Раздел 5. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.

Глава 23. СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

И МИРОВОЙ ПРАВОПОРЯДОК.

23.1. Понятие и Оосновные Ппринципы Ссовременного

Ммеждународного Пправа.

В Ссовременном мире, для которого характерна смена “"Ккода”" Ккультуры, когда перед Ччеловечеством стоят Гглобальные Ппроблемы Ввыживания, и Ссуществует Оопасность Яядерного и Ббактериологического Ууничтожения, Ппроблемы Ообщественной Ббезопасности Пприобретают Оособое Ззначение. Среди них на Ппервом Пплане - Ззащита Пправ и Ссвобод Ччеловека, Ссложившихся Ээкосистем, Ккультур и Ццивилизаций, Ообеспечение Сстабильного Рразвития всех Ннародов мира. Для этого Ннеобходимо Ссоздание Ммеханизма, который мог бы обеспечить Оответственную Ддеятельность всех Пправительств, включаято есть создание новых, и расширение существующих полномочий Ммеждународных Оорганизаций. Нужна Кконцепция Рравновесного Рразвития Ччеловечества Ццелостной Ццивилизации, Ггармонически Ссочетающей в себе Ннаследие Ввсех Сстран и Ннародов.

Особая Рроль в Ррешении Ппроблем Ообеспечения Ммирового Пправопорядка Ппринадлежит Ммеждународному Пправу, как системе Пправа, нормы которой Ффункционируют в о взаимодействии Сотрудничестве с Ннациональными Пправовыми Ссистемами.

Международное Пправо можно определить, как Ссистему Ммеждународных Ддоговорных и Ообычных норм, Ссозданнваемых Ггосударствами и Ддругими Ссубъектами Ммеждународного Пправа, Ннаправленных на Пподдержание Ммеждународного Ммира и Уукрепление Ммеждународной Ббезопасности, Уустановление и Рразвитие Ввсестороннего Ммеждународного Ссотрудничества, которые обеспечиваются Ддобросовестным Ввыполнением Ссубъектами Ммеждународного Пправа своих Ммеждународных Ообязательств, а в некоторых случаях и принуждением, Оосуществлённяемыми Ггосударствами в Ииндивидуальном или Кколлективном Ппорядке в Ссоответствии с Ддействующими Ннормами Ммеждународного Пправа.

Международное Пправо регулирует Ообщественные Оотношения, выходящие за Ппределы как Ввнутренней Ккомпетенции, так и Ттерриториальных Гграниц Ггосударств. Предметом Ммеждународно-Пправового Ррегулирования Ввыступают Рразнообразные Пполитические, Ээкономические, Тторговые, Ввоенные, Ннаучно-Ттехнические, Ккультурные и Ииные Оотношения между Ссубъектами Ммеждународного Пправа.

Международное Пправо полагаимеет Ссвоейю Ссистемойу, которую можно представить, как Ссовокупность Ммеждународно-Пправовых Ннорм, Иинститутов и Оотраслей Ммеждународного Пправа, взятых в своёем союзединстве, взаимосвязи сотрудничества и подчинённого положениявзаимозависимости.

Под Ннормой Ммеждународного Пправа Ппонимается Пправило Пповедения, которое Ппризнается Ггосударствами и Ддругими Ссубъектами Ммеждународного Пправа в Ккачестве Ююридически Ообязательного.

Нормы Ммеждународного Пправа создаются непосредственно Ссамими Ссубъектами Ммеждународного Пправа, прежде всего Ггосударствами, путёем свободного согласования Вволи Ссуверенных Ггосударств и Ввыражения Ээтой Ссогласованной Вволи в Ззаключённаемых Ммежду Нними Кконкретных Ммеждународных Ддоговорах, Ппринятимаемых в Ссоответствии со Ссложившейся Ддоговорной и Ообычной Ппрактикой Ггосударств. Такой Ппорядок Ссоздания Ннорм Ммеждународного Пправа Пприводит к тому, что они в Ммаксимальной степени отвечают интересам всех Ггосударств мира (например, Устав Организации Объединёенных (Сплочённых оплот, союз) Наций 1945 года, Конвенция ООН по Мморскому Пправу 1982 года и др.). СплочённыЕдинственным способом создания Ммеждународно-Пправовых Ннорм яявляется: Ссоглашение (Ссогласие) Ссубъектов Ммеждународного Пправа.

Содержание Ннорм Ммеждународного Пправа составляют Пправа и Ообязанности, которыми наделяются Ссубъекты Ммеждународного Пправа. Урегулированные Ммеждународно-Пправовыми Ннормами Ммеждународные Оотношения приобретают характер Ммеждународно-Пправовых. Вступая в те или иные Ммеждународно-Пправовые Оотношения, Ссубъекты Ммеждународного Пправа тем самым реализуют свои Пправа и обязанности.

Нормы Ммеждународного Пправа по Ююридической силе подразделяются на Иимперативные и Ддиспозитивные. В статье 53 Венской Кконвенции о Пправе Ммеждународных Ддоговоров говорится, что Иимперативная норма общего Ммеждународного Пправа (jus cogens) является Ннормой, которая принимается и признаёется Ммеждународным Ссообществом Ггосударств в целом, как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего Ммеждународного Пправа, носящей такой же характер.

Отсюда можно сделать вывод, что Иимперативные Ннормы составляют Пправовую Ооснову всего Ммеждународного Пправа и всех Ммеждународных Оотношений, Ооснову всего Ммеждународного Пправопорядка и Пполитической Сстабильности в Ммире. Они обладают полагают Ннаивысшей Ююридической силой, в силу чего Ммеждународные Ддоговоры, противоречащие хотя бы одной Иимперативной норме, являются нничтожными с момента их заключения. Императивные нормы ообразуют ядро Ссистемы Ммеждународного Пправа.

Сложилось общее мнение, что Иимперативными Ннормами являются в первую очередь: основные принципы Ммеждународного Пправа, закреплёенные в Уставе ООН, Ююридическое Ссодержание которых раскрыто в Декларации о принципах Ммеждународного Пправа 1970 года, основные Ппринципы, содержащиеся дополнительно в Заключительном Аакте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 года, другие Оосновные Ппринципы Ммеждународного Пправа, находящиеся на стадии становления.

Однако полагаследует отметить, что нет какого-либо Ммеждународно-Пправового Аакта, который перечислял бы Иимперативные Ннормы, полагаимеющие характер jus cogens — (лат. jus cogens) Соблюдение законности.

.

Диспозитивной является такая Ннорма, в рамках которой Ссубъекты Ммеждународного Пправа могут самостоятельно определять своёе Пповедение, равнозначвзаимные Пправа и обязанности в конкретных Пправоотношениях в зависимости от обстоятельств. Например, в соответствии со статьей 14 Конвенции ООН по Мморскому Пправу 1982 года Пприбрежное Ггосударство может устанавливать исходные линии для отсчёета ширины территориального моря, Ииспользуя поочередно любой из методов в зависимости от различных условий: или линии наибольшего отлива вдоль Бберега (по ст. 5), или прямые исходные линии, сплачивасоединяющие Ссоответствующие Тточки (по ст. 7), или их сочетание.

Источники Ммеждународного Пправа - это формы существования Ммеждународно-Пправовых Ннорм, в которых выражены согласованные и признаннваемые Ссубъектами Ммеждународного Пправа Пправила Пповедения.

В Ссилу Сспецифики Ммеждународного Пправа, и процесса образования его норм, не Ссуществует Ппризнанного всеми Ссубъектами Ммеждународного Пправа какого-либо Пправового Аакта, которым устанавливались бы перечень источников Ммеждународного Пправа и их Оопределение.

Основными Иисточниками Ммеждународного Пправа являются: Ммеждународные Ддоговоры и Ммеждународные Ообычаи.

В соответствии со ст. 2 Венской Кконвенции о Пправе Ммеждународных Ддоговоров 1969 года Ммеждународный Ддоговор “"означает Ммеждународное Ссоглашение, заключёенное между Ггосударствами в Пписьменной Фформе и Ррегулированнуемое Ммеждународным Пправом, Ннезависимо от того, содержится ли такое Ссоглашение в одном Ддокументе, в двух или нескольких связанных между собой Ддокументах, а также независимо от его конкретного назименования”" <1> (Ддоговор, Кконвенция, Ссоглашение, Ппакт, Аакт, Ппротокол, Ообмен Ннотами и др.).

--------------------------------_________________________________________________________________________

<1> Венская Кконвенция о Пправе Ммеждународных Ддоговоров. Комментарий. М., 1997. С. 9.

Именно Только в Ммеждународном Ддоговоре в письменной форме определяются цели Ззаключения Ммеждународного Ддоговора, Ообъект Ддоговора, Пправа и Ообязанности Ддоговаривающихся сторон, Ппорядок и Уусловия вступления Ддоговора в силу, срок действия Ддоговора, иногда устанавливается Оответственность сторон за неисполнение Ддоговорных Ообязательств и другие Ообязательные для Иисполнения Пположения.

Прошедший все стадии заключения Ммеждународный Ддоговор является Ззаконным Ссредством Ддоказывания в Ммеждународных и Ннациональных Ссудебных (Оорганах) Ведомствах и Уучреждениях.

Венская Кконвенция о Пправе Ммеждународных Ддоговоров резюмирует возможность Ззаключения Ддоговоров между Ггосударствами, и другими Ссубъектами Ммеждународного Пправа. Международный Ддоговор может, как это и предусмотрено в Конвенции, представлять собой не один, а несколько Подчинённыхвзаимосвязанных Ддокументов. Нередко к Оосновному Ддоговору даёется Ддополнение в виде Ппротокола или Пприложений, которые Ррасцениваются, как его Ссоставные части.

Международный Ообычай - это длительно повторяемое в Ааналогичной ситуации (обстановке) правило поведения, которое молчаливо признаёется и выполняется Ссубъектами Ммеждународного Пправа в их Ммеждународной Ппрактике в Ккачестве обычной Ммеждународно-Пправовой Ннормы. Статья 38 Статута Международного Ссуда ООН определяет “"Ммеждународный Ообычай, как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве Пправовой нормы”" <2>.

--------------------------------_________________________________________________________________________

<2> Международное Ппубличное Пправо. Сборник Ддокументов. В 2 т. Т. 1. М., 1996. С. 410.

В целом для Ппризнания определёенного правила поведения Ммеждународным Ообычаем, оно должно удовлетворять одновременно трёем условиям: длительная повторяемость (являетсято есть устойчивая практика), проявления в аналогичной ситуации, Ссогласие Ссубъектов Ммеждународного Пправа Ппризнавать такое правило поведения в качестве Ммеждународного Ообычая.

Международное Пправо не даёет оснований для предположения о различной Ююридической Ссиле Ообычая, и Ддоговора в пользу Ддоговора. Договор и Ообычай в равной мере обязательны для тех Ссубъектов Ммеждународного Пправа, на которые они распространяются.

Особенно Ммного Ммеждународных Ообычаев в Пправе внешних отсношений, и в Ммеждународном Мморском Пправе: Гглаву Пправительства Ииностранного Ггосударства встречает Гглава Пправительства Ппринимающего Ггосударства (“"Рравный встречает равного”"); при встрече в Ооткрытом Мморе Тторгового Ссудна с Ввоенным Ккораблёем Ииностранного Ггосударства, Тторговое Ссудно Ппервым салютует Ввоенному Ккораблю приспусканием своего Ффлага до половины Ффлагштока, а Ввоенный Ккорабль, поравнявшись с Тторговым Ссудном, салютует ему своим флагом, приспуская его и тотчас же, поднимая до места, и другие.

В системе Ммеждународного Пправа, как отмечалось Ввыше, центральное место занимают Иимперативные Ннормы (jus cogens), воплощёенные в Оосновных Ппринципах Ммеждународного Пправа.

Основные Ппринципы Ммеждународного Пправа - это руководящие правила поведения Ссубъектов Ммеждународного Пправа, возникающие, как результат Ообщественной Ппрактики, Ююридически закреплёенные начала Ммеждународного Пправа. Они прилагобладают такими особенностями, которые позволяют им занять особое место в системе норм Ммеждународного Пправа:

•- это наиболее важные, основополагающие нормы Ммеждународного Пправа, являющиеся Ннормативной Оосновой всей Ммеждународно-Пправовой Ссистемы;

•- они являются Ообщепризнанными Ннормами, обязательными для всех Ссубъектов Ммеждународного Пправа. Исходя из этой особенности, положения Устава ООН (п. 6 ст. 2) дают Пправо (Оорганам) Ведомствам ООН обеспечивать, чтобы все Ггосударства независимо от их членства в ООН действовали в соответствии с требованиями принципов;

•- это Иимперативные нормы jus cogens, прилагобладающие Ввысшей Ююридической силой по отношению ко всем остальным Ннормам Ссистемы Ммеждународного Пправа. Статья 103 Устава ООН, статья 53 Венской Кконвенции о Пправе Ммеждународных Ддоговоров 1969 года и Венской Кконвенции о Пправе Ммеждународных Ддоговоров между Ггосударствами, и Ммеждународными Оорганизациями или между Ммеждународными Оорганизациями 1986 года разъясняют, что отклонение от нормы, Ссодержащей принцип Ммеждународного Пправа, недопустимо, и что она может быть отменена только последующей нормой общего Ммеждународного Пправа, носящей такой же характер. Следствием указанных положений является признание норм, не соответствующих принципам, недействительными, не влекущими Пправовых последствий, и не пользующимися защитой Ммеждународного Пправа;

•- как исключение из общих правил действия Ммеждународно-Пправовых Ннорм, во времени они прилагаимеют обратную силу, что позволяет им воздействовать на любую норму, возникшую ранее самого принципа, вплоть до еёе отмены и непризнания связанных с ней последствий;

•- только деяния, нарушающие принципы Ммеждународного Пправа, рассматриваются, как Ммеждународные преступления. При этом к Ннарушителям возможно применение таких мер воздействия от Иимени сообщества Ггосударств, которые перечислены в статьях 5, 6, 40 - 47 Устава ООН, и включают разрыв экономических, дипломатических и иных отношений, вплоть до применения вооружёенной силы;

•- они могут быть Пправовой Оосновой для регулирования Ммеждународных Оотношений при отсутствии прямого регулирования.

Основные принципы Ммеждународного Пправа могут быть классифицированы по различным основаниям, причёем такая классификация прилагаимеет скорее Ддоктринальный, нежели Пприкладной характер.

Так, например, по форме их закрепления различают писаные и обычные принципы, что, конечно же, не означает различия в их Ююридической силе. Формируясь обычным и Ддоговорным путёем, принципы получают и соответствующие Фформы закрепления.

По Иисторическому Ппризнаку принято различать так называннаемые доуставные принципы (принципы, возникшие в период рабовладения, феодализма, капитализма), Ууставные принципы, пришедшие в Ссистему Ммеждународного Пправа после Второй Ммировой войны с подписанием Устава ООН, Ппосле Ууставные, или новейшие, Ппринципы Ммеждународного Пправа, такие, как принцип всеобщего и полного разоружения под Ээффективным Ммеждународным Кконтролем, принцип сотрудничества Ггосударств по Оохране Оокружающей Ссреды.

По Ообъекту сотрудничества выделяют три группы принципов:

•- Ззащищающие Ммир и Ббезопасность;

•- Ообеспечивающие Ммирное сотрудничество Ггосударств;

•- Ззащищающие Пправа Ччеловека, Ннародов и Ннаций.

В общем виде основные принципы Ммеждународного Пправа закреплены в Уставе ООН, и детализируются рядом Ммеждународно-Пправовых Аактов, прежде всего Декларацией о принципах Ммеждународного Пправа, касающихся дружественных Оотношений и Ссотрудничества Ммежду Ггосударствами, в Ссоответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года, Заключительным Аактом СБСЕ от 1 августа 1975 года, Парижской Ххартией для Нновой Европы 1990 года и др.

К числу Оосновных принципов Ммеждународного Пправа относятся: Ппринцип Ссуверенного равенства Ггосударств; принцип неприменения силы и угрозы силой; Ппринцип нерушимости Ггосударственных границ; принцип Ттерриториальной целостности Ггосударств; принцип Ммирного Рразрешения Ммеждународных Сспоров; принцип невмешательства во Ввнутренние Ддела Ггосударств; Ппринцип всеобщего Ууважения Пправ Ччеловека; принцип равноправия и Ссамоопределения Ннаций и Ннародов; принцип Ссотрудничества Ггосударств; принцип Ддобросовестного Ввыполнения Ммеждународных Ообязательств.

Как ПпослеУуставные (новейшие) Ппринципы Ммеждународного Пправа сформировались: Ппринцип всеобщего и Пполного Рразоружения под эффективным Ммеждународным Кконтролем и Ппринцип Ммеждународной Ззащиты Оокружающей Ссреды.

Полная формулировка Ппринципа Ввсеобщего и Пполного Рразоружения под Ээффективным Ммеждународным Кконтролем Ссложилась из Ссодержания Ппреамбул, Ппрактически всех Иизвестных Ммеждународно-Пправовых Аактов о Кконкретном Рразоружении. Среди них особое значение Прилагаимеет Московский Ддоговор о запрещении Ииспытаний Яядерного Ооружия в Аатмосфере, Ккосмическом Ппространстве и Ппод Вводой 1963 года, Договор о Ннераспространении Яядерного Ооружия 1968 года и др.

Принцип Ммеждународной Ззащиты Оокружающей Ссреды Ссформировался, как принцип Ммеждународного Пправа, обязывающий Ссубъектов Ммеждународного Пправа Ззащищать биоту, флору, фауну Земли, околоземное Ккосмическое Ппространство, в том числе Оокружающую Ссреду, внутри Ггосударственных границ, как часть целединого природного комплекса.

Учитывая постоянность и длительность практики Ггосударств по защите Оокружающей Ссреды (принятие Ммеждународно-Пправовых Аактов, участие в Ммеждународных Оорганизациях, формирование понятия преступления против Оокружающей Ссреды “"экоцид”"), можно сделать вывод о завершении этапа становления Ппринципа и о Ввключении его в систему основных принципов современного Ммеждународного Пправа.

При Ттолковании и Пприменении Ппринципов Ммеждународного Пправа важно помнить, что все они взаимно равно связаны, и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Строгое и Ддобросовестное Выполнсоблюдение Оосновных Ппринципов Ммеждународного Пправа Ввсеми Ссубъектами данной Пправовой Ссистемы предполагаимеет важнейшее значение для Пподдержания Ммеждународного Ммира и Ббезопасности, Ммеждународного Пправопорядка.

В Ццелом Оосновные Ппринципы Ммеждународного Пправа находятся в развитии, их Ссодержание Ппостоянно Ссовершенствуется. Динамизм Ппринципов Ппроявляется и в Ссоздании Нновых Оосновных Ппринципов Ммеждународного Пправа, соответствующих Пправильному Ппониманию Ззадач, Сстоящих перед Ццивилизацией в Ццелом.

23.2. Субъекты Ммеждународного Пправа.

Субъект Ммеждународного Пправа - это носитель Ммеждународных Пправ и обязанностей, возникающих в соответствии с Ообщепризнанными Ннормами Ммеждународного Пправа, либо положениями Ммеждународно-Пправовых Аактов. Для понятия “"Ссубъект Ммеждународного Пправа”" характерны Сследующие Оосновные Ппризнаки:.

Во-первых, Ссубъекты - это участники Ммеждународных Оотношений, которые могут быть Нносителями Ссубъективных Ююридических Пправ и Ообязанностей. В силу этого они должны обладать полагать такими свойствами, как:

•- известная внешняя обособленность;

•- персонификация, Личноето есть выступление в Ммеждународных Оотношениях, лично в виде единого лица;

•- способность вырабатывать, выражать и осуществлять Аавтономную волю;

•- участвовать в создании норм Ммеждународного Пправа.

Во-вторых, Ссубъекты Ммеждународного Пправа приобретают свойства Ссубъекта в силу Ннорм Ммеждународного Пправа, которые являются обязательной основой их деятельности.

Условно различаются Ппервичные и Ппроизводные Ссубъекты Ммеждународного Пправа. К первичным относятся, прежде всего, Ггосударства и в некоторых случаях Ннароды и Ннации. Их появление - Ообъективная реальность, результат сущестественно-исторического процесса. Производные Ссубъекты Ммеждународного Пправа создаются первичными. Объёем их Ммеждународной Пправоспособности зависит от воли и намерения их создателей. Это могут быть Ммежправительственные Оорганизации, либо Ггосударственно-Пподобные Ообразования типа Ввольных Ггородов. К Ккатегории Оособых Ссубъектов Ммеждународного Пправа полагаследует относить Ииндивидов.

Так как, Ммеждународное Пправо создаёется прежде всего Ггосударствами и регулирует преимущественно Ммежгосударственные Оотношения (в Шшироком смысле - Ммеждународные Оотношения), то Ггосударства выступают, как основные Ссубъекты Ммеждународного Пправа.

Международное Пправо возлагает на Ггосударства определёенные Пправа и Ообязанности, вытекающие из содержания основных Ппринципов Ммеждународного Пправа. В качестве Ссубъектов Ммеждународного Пправа могут выступать как унитарные, так и Ффедеративные Ггосударства. Члены Ффедерации (Рреспублики, Ообласти, Шштаты, Зземли и так далее), сохраняя определёенную внутригосударственную самостоятельность, как правило, не обладают содержат Кконституционноеым Пправом самостоятельного участия во внешних сношенияхотношениях.

Конфедерация, как Ссоюз Ссуверенных Ггосударств, Сплочобъединившихся для достижения Ообщих Ццелей, Ттакже Мможет Ннаряду с Ггосударствами-Ччленами Ввыступать Ссубъектом Ммеждународного Пправа, если при еёе создании Ггосударства-Ччлены возложили на Кконфедерацию осуществление определёенных задач в области Ммеждународных Оотношений.

Исторически Иизвестно несколько способов Ообразования Нновых Ггосударств, как Ссубъектов Ммеждународного Пправа: смена Ггосударства одного Иисторического типа другим; возникновение Ггосударства в результате Ддостижения Кколониальным Ннародом Ссвоей Ннезависимости; территориальные изменения, связанные с сплочениемобъединением нескольких Ггосударств в одно, либо с распадом Ггосударства на несколько Ггосударств, либо с отделением одного Ггосударства от другого.

В этих случаях встаёет вопрос о признании новых Ггосударств, как Ссубъектов Ммеждународного Пправа и об их Пправопреёемстве.

Международно-Пправовое Ппризнание - это односторонний Ддобровольный Аакт Ггосударства, в котором оно прямо или косвенно заявляет о том, что рассматривает другое Ггосударство, как Ссубъект Ммеждународного Пправа и намерено поддерживать с ним Оофициальные отношения.

Признание Ггосударства, как Ссубъекта Ммеждународного Пправа одновременно означает и признание его Пправительства. Если в Аакте, оформляющем признание, говорится о признании Пправительства, то это означает и Ппризнание Ггосударства.

Современное Ммеждународное Пправо исходит из того, что Нновое Ггосударство полагаимеет Пправом на Ммеждународное Ппризнание. Такое Пправо основывается на Ообщепризнанных Ппринципах Рравенства, Ууважения Ссуверенитета, Ттерриториальной Ццелостности и Нневмешательства во Ввнутренние дела. Признание или непризнание не влияет на Ссуществование Ннового Ггосударства. Признание Полагаимеет Ддекларативное Ззначение.

Правопреёемством Ггосударств принято называть Ппереход Оопределёенных Пправ и обязанностей от одного Ггосударства к другому, с учёетом основных принципов Ммеждународного Пправа и норм о Пправопреёемстве.

Вопрос о Пправопреёемстве встаёет в следующих случаях:

•- при территориальных изменениях - распаде Ггосударства на два и более Ггосударства; слиянии Ггосударств или вхождении территории одного Ггосударства в состав другого;

•- при Ссоциальных революциях;

•- при Ообразовании новых Ннезависимых Ггосударств.

Основой Пправопреёемства является Ююридический факт возникновения нового Ггосударства, как Ссубъекта Ммеждународного Пправа. Международная Жжизнь богата примерами Сплочобъединения и Рраспада Ггосударств. Например, в Ссоответствии с Соглашением о Ссоздании Содружества Независимых Государств (СНГ) 1991 года прекратил своёе существование СССР, как Ссубъект Ммеждународного Пправа, и в результате на его Ттерритории возникли новые Ннезависимые Ггосударства.

Центральным в Пправопреёемстве является вопрос об объёеме Пправ и обязанностей, переходящих от Ггосударства-Ппредшественника к Ггосударству-Ппреёемнику. Конкретный объёем Пправ и Ообязанностей, переходящих от Ггосударства-Ппредшественника к Ггосударству-Ппреёемнику, зависит от многих факторов. Существенное значение полагаимеет Ссуверенная Вволя Ггосударства-Ппреёемника, определяющего объёем Пправопреёемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам Ммеждународного Пправа, наносить ущерб остальным Ггосударствам и народам. Так, например, Министерство Ииностранных Ддел Российской Федерации 13 января 1992 года заявило, что Россия продолжает осуществлять Пправа и Ввыполнять Ообязательства, Ввытекающие из Ммеждународных Ддоговоров, заключёенных Союзом ССР, и просит рассматривать Россию в качестве стороны всех действующих Ммеждународных Ддоговоров вместо бывшего СССР. В настоящее время основные вопросы Пправопреёемства Ггосударств урегулированы в двух Ууниверсальных Ддоговорах: Венской Кконвенции о Пправопреёемстве Ггосударств, в Оотношении Ддоговоров от 23 августа 1978 года, и Венской Кконвенции о Пправопреёемстве Ггосударств в отношении Ггосударственной собственности, Ггосударственных Аархивов и Ггосударственных Ддолгов от 8 апреля 1983 года. В рамках СНГ разработаны и подписаны еёе участниками более 20 Ммеждународных Ддоговоров о Пправопреёемстве Ггосударств.

Вопросы Пправопреёемства других Ссубъектов Ммеждународного Пправа детально не регламентированы. Они разрешаются на основе специальных Ддоговоров. Многие аспекты Пправопреёемства Ммежправительственных организаций предусматриваются в их Уучредительных Аактах и Ссоглашениях.

Определёенный интерес представляют вопросы Ммеждународной Пправосубъектности Ннаций и Ннародов. Хотя Пправо на самоопределение признаёется Ммеждународным Ссообществом за всеми Ннациями и Ннародами, не каждая Ннация или Ннарод могут рассматриваться, как Ссубъект Ммеждународного Пправа. Лишь Ннация или Ннарод, борющиеся за своёе освобождение и создавшие определёенные Ввластные Сструктуры, сплочобъединёенные общимединым центром, способным выступать от Иимени Ннации или Ннарода в Ммежгосударственных Оотношениях, могут претендовать на Сстатус Ссубъекта Ммеждународного Пправа.

Определёенным объёемом Ммеждународной Пправосубъектности обладают полагают Ггосударственно-Пподобные Ообразования, которые относятся к категории Ппроизводных Ссубъектов Ммеждународного Пправа. Они представляют собой особые Пполитико-религиозные или Пполитико-Ттерриториальные Мерыединицы, которые на основе Ммеждународного Аакта или Ммеждународного Ппризнания предполагаимеют относительно Ссамостоятельный Ммеждународно-Пправовой Сстатус.

В настоящее Ввремя Ггосударственно-Пподобными Ообразованиями со Сспециальным Ммеждународно-Пправовым Сстатусом являются: Ватикан (Святейший Ппрестол), как Оофициальный Ццентр Римско-Ккатолической Ццеркви и Мальтийский Оорден, как Оофициальное Ррелигиозное Фформирование с Ммеждународно- Ппризнанными Бблаготворительными Ффункциями. Их Аадминистративные Ррезиденции находятся в Риме. Ватикан и Мальтийский Оорден поддерживают Ддипломатические Оотношения со многими Ггосударствами Ммира.

Международные Ммежправительственные Оорганизации, являются Ссубъектами Ммеждународного Пправа особого рода. Их Пправосубъектность не идентична Пправосубъектности Ггосударств, так как не проистекает из Ссуверенитета. Любая Ммежправительственная (Ммежггосударственная) Оорганизация, является Ссубъектом Ммеждународного Пправа прежде всего потому, что Ггосударства Ссогласились наделить еёе Ссоответствующими Пправами и обязанностями, которые точнчетко определены в Уучредительных Аактах (Ууставах, Сстатутах, Ддоговорах, Кконвенциях и других) и полностью Ссоответствуют Оосновным Ппринципам Ммеждународного Пправа. Поэтому Ммеждународные Оорганизации, как Ссубъекты Ммеждународного Пправа вторичны, производны по отношению к Ггосударствам. Межправительственные Оорганизации являются Ссубъектами Ммеждународного Пправа и потому, что их Уучредительные Аакты регулируют отношения Ммежду Оорганизациями и их Ггосударствами-ччленами, устанавливаято есть Ммежгосударственные по своему характеру отношения. Эти Уучредительные Аакты регламентируют в первую очередь вопросы членства, статуса организации, полномочия на заключение Ммеждународных Ддоговоров и Ддругие Ввопросы. Объёем Ммеждународной Пправосубъектности Ммежправительственной Оорганизации в каждом конкретном случае устанавливается еёе учредительным Аактом, Ссоглашениями с Ггосударствами и другими Ссубъектами Ммеждународного Пправа.

В современный период наиболее известными Ммеждународными Оорганизациями являются: ООН, Организация Объединёенных (Сплочённых оплот, союз) Наций по вопросам Ообразования, науки и Ккультуры (ЮНЕСКО), Всемирная Оорганизация Зздравоохранения и др. К числу Ммеждународных Оорганизаций регионального сотрудничества относятся: Содружество Независимых Государств (СНГ), Совет Европы, Европейский Ссоюз, Организация по Ббезопасности и Ссотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Аафриканского Еединства (сплочённости целостность, оплот, союз) (ОАЕ) и др.

Проблема признания индивида Ссубъектом Ммеждународного Пправа является: дискуссионной и во многом спорной. В доктрине существуют различные мнения о том, может ли индивид быть Ссубъектом Ммеждународного Пправа.

В Ццелом же заслуживает внимания, и одобрения концепция признания Ссамостоятельного Ммеждународно-Пправового Сстатуса личности, Ссвидетельствующая о его Сспецифической Ммеждународной Пправосубъектности. Нынешнее состояние Ммеждународного Пправа позволяет Кконстатировать Ппрямое Ввключение в Ддоговоры норм, Оориентированных на Ииндивида. Они касаются, как устанавленниваемых Ддоговорами Оосновных Пправ и Ссвобод Ччеловека, так и его Ообязанностей и Оответственности. Первичными были, как Рраз Ннормы об Оответственности: Рречь шла о Ммеждународной Ууголовной Оответственности Оопределёенных Ллиц за военные преступления, за Ппреступления Ппротив Ммира и Ччеловечности. Так, например, Устав Международного Ввоенного Ттрибунала 1945 года признаёет Ииндивида Ссубъектом Ммеждународно-Пправовой Оответственности.

С Ддругой Сстороны, Ооценивая роль Ммеждународных Ддоговоров в Ннепосредственной Ррегламентации Ииндивидуальных Пправ и Ссвобод, можно констатировать неуклонное Ррасширение Ккруга Ммеждународно-Пправовых Ннорм, предоставляющих Ииндивидам Ююридические Ввозможности их Ообеспечения, и Ззащиты (Пправо на Пправовую Ззащиту). Право на Ообращение Оотдельных Ллиц в Ммежгосударственные (Оорганы) Ведомства Ппо Ззащите Пправ и Ссвобод Ччеловека Ссегодня Ппризнаёется, как Ммеждународно-Пправовыми Аактами (Ффакультативный Ппротокол к Международному Ппакту о Ггражданских и Пполитических Пправах, Европейская Кконвенция Оо Ззащите Пправ Ччеловека и Оосновных Ссвобод 1950 года и 11 Ппротоколов кК Нней Ии Рряд Ддругих), так и Конституцией Российской Федерации. По этому вопросу председатель Европейского Ссуда по Пправам Ччеловека Р. Рисдаль Ссправедливо заметил, что поскольку Ччастные Ллица могут инициировать разбирательство в Европейском Ссуде, “"Иим предоставлен статус Ссубъектов Ммеждународного Пправа”" <3>.

--------------------------------_________________________________________________________________________

<3> Энтин М.Л. Международные Ггарантии Пправ Ччеловека - опыт Совета Европы. М., 1997. С 6.

Очевидно, что индивиды обладают прилагают Ммеждународными Пправами и Ообязанностями, а также способностью обеспечивать (например, через Ммеждународные Ссудебные (Оорганы) Ведомства) Ввыполнение Ссубъектами Ммеждународного Пправа Ммеждународно-Пправовых норм. Этого вполне достаточно для признания у Ииндивида Ккачеств Ссубъекта Ммеждународного Пправа.

23.3. Права Ччеловека и Ммеждународное Пправо.

Вторая Ммировая Ввойна со всей актуальностью поставила вопрос о закреплении, и Ообеспечении Пправ Ччеловека в масштабе Ммирового Ссообщества. Чудовищные Ппоследствия этой войны Ппобудили Ммировое Ссообщество к Ссозданию в 1945 году ООН, Устав которой закрепил общие Ппринципы Ообеспечения Ммира и Ббезопасности, Выполнсоблюдения Пправ Ччеловека. В Ддокументе Московского Ссовещания Конференции по Ччеловеческому Иизмерению СБСЕ 1991 года подчёеркивается, что “"вопросы, касающиеся Пправ Ччеловека, Оосновных Ссвобод, Ддемократии и Вверховенства Ззакона, носят Ммеждународный Ххарактер, поскольку Выполнсоблюдение этих Пправ и Ссвобод составляет одну из основ Ммеждународного Пправопорядка”" <4>.

--------------------------------____________________________________________________________

<4> Действующее Ммеждународное Пправо. В 3 т. Т. 3. М., 1999. С. 162.

В Ообщем Ввиде, с современной точки зрения, Пправа Ччеловека могут быть представлены, как “"признаваемые и Оохраняемые Ообществом, Ггосударством и Ммеждународным Ссообществом Оопределёенные Рравные Ссоциальные Ввозможности для Оотдельных лиц и их союзовобъединений по удовлетворению ими своих сущестественных и социальных потребностей, и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие, и активное участие личности в Ммногообразных Ообщественных, в том числе в Пправовых, отношениях”" <5>.

--------------------------------_________________________________________________________

<5> Права Ччеловека: история, теория и Ппрактика. М., 1995. С. 40.

Современное Пправовое Ггосударство, независимо от особенностей его политического и общественного строя, в силу своих Оосновных Ппринципов Ддолжно признавать и гарантировать Пправа и Ссвободы Ччеловека, без какого бы то ни было различия по признаку расы, вероисповедания, пола, языка, национальности и другим признакам.

Принцип уважения Пправ Ччеловека утвердился в качестве одного из основных Ппринципов Ммеждународного Пправа в 1945 году с принятием Устава ООН. Являясь Ккоординационным центром сотрудничества Ггосударств по Ззащите Пправ и Ссвобод Ччеловека, ООН содействует: Пповышению Ууровня Жжизни, Пполной Ззанятости Ннаселения и Уусловиям Ээкономического и Ссоциального Ппрогресса и Рразвития; Рразрешению Ммеждународных Ппроблем в Ээкономической, Ссоциальной Ообластях, Зздравоохранении и Ддругих; Ммеждународному Ссотрудничеству в Ообласти Ккультуры и Ообразования; всеобщему уважению и выполнсоблюдению Пправ Ччеловека и Оосновных Ссвобод для всех, без Рразличия Ррасы, Ппола, Яязыка, Ррелигии (ст. 55 Устава ООН). Ответственность за практическое выполнение такого сотрудничества возложена на Генеральную Ассамблею ООН, Экономический и Ссоциальный Ссовет ООН (ЭКОСОС), и Верховного Ккомиссара ООН по Пправам Ччеловека.

В дальнейшем в рамках ООН, и еёе Сспециализированных учреждений было разработано подавляющее число важнейших Ммеждународных Ссоглашений по Ззащите Пправ и Ссвобод Ччеловека. К их числу относятся Всеобщая Ддекларация Пправ Ччеловека 1948 года (день еёе принятия - 10 декабря 1948 года - отмечается в Сстранах Ммира, как День Пправ Ччеловека), Международный Ппакт об Ээкономических, Ссоциальных и Ккультурных Пправах с Ффакультативным Ппротоколом I и Международный Ппакт о Ггражданских и Пполитических Пправах 1966 года с Ффакультативными Ппротоколами I и II, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года, Международная Кконвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1984 года и др.

Помимо этих Ссоглашений существует целый ряд Ммеждународно-Пправовых Аактов, Ннаправленных на защиту основных Пправ и Ссвобод Ччеловека, в том числе Ррегламентирующих Пправовой статус определёенных групп Ллюдей, а также Оориентированных на защиту Пправ индивидов и групп людей в условиях вооружёенных конфликтов. В их числе: Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 года; Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 года; Женевская конвенция о защите мирного населения во время войны 1949 года; Конвенция о политических Пправах женщин 1952 года; Конвенция о Пправах ребёенка 1989 года; Конвенция о Сстатусе Ббеженцев 1951 года; Международная Кконвенция о Ззащите Пправ Ввсех Ттрудящихся-Ммигрантов и Ччленов Иих Ссемей 1990 года; Конвенция о Ккоренных и Введущих Пплеменной Ообраз Жжизни Ннародах в Ннезависимых Сстранах 1989 года; Ммногочисленные Кконвенции, Оодобренные Международной Оорганизацией Ттруда (МОТ).

Наши рекомендации