Государственный режим в зарубежных странах: понятие и классификация.
Государство представляет из себя аппарат, машину для управления делами классового общества и по преимуществу в интересах экономически господствующего класса.
Форма государственного устройства характеризует связи, которые существуют между центральными органами государства и его органами, осуществляющими управления территориями страны.
Каждому способу территориального деления соответствует особая форма государственного устройства.
Государство, территория которого делится только на административно-территориальные единицы называется унитарным. (Единые высшие государственные органы, единое гражданство и одна конституция).
В целях учета специфических условий отдельных регионов, предоставления им права самостоятельно решать свои местные вопросы образуется государство в форме федерации. (Две параллельно действующие системы органов государственной власти.)
Конфедерация – представляет собой союз государств, образованных для решения какой-либо экономической, политической или военной задачи. Государства, вошедшие в конфедерацию не утрачивают своего суверенитета.
Неотъемлимую и важнейшую часть формы государства составляет политический режим, то есть способы взаимосвязи государства с гражданами, населением страны и образуемыми ими общественными объединениями и политическими партиями.
Содержание политического режима составляют приемы, способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия в политической, экономической, социально-культурной и иных областях деятельности государства.
Все известные истории государства политические режимы подразделяются на демократические и авторитарные.
Демократический режим характеризуется конституционным признанием социально-экономических, политических и иных прав и свобод человека и гражданина, закрепленные нормами международного права. Государство не только признает эти права формально, но и осуществляет конкретные меры по их реализации. Демократическое государство создает благоприятные условия для политической деятельности граждан, последовательно проводит принцип рпзделения властей. В демократическом государстве каждому гражданину предоставляется возможность реально защитить свои права и свободы от любых посягательств, в том числе органов государства и должностных лиц.
Авторитарный режим характеризуется законодательным ограничением прав и свобод человека и гражданина, признанных международным правом, усилением роли исполнительных органов в управлении делами государства и сведением деятельности законодательных органов к формальному одобрению их решений.
Логическим завершением авторитарных режимов являются фашистские режимы:
1) Культ личности вождя.
2) Исполнительная власть подминает под себя законодательные органы.
3) В стране действует одна «государственная» партия.
4) В стране нарушаются права и свободы человека, создаются специальные внесудебные органы для рассмотрения уголовных дел.
Правовые системы зарубежных государств и правовой статус личности.
Право представляет собой систему обязательных правил поведения, которые устанавливаются государством и охраняются им от нарушений.
Право – это мера свободы класса и, соответственно, личности, обусловленная в конечном итоге материальными, экономическими отношениями общества и выражающаяся в форме правомочий либо правопритязаний на соответствующую долю материальных и духовных благ общества, а также в форме обязанности не посягать на права других лиц, государства и общества в целом.
Право как общеобязательное правило, подлежащее исполнению широким кругом лиц, должно быть знаемо ими. Поэтому государство должно:
· Изложить его в форме доступной для восприятия другими лицами;
· Обеспечить возможность для ознакомления с ним самых широких слоев населения.
Способы выражения и доведения решений правотворческих органов о принятии соответствующих норм права до заинтересованных лиц понимаются как источники права.
Современная нормотворческая практика знает следующие источники права:
1) Нормативно-правовой акт;
2) Судебный прецендент;
3) Правовой обычай;
4) Нормативный договор;
5) Религиозный текст.
Нормативно-правовой акт – это письменный документ, принятый правотворческим органом и содержащий нормы права (законы, постановления и распоряжения, декреты, инструкции, уставы предприятий и организаций). В свою очередь норма права понимается как установленное государственными органами или должностными лицами властное предписание, обладающие свойствами нормативности, формальной определенности и ясности.
Судебный прецендент – представляет собой судебное решение, имеющее обязательное значение при рассмотрении других аналогичных дел. Этот источник права имеет широкое применение в Англии, США, Канаде, Австралии, хотя его обязательная сила проявляется различным образом. Этот источник права противоречит принципу разделения властей. В Российской Федерации, Германии, Франции и других странах континентальной Европы судебный прецендент в качестве источника права не применяется.
Правовой обычай – особая форма права. Его специфика состоит в том, что закон, иной нормативно-правовой акт придает какому-либо обычаю общеобязательное значение.
В классовом обществе каждый класс имеет собственное право, которое не только отличается от права других классов, но и находится с ними в антагонистических отношениях.
Правовое государство – государство, где противоречия между личностью, обществом и государством решаются на основе закона.