Глава вторая. пост в рамадан.

О человек, тебе имущество дано.

Так управляй же им!

Тот, кто имуществом своим не управляет, —

Погублен будет им.

Из жизни пользу ты извлечь спеши,

Она становится короче каждый миг.

Поистине, года уже прошли,

И пролетят оставшиеся дни.

И после смерти бесполезно пальцы грызть,

И сожалеть о том, чего уж не вернешь.

Какая в этом может быть корысть,

Пусть даже руку ты сгрызешь?

Всевышний Аллах желает, чтобы в дни поста мы избегали всего того, что вызывает Его недовольство и гнев:«...быть может, вы устрашитесь»(2:183).

А рабы своих страстей и прихотей стараются всеми силами отдалить нас от покорности Всевышнему и богобоязненности, распространяя искушения через средства массовой информации, включая телевизоры и радиоприемники, а также другими путями, которыми обычно распространяется порок и низость: «Аллах желает дать вам разъяснения, повести вас путями ваших предшественников и принять ваше покаяние, ведь Аллах — Знающий, Мудрый. Аллах желает принять ваше покаяние, а потакающие своим страстям желают, чтобы вы сильно уклонились в сторону» (4:26-27).

Рамадан представляет собой редкую и очень ценную возможность провести свое время с пользой. Рамадан — это жизнь в миниатюре, с известным началом и концом. Жизнь человека предназначена для исполнения определенных обязанностей в определенное время, а все остальное время — вспомогательное. Оно нужно для сна и удовлетворения естественных потребностей. Рамадан — это та же жизнь, только в уменьшенном виде. И если мы упускаем время, предназначенное для исполнения религиозных обязанностей, тратя его на все остальное, мы тем самым ущемляем права своей души за счет излишнего «балования» тела, и тем самым поступаем несправедливо по отношению к самим себе. А в остальной жизни это происходит еще чаще, особенно — если есть здоровье и свободное время.

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Есть два блага, которыми обделены многие люди, — здоровье и свободное время».[Аль-Бухари. Хадис № 6412].

Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) говорит, поясняя этот хадис: «Бывает так, что человек здоров, однако у него нет свободного времени, поскольку он занят добыванием пропитания и всего необходимого для жизни, и бывает так, что человек обеспечен всем необходимым, однако при этом лишен здоровья. А бывает, что у него есть и здоровье, и свободное время, и его одолевает лень в том, что касается послушания Аллаха, и в этом случае можно сказать, что он этими благами обделен. Мир этот — нива мира вечного, и в мире этом — торговля, прибыль от которой человек получает в мире вечном. И кто использовал свое здоровье и свободное время в покорности Аллаху, тот счастлив, и ему можно позавидовать, а кто использовал их для того, чтобы ослушиваться Аллаха, тот обделен, потому что за свободным временем следует занятость, а вслед за здоровьем приходит болезнь». [Фатх аль-Бари. Хадис № 5933].

Рамадан — прекрасное мерило, позволяющее определить степень этой обделенности в том, что касается нашего времени. Некоторые теряют время, обделяя самих себя, в первые десять дней Рамадана, надеясь на то, что к середине или к концу они увеличат свою активность и восстановят упущенное. Этим они лишают себя немалого блага. А есть люди, которые в начале месяца, напротив, очень деятельны, зато в середине и в конце начинают лениться и больше не усердствуют, поскольку исполнение религиозных обязанностей и совершение дел, угодных Всевышнему, начинает казаться им слишком тяжким.

А некоторые обделяют себя весь месяц и по его прошествии остаются такими же, какими были до его начала, и в их жизни ровным счетом ничего не меняется. Бывает так, что после Рамадана они становятся только хуже, поскольку они оставляют Коран в месяц Корана и, если и постятся, то только телом, но не душою, спят вместо того, чтобы совершать ночную молитву и другие виды поклонения, и проводят месяц покорности Всевышнему в беспечности, а бодрствование свое посвящают пустым и бесполезным занятиям.

Ты без пользы проводишь минуты и дни,

Больших и малых избегай грехов —

Богобоязненных удел таков.

Как путник осторожный ты иди,

И берегись колючек впереди.

И не считай, что малый грех — пустяк.

Ты кроме правды ничего не слушай,

И вздор тогда тебе не будет нужен.

Две дверцы знаний — это наши уши.

И лучшие из них чтецу внимают,

Не слушай, ухо, ничего

Помимо слов пути прямого.

Воистину, вершишь ты грех.

Аллах сделал характерной чертой верующих оберегать слух. Так, среди десяти свойств верующих, упомянутых в суре «Верующие», есть и отказ внимать всему праздному, пустому, бесполезному, и это свойство упоминается сразу после упоминания об их смирении в молитве. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв, которые отворачиваются от всего праздного» (23:1–3).

Верующие слушают благое, и они смиренны во время своих молитв. А чтобы сохранить это смирение, они оберегают свой слух, потому что восприятие дурного истощает тот запас в сердце верующего, который приносит ему восприятие благого, а также очерняет и искажает для сердца истинные ценности. Всевышний Аллах сказал, хваля тех, кто оберегает свой слух: «А услышав праздные речи, они отворачиваются и говорят: “Нам достанутся наши деяния, а вам — ваши. Мир вам! Мы не желаем следовать путем невежд”» (28:55).

В благословенный Рамадан ухо человека несет еще большую ответственность за то, чему оно внимает, и то, чему оно отказывается внимать. Например, совершать молитву, в которой аяты читаются вслух, а также коллективную молитву - таравих — значит, внимательно слушать то, что читает имам. Это же касается кружков поминания Аллаха и собраний, в которых приобретаются и передаются полезные знания.

А слушать чтение Корана — великое поклонение. В Коране содержится веление слушать его, и Всевышний похвалил тех, кто делает это: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, — быть может, вы будете помилованы» (7:204).

Всевышний также похвалил в Коране джиннов, которые, находясь в своем сокрытом от наших взоров мире, внимательно слушали Коран. Об этом ниспослана целая сура Корана — «Джинны»: «Скажи: “Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана и сказали: ‹Воистину, мы слышали удивительный Коран›”»(72:1).

А кто из людей, послушав Коран, говорил подобное: «…Воистину, мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него и не будем приобщать сотоварищей к нашему Господу» (72:1–2).

Кто из людей понял то, что поняли они, и кто из них призвал остальных к тому, к чему призвали они? Они призвали свой народ внять призыву Корана.

Они сказали своим соплеменникам: «О народ наш! Ответьте проповеднику Аллаха и уверуйте в него, и тогда Он простит вам некоторые из ваших грехов и спасет вас от мучительных страданий» (46:31).

Прослушивание Корана приносит пользу в том случае, если через слух человека это чтение достигает его сердца. А для этого человек должен слушать внимательно и сосредоточенно, и разум его при этом должен быть ясным.

Всевышний сказал: «Воистину, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом»(50:37).

Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «Если ты желаешь получить пользу от Корана, тогда пусть сердце твое будет сосредоточенным, когда ты будешь читать его или слушать. Слушай внимательно — так, словно к тебе обращается Сам Всевышний, ниспославший этот Коран, и ты внимаешь Ему. Ведь это и в самом деле обращение Всевышнего к тебе, только не напрямую, а через Посланника, мир ему и благословение от Аллаха. В аяте содержится ясное указание на то, что степень воздействия Корана на человека зависит от него самого, его внутреннего состояния: ничто не должно мешать ему воспринимать Откровение должным образом: “Воистину, в этом заключено напоминание” (50:37). Все, сказанное с начала этой суры и до этого аята, — указание на то, что воздействует. А Слова Всевышнего: “для тех, у кого есть сердце”(50:37) — это указание на ту область, на которую оказывается воздействие. Имеется в виду живое сердце, которое воспринимает ниспосланное Аллахом. Ведь Всевышний сказал: “Это — не что иное, как Напоминание и ясный Коран, чтобы он предостерегал тех, кто жив…”(36:69–70). То есть тех, у кого живое сердце. А Слова Всевышнего: “кто прислушивается”означают: внимательно слушают то, что говорится им — это непременное условие для того, чтобы услышанное оказало воздействие. А Слова Всевышнего: “и присутствует при этом” — означают “присутствующий сердцем”,то есть не беспечный, не “витающий в облаках”. Это указание на препятствие, мешающее человеку воспринимать услышанное — отсутствие сосредоточенности, посторонние мысли, отвлекающие его от восприятия и усвоения того, что он слышит, а также от размышлений об услышанном.

Если же присутствует то, что воздействует — Коран, и то, на что должно оказываться воздействие — живое сердце, и соблюдается непременное условие — внимательность и сосредоточенность при прослушивании, и нет препятствий — то есть сердце ни на что не отвлекается и может понимать и полностью усваивать услышанное — в этом случае имеет место воздействие, получение пользы и напоминание». Источник: Ибн аль-Каййим. Аль-фаваид. С. 3.

Аллах повелел верующим слушать Его Слова наилучшим образом. Всевышний сказал: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, — быть может, вас помилуют» (7:204).

Это — почет, оказанный слуху, превознесение его и очищение. Ведь сам по себе слух — уже великое благо и милость Всевышнего, которую мы обязаны признавать и за которую должны благодарить. Всевышний сказал: «…и даровал вам слух, зрение и сердца. Но как мала ваша благодарность!» (32:9).

А благодарность эта заключается в том, чтобы мы пользовались своим слухом только в благих целях и не слушали ничего дурного и запретного. А Рамадан — прекрасная возможность для того, чтобы использовать свой слух во благо, выражая тем самым покорность Аллаху, и оберегать его от всего нежелательного и запретного.

Ведь Всевышний возложил на наш слух особые обязанности.

О них рассказывает Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах): «Это обязанность внимательно и молча слушать то, что Аллах и Его Посланник, мир ему и благословение от Аллаха, сделали обязательным для нас. Так, мы обязаны слушать, когда речь идет об Исламе, вере и обязанностях, с ними связанных. Кроме того, мы обязаны слушать чтение имама вслух во время совершения молитвы, а также пятничную хутбу — таково наиболее верное из двух мнений ученых по этому поводу. И нам запрещено слушать то, что является неверием или нововведением, кроме тех случаев, когда польза от такого прослушивания превышает вред от него — например, когда мы слушаем для того, чтобы ответить и опровергнуть это, или для того, чтобы засвидетельствовать против произносящего это, или для того, чтобы увеличить свою веру посредством знания того, что противоречит ей, — неверия, нововведений, и так далее. Запрещено также подслушивать то, что человек желает держать от нас в секрете, если только это не содержит в себе право Аллаха, которое необходимо соблюдать, и если в том, что скрывает данный человек, нет ничего, оскорбляющего мусульманина, от чего необходимо предостерегать и относительно чего давать человеку благое наставление. Кроме того, запрещено слушать голоса посторонних женщин, которые могут обольстить человека и ввести в искушение, если только в этом нет необходимости — например, необходимость свидетельства, заключение какой-нибудь сделки, необходимость задать вопрос или обратиться за разъяснениями, участие в судебном разбирательстве, а также лечение и так далее. Также запрещено слушать музыкальные инструменты, вроде лютни, гитары и тому подобного. Однако человек не обязан закрывать уши, если он услышал один из таких звуков, не желая этого, если только он не боится, что ему понравится этот звук и он начнет прислушиваться к нему, — в этом случае он обязан помешать себе слушать эти звуки в качестве меры предосторожности… Что же касается желательного, то сюда относится прослушивание знания, приобретение которого желательно, а также чтения Корана, поминания Аллаха и вообще всего, что любит Аллах. Это не относится к обязательному, однако поступать наоборот (то есть, слушать нежелательное), хотя за это и не установлено наказание, — макрух (Нежелательно). А разрешенное очевидно». Ибн аль-Каййим. Мадаридж ас-саликин. Т. 1. С. 115–116.

«О Аллах, благослови для нас наш слух, наше зрение и наше пропитание, пока мы живы, и оставь их нам до конца нашей жизни… Амин!».

Глава вторая. Пост в Рамадан.

Конечно же, постящийся должен уделять внимание духу Рамадана и его значению, но при этом он не должен забывать и о нормах Шариата, связанных с постом, и обо всем том, что помогает верующему проводить этот благословенный месяц должным образом. Многие люди нуждаются в том, чтобы «оживить» свое поклонение в Рамадан, однако зачастую многие из них не знают норм Шариата, чтобы правильно провести этот месяц.

А вот, дорогой брат- постящийся, важнейшие из этих норм:

1) Для того, чтобы подтвердить начало Рамадана, достаточно сообщения или свидетельства одного мусульманина о том, что он видел народившийся месяц. Это устраняет трудности в поклонении. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) начинал поститься сам и велел делать это своим сподвижникам, когда один из них видел народившийся месяц. ‘АбдуЛлах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передает: «Люди увидели народившийся месяц, и я сообщил Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) о том, что я видел его, и он начал поститься и велел поститься людям».[Абу Дауд. Хадис № 2342. Аль-Альбани назвал его достоверным (Ирва аль-галиль. Хадис № 908)]. Сообщения одного человека считали достаточным в этом вопросе аш-Шафи‘и [Раудат ат-талибиййин. Т. 2. С. 207.], ханбалиты [Аль-фуру‘. Т. 3. С. 14.], Ибн Хазм [Аль-мухалли. Т. 4. С. 373.], а также Ибн Таймиййа [Маджму‘ат аль-фатава. Т. 25. С. 105.] и Ибн аль-Каййим (да помилует Аллах их всех) [Зад аль-ма‘ад. Т. 2. С. 38.].

2) Рамадан — особый месяц, и награда во время него — полная, независимо от числа его дней. Рамадан отличается от предыдущих и последующих месяцев, и за день или два до его наступления нужно прекратить соблюдать другие посты, а после него, в день Праздника, пост запрещен.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует):«Не поститесь за один или два дня до начала Рамадана и в тот, который перед ним, кроме того случая, когда на эти дни выпадает пост, соблюдаемый человеком обычно».[Аль-Бухари. Хадис № 1914. Муслим. Хадис № 1082.].

Более того, Пророк саля Ллаху алейхи ва салам, велел людям прекращать другие посты за две недели до наступления Рамадана, чтобы они с нетерпением ожидали этого поста и начинали его с новыми силами. Он сказал: «Не поститесь по прошествии половины месяца Ша‘бан». [Абу Дауд. Хадис № 2337. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих Абу Дауд. Хадис № 2049).] .

3) Хотя награда за пост в Рамадан очень велика, Всевышний по милости Своей возложил обязанность соблюдать его только на разумных, совершеннолетних и способных соблюдать его людей. Умалишенный и несовершеннолетний, а также неспособный выдержать пост из-за болезни или старости не обязан соблюдать пост в Рамадан — вместо этого он кормит каждый день одного бедняка. Однако, освобождая от поста тех, кто не может поститься, Всевышний не снимает с них обязанности уважать благословенный месяц, возвеличивать его и проводить его в поклонении и покорности Ему. Что же касается не мусульманина, умалишенного и женщины в период менструации или послеродового кровотечения, то их пост недействителен и не вознаграждается Всевышним.

Пост не мусульманина и умалишенного не засчитывается, потому что он лишен необходимого условия — намерения. Что же касается женщины в период менструации или послеродового кровотечения, то хотя она не молится и не постится, она может заниматься в Рамадан другими благими и угодными Аллаху делами — слушать Коран, много поминать Аллаха, восхвалять Его, просить у Него прощения и обращаться к Нему с мольбами. Она может также раздавать милостыню и совершать другие благие дела.

4) Главное в посте — надежда на награду Всевышнего, и верующий должен обновлять свое намерение, чтобы оно всегда оставалось правильным. Это нужно делать каждую ночь — для того, чтобы его пост был принят. Хафса (да будет доволен ею Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто не сделал намерения поститься с ночи, нет ему поста».[Ан-Насаи. Хадис № 2334. Приведена его версия. Ахмад. Хадис № 35918. Абу Дауд. Хадис № 2454. Ат-Тирмизи. Хадис № 730. Ибн Маджа. Хадис № 1700. Аль-Альбани назвал его достоверным (Ирва аль-галиль. Хадис № 914).].

Достаточно общего намерения: если человек не вознамерился ночью прервать свой пост на следующий день, это означает, что он продолжает придерживаться общего намерения держать пост по прошествии каждой ночи в течение всего Рамадана.

5) Кто вознамерился соблюдать пост, тот должен воздерживаться от всего того, что делает пост недействительным, со второго (настоящего) рассвета* до заката.

*[С приближением конца ночи на восточном горизонте начинает пробиваться полоска света — это и есть первая заря, которую такжже называют обманчивым рассветом или рассеивающейся зарей. Затем на восточном горизонте наступает темнота, которую сменяет резкий и сияющий свет. Он надвигается широкой полосой и постеппенно усиливается. Именно этим светом и является вторая утреннняя заря, которую также называют «правдивым» рассветом, или же «бьющим» рассветом, или же «освещающим» рассветом (Мухаммад Ашик Иляхий Аль-Бараний. Фикх. Необходимое упрощение вопроссов Аль-Кудурия. — К.:Ансар Фаундейшн, 2004). — Прим. ред.]

Всевышний сказал: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (2:187).

По единогласному мнению ученых во время поста запрещается:

— Намеренно есть или пить.

— Использовать то, что подобно пище и питью, например, капли в нос, ибо они попадают в горло. Также не следует слишком глубоко промывать нос при омовении, поскольку вода может попасть в горло. Это нарушает пост. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Хорошо (глубоко) промывай нос, кроме тех случаев, когда ты постишься». [Ат-Тирмизи. Хадис № 788. Приведена его версия. Абу Дауд. Хадис № 142. Ан-Насаи. Хадис № 11 4. Ибн Маджа. Хадис № 407. Ахмад. Хадис № 15945. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих ат-Тирмизи. Хадис № 631)].

— Использовать питательные инъекции: они подобны пище и питью, поскольку заменяют их.

— Делать переливание крови, поскольку кровь производится в организме из пищи и питья, и, соответственно, замещает их. Что же касается использования глазных и ушных капель, сурьмы, лекарственных (непитательных) инъекций и суппозиториев, вдыхания благовоний, то все это не подобно пище и питью и не нарушает пост. А что касается кровопускания (хиджама), то ближе к истине мнение, что оно также не нарушает пост. Ибн ‘Аббас передает: «Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) отворяли кровь, когда он постился». [Аль-Бухари. Хадис № 1939.].

Этот хадис отменяет слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), переданные Саубаном: «Нарушается пост того, кто отворяет кровь, и того, кому отворяют кровь». [Ахмад. Хадис № 15401. Ат-Тирмизи. Хадис № 774. Ан-Насаи. Хадис № 3160. Абу Дауд. Хадис № 2367. Ибн Маджа. Хадис № 1670. Ахмад. Хадис № 16663. Со слов Саубана. Ан-Навави сказал, что у него безупречный иснад (Аль-маджму‘. Т. 6. С. 349). Аль-Альбани назвал его достоверным (Аль-ирва. Хадис № 931).] .

Отмену подтверждает и хадис Абу Са‘ида аль-Худри: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил постящемуся поцелуй и кровопускание». [Ад-Даракутни. Т. 3. С. 397. Аль-Альбани назвал его достовернным (Хакыкат ас-сыйам. С. 70).].

— Запрещается совокупление или намеренное семяизвержение в состоянии бодрствования посредством любовной игры без совокупления, посредством мастурбации и так далее, поскольку все это подобно совокуплению.

— Запрещается намеренно вызывать рвоту. Такая рвота нарушает пост — относительно этого существует согласное мнение ученых — в отличие от непроизвольной рвоты, которая не нарушает пост. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кого одолела рвота, тот не обязан возмещать пост, а кто намеренно вызвал рвоту, тот должен возместить свой пост». [Ахмад. Хадис № 10085. Абу Дауд. Хадис № 2370. Ат-Тирмизи. Хадис № 720. Ибн Маджа. Хадис № 1676. Аль-Альбани назвал его достоверным (Аль-ирва. Хадис № 930).].

Кроме того, пост женщины нарушается при выходе менструальной крови или послеродовом кровотечении. Причем пост считается прерванным (согласно общему мнению ученых) [ан-Навави утверждал о существовании согласного мнения ученных мусульманской общины в этом вопросе. Аль-маджму‘. Т. 6. С. 254, 331.], даже если кровотечение началось перед самым закатом солнца. В хадисе, переданном Абу Са‘идом аль-Худри, говорится: «Разве она не оставляет молитву и пост, когда у нее начинается менструация?». [Аль-Бухари. Хадис № 1951. Муслим. Хадис № 889.].

6) Пост того, кто поел или попил, забывшись, или по ошибке, не нарушается, и ему не нужно возмещать его даже в том случае, если он съел или выпил достаточно много. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто поел или попил, забывшись, пусть продолжает свой пост, ибо это Аллах накормил его и напоил». [Аль-Бухари. Хадис № 6669].

Что же касается поевшего или попившего по ошибке, то сюда относится, например, тот, кто поел, думая, что рассвет еще не наступил, а на самом деле начало светать, или тот, кто думал, что солнце уже зашло, и поел, а на самом деле оно еще не село. Что же касается того, кто намеренно нарушает пост без оправдания, то он берет на душу великий грех, и он должен покаяться перед Аллахом, а потом возместить те дни поста, которые он пропустил. Таково мнение большинства ученых.

7) Если у женщины началась менструация или послеродовое кровотечение в Рамадан, то ей запрещено поститься, и она должна возместить пропущенные дни после того, как очистится. Му‘аза передает, что она спросила ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах): «Почему женщина после окончания менструации возмещает пост, но не возмещает молитву?». ‘Аиша сказала: «Ты что, харуритка?». Она ответила: «Нет, я не харуритка. Я просто спрашиваю». Тогда ‘Аиша сказала: «К нам тоже приходило это, и нам было велено возмещать пост, но не было велено возмещать молитву». [Муслим. Хадис № 335. Речь идет о местности Харура, откуда вышли хариджиты, некоторые из которых из-за излишнего углубления в религию считали, что женщина, оставляя молитву во время менструации, должна позже возмещать ее!].

8) Аллах разрешил путешественнику не соблюдать пост, даже если во время путешествия он не испытывает никаких затруднений. Всевышний сказал: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185). Однако дозволенность разговения во время путешествия вовсе не означает, что пост во время путешествия запрещен. Хамза ибн ‘Амр аль-Аслями спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «О Посланник Аллаха, я чувствую, что у меня достаточно сил для того, чтобы поститься в путешествии, так будет ли на мне грех, если я стану делать это?». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это разрешение (послабление) от Аллаха, и кто воспользуется им, тот поступит хорошо, а кто желает поститься, на том нет греха». [Муслим. Хадис № 1891.].

9) Пост человека, вступившего в половую близость днем в Рамадан, нарушается, на него ложится грех, и он должен возместить этот день поста и искупить свой грех посредством освобождения раба. Если же это невозможно, тогда он обязан поститься два месяца без перерыва, а если это ему не по силам, тогда он должен накормить шестьдесят бедняков. Об этом говорится в хадисе от Абу Хурейры приведенном в обоих «Сахихах». [Аль-Бухари. Хадис № 6087, 6164. Муслим. Хадис № 1111.].

10) Если в некоторые дни человеку очень трудно поститься, ему разрешается прервать пост в эти дни. Иногда это даже становится обязательным — если пост наносит человеку ощутимый вред. Всевышний Аллах избавил нашу общину от затруднений. Всевышний сказал: «Он не сделал для вас никакого затруднения в религии» (22:78).

Человек, прервавший пост из-за того, что ему было очень тяжело, обязан возместить пропущенные дни после того, как ему станет легче. Сюда же относятся беременные и кормящие женщины, если они опасаются за себя или своих детей.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний Аллах снял с путешественника пост и половину молитвы, а с беременной и кормящей — пост». [Ат-Тирмизи. Хадис № 715.].

11) Тот, кто вообще не может поститься (то есть, нет надежды на то, что он когда-нибудь будет в состоянии соблюдать пост), например, очень старый, а также неизлечимо больной человек, — имеет право не соблюдать пост, однако он должен за каждый пропущенный день кормить одного бедняка.

‘АбдуЛлах ибн ‘Аббас прочитал Слова Всевышнего: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка»* (2:184) — и сказал: «Этот аят не отменен. Он — о дряхлом старике и старухе, которые не могут поститься и должны кормить за каждый день бедняка». Однако если старик или старуха выжили из ума и перестали отдавать себе отчет в своих действиях, с них снимается и обязанность соблюдать пост, и обязанность кормить бедняка, поскольку из-за их состояния с них вообще снимаются религиозные обязанности.

*[Ас-Саади писал: «Всевышний Аллах позволил вместо соблюдения поста накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это предписание оставалось в силе короткое время, когда Аллах только ниспослал повеление соблюдать пост. Пост был настолько непривычен для мусульман, что категорическое повеление поститься могло стать обременительным для многих людей, и поэтому Мудрый Господь пожелал постепенно подготовить своих рабов к более тяжелому предписанию и позволил им самостоятельно делать выбор между соблюдением поста и кормлением бедняка, но подчеркнул, что для них будет лучше поститься. Впоследствии Аллах повелел соблюдать пост в обязательном порядке каждому, кто способен поститься, и позволил разговляться и возмещать пропущенный пост каждому, кто испытывает временные трудности. Существует мнение, что этот аят распространяется только на пожилых старцев и других людей, которые не способны перенести тяготы поста. Такие люди обязаны в искупление пропущенного поста накормить одного бедняка за каждый пропущенный день. Это мнение также является достоверным»] .

«О Аллах, даруй нам понимание нашей религии, научи нас тому, что принесет нам пользу, принеси нам пользу посредством того, чему Ты научил нас, и добавь нам знания...

Наши рекомендации