобода, предпринимательство, равноправие и юридическая защищенность субъектов рыночной системы - неотъемлемые атрибуты гражданского общества, признанные всем цивилизованным миром.
Частное право - это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.
Публичное же право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй.
Разумеется, указанные функции в конечном счете тоже отвечают интересам всех. Поэтому частное право не может существовать без публичного, ибо последнее призвано охранять и защищать первое. Частное право опирается на публичное, без которого оно могло бы быть обесценено. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.
Причины появления коллизий.
Одни из них носят объективныйхарактер, другие — субъективный.
Коллизии, вызванные объективными причинами, связаны с динамикой развития общественных отношений.
Несвоевременное внесение корректив в правовое регулирование неизбежно влечетколлизии между содержанием
ранее действовавших норм и потребностями нового юридического оформления изменившейся ситуации.
Коллизии, обусловленные объективными факторами, вызываются также особенностями характера общественных
отношений и необходимостью их дифференцированного регулирования. Сами общественные отношения
предполагают их регулирование разными правовыми средствами.
Субъективные причины, вызывающие коллизии, обусловлены особенностями правотворческого процесса,
нечеткостью разграничения правотворческих полномочий государственных органов и должностных лиц. В результате одни и те же общественные отношения могут получить правовое решение на разных уровнях.
Субъективные коллизии могут возникнуть и в результате ошибок в юридической технике, неточного формулирования правовых предписании, использования многозначных терминов и конструкций, несоблюдения правил лингвистики, стилевой строгости.
Виды коллизии норм права(получили наибольшую разработку в литературе)
темпоральные -имеют в виду расхождение норм во временных пределах.Способом разрешения темпоральных коллизий служит правило, согласно которому позже принятая норма права отменяетранее действовавшую.
пространственные -коллизии обусловлены действием правовых норм в строгих границах.
иерархические -есть несогласованность норм разной юридической силы. Эти коллизии появляются тогда, когда на регулирование конкретного общественного отношения одновременно претендуют нормы разного уровня, содержащие различные предписания. Данные коллизии разрешаются на основе правила, согласно которому отдаѐтся предпочтение нормам более высокого уровня, более высокой юридической силы.
содержательные- коллизии возникают между общими и специальными нормами права, т.е. между нормами, регулирующими род и вид общественных отношений, если они регулируют одну и ту же ситуацию. Для преодоления этого вида коллизий существует правило: специальная норма отменяет действие общей нормы.
Способы устранения коллизий
принятие нового актавзамен коллизирующих или отменуодного из противоречащих друг другу актов.
разработка коллизионных норм и принципов,устанавливающих юридические приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы.
судебный порядокрассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское.
судебные толкования.Они позволяют устранить коллизионность норм, актов, процедур и т. д.
возможности обжаловатьте или иные акты или действия в судебном или административном порядке.
опротестованиеактов органами прокуратуры в установленном порядке.
согласительно-примирительныепроцедуры. Они наиболее эффективны при разрешении коллизий компетенции, при различных позициях спорящих сторон.
введение временныхили специальных режимов.Эти режимы могут включать приостановление действия какого-либо акта или функционирования отдельного органа или должностного лица. В международной практике таким специальным режимом являются экономические санкции, экономические блокады, режим чрезвычайного положения
Пример коллизии: статья 575 ГК РФ позволяет дарить и получать государственным служащим и служащим органов муниципальных образований обычные подарки, стоимость которых не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) . Статья 290 УК РФ, поскольку речь идет о должностных лицах, объявляет такие действия получением и дачей взятки.
Гарантии прав и свобод личности и их виды.
Гарантии— система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод.
Гарантии делятся на:
1. Общие
материальные (это единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности);
политические (система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества. В РФ признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многообразие, право народа РФ на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться правами человека и основными свободами, защищать свои интересы).
духовные гарантии ( система культурных ценностей. К числу духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие, запреты на монополизацию идеологии, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования);
социальные гарантии (основаны на принципе гуманизма, справедливости, равенства, расширения реальных условий реализации потенциальных возможностей как для каждой личности, так и для всего общества);
2. специальные (юридические) гарантии – система средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина.
а) гарантии реализации
· пределы прав и свобод
· их конкретизация в текущем законодательстве
· юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование
· процессуальные формы реализации
· меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации
б) гарантии охраны
· конституционный контроль и надзор
· меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности
· процессуальные формы осуществления контроля и надзора
· средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности
По сфере действия гарантии делятся:
1. международно-правовые гарантии (коллективные меры мирового сообщества экономического, политического, идеологического, организационного характера, обеспечивающие охрану и защиту прав человека и гражданина; закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах);
2. внутригосударственные гарантии(система социально-экономических, политических, нрав