Глава 12. правоохранительные органы российской федерации.

12.1. Прокуратура Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации является целойединой Ффедеральной централизованной системой (Оорганов) Ведомств, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за выполнсоблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением Ззаконов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства Ззакона, целостностиединства и укрепления Ззаконности, защиты Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина, а также охранияемых Ззаконом интересов общества и Ггосударства Ппрокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением Ззаконов и выполнсоблюдением Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина (Оорганами) Ведомствами Ггосударственной Ввласти, (Оорганами) Ведомствами Мместного Ссамоуправления, Ддолжностными Ллицами, а также (Оорганами) Ведомства Ууправления и Рруководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Предметом надзора (Оорганов) Ведомств Ппрокуратуры также является соответствие Ззаконам изданнваемых этими (Оорганами) Ведомствами Пправовых Аактов. При осуществлении надзора за Иисполнением Ззаконов (Оорганы) Ведомства Ппрокуратуры не подменяют иные Ггосударственные (Оорганы) Ведомства и Ддолжностных Ллиц, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Прокуроры в соответствии с процессуальным Ззаконодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел Ссудами, Аарбитражными Ссудами, опротестовывают противоречащие Ззакону решения, приговоры, определения и постановления Ссудов.

Ведомства (ООрганы) Ппрокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти, (Оорганов) Ведомств Мместного Ссамоуправления, общественных объединений союзов и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации Ззаконами.

Генеральный Ппрокурор Российской Федерации и подчинёенные ему Ппрокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью (Оорганов) Ведомств Ввнутренних Ддел, (Оорганов) Ведомств Ффедеральной Сслужбы Ббезопасности, (Органов) Ведомств Федеральной Службы Охраны, (Оорганов) Ведомств Ттаможенной Сслужбы и других Пправоохранительных Ведомств (Оорганов). В целях обеспечения координации деятельности этих (Оорганов) Ведомств Ппрокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждённаемым Президентом Российской Федерации.

Организация и порядок деятельности Ппрокуратуры Российской Федерации и полномочия пПрокуроров определяются Конституцией Российской ФедерацииРФ, Федеральным Ззаконом от 17 января 1992 года “"О Ппрокуратуре Российской Федерации”" и другими Ффедеральными Ззаконами, Ммеждународными Ддоговорами Российской Федерации.

Систему Ппрокуратуры Российской Федерации составляют: Генеральная Ппрокуратура Российской Федерации, Ппрокуратуры Ссубъектов Российской Федерации, приравненные к ним Ввоенные и другие специализированные Ппрокуратуры, Ннаучные и Ообразовательные Уучреждения, редакции печатных изданий, являющиеся Ююридическими Ллицами, а также Ппрокуратуры Ггородов и Ррайонов, другие Ттерриториальные, Ввоенные и Ииные Сспециализированные Ппрокуратуры.

Генеральную Ппрокуратуру Российской ФедерацииРФ возглавляет Генеральный Ппрокурор Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

В целях предупреждения Пправонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях Ппрокурор или его Ззаместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений союзов и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения Ззакона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, Ддолжностное Ллицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к Оответственности в установленном Ззаконом порядке.

При осуществлении надзора за выполнсоблюдением Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина Ппрокурор:

•- Ррассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина;

• - Рразъясняет пострадавшим порядок защиты их Пправ и Ссвобод;

•- Ппринимает меры по предупреждению и пресечению нарушений Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина, привлечению к Оответственности Ллиц, нарушивших Ззакон, и возмещению причинёенного ущерба;

•- Ииспользует полномочия, предусмотренные Федеральным Ззаконом “"О Ппрокуратуре Российской Федерации”".

При наличии оснований полагать, что нарушение Пправ и Ссвобод чЧееловека и Ггражданина имеет существует характер преступления, Ппрокурор возбуждает Ууголовное Ддело и принимает меры к тому, чтобы Ллица, его совершившие, были подвергнуты Ууголовному преследованию в соответствии с Ззаконом.

В случаях, когда нарушение Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина существуимеет характер Аадминистративного Пправонарушения, Ппрокурор возбуждает производство об Аадминистративном Пправонарушении или незамедлительно передаёет сообщение о правонарушении и материалы проверки в (Оорган) Ведомство или Ддолжностному Ллицу, которые полномочны рассматривать дела об Аадминистративных правонарушениях.

Прокурор или его заместитель приносит протест на Аакт, нарушающий Пправа Ччеловека и Ггражданина, в (Оорган) Ведомство или Ддолжностному Ллицу, которые издали этот Аакт, либо обращается в Ссуд в порядке, предусмотренном процессуальным Ззаконодательством Российской Федерации.

Представление об устранении нарушений Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина вносится Ппрокурором или его заместителем в (Оорган) Ведомство или Ддолжностному Ллицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

12.2. Министерство Ввнутренних Ддел Российской Федерации.

Министерство Ввнутренних Ддел Российской Федерации (МВД России) является Ффедеральным (Оорганом) Ведомством Иисполнительной Ввласти, осуществляющим в пределах своих полномочий Ггосударственное управление в сфере защиты Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина, Оохраны Пправопорядка, Ообеспечения Ообщественной Ббезопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности (Оорганов) Ведомств Ввнутренних Ддел Российской Федерации и Ввнутренних Ввойск Министерства Ввнутренних Ддел Российской Федерации.

Систему (Оорганов) Ведомств Ввнутренних Ддел Российской Федерации возглавляет МВД России, в которую входят: Мминистерства Ввнутренних Ддел Рреспублик, главные управления, управления и отделы Ввнутренних Ддел Ккраёев, Ообластей, Ггородов Ффедерального значения, Аавтономной Ообласти, Аавтономных Оокругов, Ррайонов, Ггородов, Ррайонов в Ггородах, закрытых Аадминистративно-Ттерриториальных Ообразований, управления (линейные: Ууправления, Оотделы, Оотделения) Ввнутренних Ддел на Жжелезнодорожном, Ввоздушном и Вводном Ттранспорте, Ууправления (Оотделы) Нна Оособо Вважных и Ррежимных Ообъектах, Ррегиональные Ууправления Ппо Бборьбе с Оорганизованной Ппреступностью, Ттерриториальные (Оорганы) Ведомства Ууправления Уучреждениями с Оособыми Уусловиями Ххозяйственной Ддеятельности, Оокружные Ууправления Мматериально-Ттехнического и Ввоенного Сснабжения, Ообразовательные, Ннаучно-Иисследовательские Уучреждения и Ииные Пподразделения, Ппредприятия, Уучреждения и Оорганизации, Ссозданные для Оосуществления Ззадач, Ввозложенных на (Оорганы) Ведомства Ввнутренних Ддел и Ввнутренние Ввойска.

В систему МВД России также входят Ввнутренние Ввойска, состоящие из округов Ввнутренних Ввойск, соединенийГарнизонов, Ввоинских Ччастей, Ввоенных Ообразовательных Уучреждений, Уучреждений Ообеспечения Ддеятельности Ввнутренних Ввойск, (Оорганов) Ведомств управления Ввнутренними Ввойсками.

МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской ФедерацииРФ, Ффедеральными Кконституционными Ззаконами, Ффедеральными Ззаконами, Ууказами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного Пправа, Ммеждународными Ддоговорами Российской Федерации и Положением о Министерстве Ввнутренних Ддел Российской Федерации (Уутверждено Указом Президента Российской ФедерацииРФ от 18 июля 1996 года).

Деятельность МВД России осуществляется на основе принципов уважения и выполнсоблюдения Пправ и Ссвобод человека и гражданина, Ззаконности, гуманизма, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, свзаимодействия с (Оорганами) Ведомствами Ггосударственной Ввласти Российской Федерации, (Оорганами) Ведомствами Ггосударственной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации, (Оорганами) Ведомствами Мместного Ссамоуправления, Ообщественными объединениямиСоюзами, а также соответствующими (Оорганами) Ведомствами Ииностранных Ггосударств.

Основными задачами МВД России являются:

•- Рразработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите П прав и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина, защите Ообъектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

•- Оорганизация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и Аадминистративных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

•- Ообеспечение исполнения Ууголовных наказаний;

•- Ввыполняет другие задачи, возложенные на него Ззаконодательством Российской Федерации.

МВД России возглавляет Министр Ввнутренних Ддел Российской Федерации; Министр, первые заместители Министра, заместители Министра назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

В систему Министерства Ввнутренних Ддел Российской Федерации входят (Оорганы) Ведомства (Ммилиции) Полиции. (Милиция) Полиция в Российской Федерации - Ссистема Ггосударственных (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти, призванных защищать жизнь, здаоровье, Пправа и Ссвободы граждан, собственность, интересы общества и Ггосударства от преступных и иных противоправных посягательств и наделёенных Пправом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом Российской Федерации “"О милиции”" и другими Ффедеральными Ззаконами.

В соответствии с Законом Российской Федерации “"О Ммилиции”" задачами (Ммилиции) Полиции являются:

•- Ообеспечение безопасности личности;

•- Ппредупреждение и пресечение преступлений и Аадминистративных пправонарушений;

•- Ввыявление и раскрытие преступлений;

•- Оохрана Ообщественного Ппорядка и Ообеспечение Ообщественной бБезопасности;

•- Ззащита Ччастной, Ггосударственной, Ммуниципальной и иных форм собственности;

•- Ооказание помощи Ффизическим и Ююридическим Ллицам в Ззащите их Пправ и Ззаконных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.

Деятельность (Ммилиции) Полиции строится в соответствии с принципами уважения Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина, Ззаконности, Ггуманизма, Ггласности.

(Милиция) Полиция решает стоящие перед ней задачи пво свзаимодействии с другими Ггосударственными (Оорганами) Ведомствами, (Оорганами) Ведомствами Мместного Ссамоуправления, Ообщественными объединениямиСоюзами, Ттрудовыми Кколлективами и Ггражданами, а также Ммуниципальными (Оорганами) Ведомствами Оохраны Ообщественного Ппорядка, деятельность которых регулируется Ффедеральным Ззаконом, Ззаконами и иными Ннормативными Пправовыми Аактами Ссубъектов Российской Федерации и Ннормативными Пправовыми Аактами (Оорганов) Ведомств Мместного Ссамоуправления.

(Милиция) Полиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской ФедерацииРФ, Законом Российской Федерации “"О Ммилиции”", Ффедеральными Ззаконами и иными Ннормативными Пправовыми Аактами Российской Федерации, Ммеждународными Ддоговорами Российской Федерации, Кконституциями, Ууставами, Ззаконами и иными Ннормативными Пправовыми Аактами Ссубъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.

(Милиция) Полиция в Российской Федерации подразделяется на Ккриминальную (Ммилицию) Полицию и (Ммилицию) Полицию Ообщественной Ббезопасности.

Основными задачами Ккриминальной (Ммилиции) Полиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от (Оорганов) Ведомств Ддознания, Сследствия и Ссуда, уклоняющихся от исполнения Ууголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных Ззаконодательством Российской Федерации. Криминальная (Ммилиция) Полиция оказывает содействие (Ммилиции) Полиции Ообщественной Ббезопасности в исполнении возложенных на неё е обязанностей.

Основными задачами (Ммилиции) Полиции Ообщественной Ббезопасности являются Ообеспечение Ббезопасности Лличности, Ообщественной Ббезопасности, Оохрана Ссобственности, Ообщественного Ппорядка, Ввыявление, Ппредупреждение и Ппресечение ппреступлений и Аадминистративных правонарушений, Рраскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, Ррозыск отдельных категорий Ллиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции (Ммилиции) Полиции Ообщественной Ббезопасности. (Милиция) Полиция Ообщественной Ббезопасности оказывает содействие Ккриминальной (Ммилиции) Полиции в исполнении возложенных на неёе Ообязанностей.

12.3. Министерство Ююстиции Российской Федерации.

Министерство Ююстиции Российской Федерации (Министерство Ююстиции России) является Ффедеральным (Оорганом) Ведомством Иисполнительной Ввласти, проводящим Ггосударственную Пполитику и осуществляющим управление в сфере Ююстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных Ффедеральных (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти.

Руководство деятельностью Министерство Ююстицииа России осуществляет Президент Российской ФедерацииРФ. Правительство Российской ФедерацииРФ координирует деятельность Министерство Ююстицииа России.

В систему Министерства Ююстицииа России входят его территориальные (Оорганы) Ведомства, иные (Оорганы) Ведомства и учреждения Ююстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.

Министерство Ююстиции России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской ФедерацииРФ, Ффедеральными Кконституционными Ззаконами, Ффедеральными Ззаконами, Ууказами и распоряжениями Президента Российской ФедерацииРФ, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской ФедерацииРФ, общепризнанными принципами и нормами Ммеждународного Пправа, Ммеждународными Ддоговорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве Ююстиции Российской Федерации (Уутверждено Указом Президента Российской ФедерацииРФ от 2 августа 1999 года).

Основными задачами Министерства Ююстицииа России являются:

•- Рреализация Ггосударственной Пполитики в сфере Ююстиции;

•- Ообеспечение Пправ и Ззаконных интересов Лличности и Ггосударства;

•- Ообеспечение Пправовой защиты интеллектуальной собственности;

•- Ообеспечение Уустановленного порядка деятельности Ссудов;

•- Ообеспечение Иисполнения Аактов Ссудебных и других (органовОрганов) Ведомств;

•- Ообеспечение Иисполнения Ууголовных наказаний.

Министерство Ююстиции России возглавляет Министр Ююстиции Российской Федерации, назначаеннмый на Ддолжность и (или) освобождённаемый от Ддолжности Президентом Российской ФедерацииРФ по представлению Председателя Правительства Российской ФедерацииРФ. У Министра в подчинении имеет десять Ззаместителейей, в том числе дваух первыхых заместителяей, статс-секретаря - первыйого заместителья Министра и заместителья Министра - Гглавного Ссудебного Ппристава Российской Федерации, назначеннаемыйх на Ддолжность и (или) освобождённаемыйх от Ддолжности Президентом Российской ФедерацииРФ по представлению Председателя Правительства Российской ФедерацииРФ.

12.4. (Органы) Ведомства Ффедеральной Сслужбы Ббезопасности России.

(Органы) Ведомства Ффедеральной Сслужбы Ббезопасности являются составной частью сил обеспечения Ббезопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают Ббезопасность Лличности, Ообщества и Ггосударства.

(Органы) Ведомства Ффедеральной Сслужбы Ббезопасности представляют собой целединую централизованную Ссистему, в которую входят:

•- Федеральная Сслужба Ббезопасности Российской Федерации;

• Федеральная Служба Охраны Российской Федерации;

•- Ууправления (Оотделы) Ффедеральной Сслужбы Ббезопасности Российской Федерации по отдельным регионам и Ссубъектам Российской Федерации (Ттерриториальные (Оорганы) Ведомства Ббезопасности);

•- Ууправления (Оотделы) Ффедеральной Сслужбы Ббезопасности Российской Федерации в Вооружёенных Силах Российской Федерации, Ввойсках и иных Ввоинских Фформированиях, а также в их (Оорганах) Ведомствах Ууправления ((Оорганы) Ведомства Ббезопасности в Ввойсках).

Федеральная Сслужба Ббезопасности Российской Федерации (ФСБ) является Ффедеральным (Оорганом) Ведомством Иисполнительной Ввласти. Структура и организация деятельности ФСБ определяются положением о Федеральной Сслужбе Ббезопасности Российской ФедерацииРФ, утверждённаемым Президентом Российской ФедерацииРФ.

ФСБ Российской ФедерацииРФ возглавляет Ддиректор Федеральной Сслужбы Ббезопасности Российской Федерации на Пправах Ффедерального Мминистра.

Правовую основу деятельности (Оорганов) Ведомств Ффедеральной Сслужбы Ббезопасности составляют Конституция Российской ФедерацииРФ, Федеральный Ззакон от 3 апреля 1995 года “"Об (Оорганах) Ведомствах Ффедеральной Сслужбы Ббезопасности в Российской Федерации”", другие Ффедеральные Ззаконы и иные Ннормативные Пправовые Аакты Ффедеральных (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти.

Деятельность (Оорганов) Ведомств ФСБ и ФСО осуществляется на основе принципов:

•- Ззаконности;

•- Ууважения и выполнсоблюдения Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина;

•- Ггуманизма;

•- Целостностиединства Ссистемы (Оорганов) Ведомств Ффедеральной Сслужбы Ббезопасности и централизации управления ими;

•- Кконспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

Государство гарантирует выполнсоблюдение Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина при осуществлении (Оорганами) Ведомствами ФСБ и ФСО своей деятельности. Не допускается ограничения Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина, за исключением случаев, предусмотренных Ффедеральными Кконституционными Ззаконами и Ффедеральными Ззаконами.

Лицо, предполагающее, что (Оорганами) Ведомствами ФСБ и ФСО, либо их Ддолжностными Ллицами нарушены его Пправа и Ссвободы, вправе обжаловать действия указанных (Оорганов) Ведомств и Ддолжностных Ллиц в Ввышестоящееий (Оорган) Ведомство Ффедеральной Сслужбы Ббезопасности, Ппрокуратуру или Ссуд.

В случае нарушения сотрудниками (Оорганов) Ведомств ФСБ и ФСО Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина Рруководитель соответствующего (Ооргана) Ведомства Ффедеральной Сслужбы Ббезопасности, Ппрокурор или Ссудья обязаны принять меры по восстановлению этих Пправ и Ссвобод, возмещению причинеённого ущерба и привлечению виновных к Оответственности, предусмотренной Ззаконодательством Российской Федерации.

Должностные Ллица (Оорганов) Ведомств ФСБ и ФСО, допустившие злоупотребление Ввластью или превышение Сслужебных полномочий, несут Оответственность, предусмотренную зЗаконодательством Российской Федерации.

Деятельность (Оорганов) Ведомств ФСБ и ФСО осуществляется по следующим основным направлениям:

•- Кконтрразведывательная Ддеятельность;

•- Бборьба с преступностью.

Разведывательная Ддеятельность, иные направления деятельности (Оорганов) Ведомств ФСБ и ФСО определяются настоящим Федеральным Ззаконом и другими Ффедеральными Ззаконами.

Деятельность (Оорганов) Ведомств ФСБ и ФСО, применённяемые ими методы и средства не должны причинять ущерба жизни и здаоровью людей и наносить вред окружающей среде.

Контрразведывательная Ддеятельность - Ддеятельность (Оорганов) Ведомств ФСБ и ФСО в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и Оорганизаций Ииностранных Ггосударств, а также Оотдельных Ллиц, направленной на нанесение ущерба ббезопасности Российской Федерации.

(Органы) Ведомства ФСБ и ФСО в соответствии с Ззаконодательством Российской Федерации осуществляют Ооперативно-Ррозыскные Ммероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены Ззаконом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединенийсоюзов, ставящих своей целью насильственное изменение Кконституционного строя Российской Федерации.

Контроль за деятельностью (Оорганов) Ведомств ФСБ и ФСО осуществляют Президент Российской ФедерацииРФ, Федеральное Собрание Российской ФедерацииРФ, Правительство Российской ФедерацииРФ и Ссудебные (Оорганы) Ведомства в пределах полномочий, определённяемых Конституцией Российской Федерации, Ффедеральными Кконституционными Ззаконами и Ффедеральными Ззаконами.

Надзор за исполнением (Оорганами) Ведомствами ФСБ и ФСО Ззаконов Российской Федерации осуществляют Генеральный Ппрокурор Российской Федерации и уполномоченные им Ппрокуроры.

12.5. Адвокатура.

Адвокатура является профессиональным сообществом Аадвокатов, которые оказывают Ююридическую помощь Ффизическим и Ююридическим Ллицам (Ддоверители) в целях защиты их Пправ, Ссвобод и интересов, а также обеспечения доступа к Пправосудию. Как Иинститут Ггражданского Ообщества Аадвокатура не входит в Ссистему (Оорганов) Ведомств Ггосударственной вВласти и (Оорганов) Ведомств Мместного Ссамоуправления.

Законодательство об Аадвокатской деятельности и Аадвокатуре состоит из Федерального Ззакона от 31 мая 2002 года “"Об Аадвокатской деятельности и Аадвокатуре в Российской Федерации”", других Ффедеральных Ззаконов, применённнимаемых в соответствии с Ффедеральными Ззаконами Ннормативных Пправовых Аактов Правительства Российской ФедерацииРФ и Ффедеральных (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти, регулирующих указанную деятельность, а также из применённнимаемых в пределах полномочий, установленных Федеральным Ззаконом “"Об Аадвокатской деятельности и Аадвокатуре в Российской Федерации”", Ззаконов и иных Ннормативных Пправовых Аактов Ссубъектов Российской Федерации.

Адвокатура действует на основе принципов Ззаконности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия Аадвокатов. В целях обеспечения доступности для населения Ююридической помощи и содействия Аадвокатской деятельности (Оорганы) Ведомства Ггосударственной Ввласти обеспечивают гарантии независимости Аадвокатуры, осуществляют финансирование деятельности Аадвокатов, оказывающих юЮридическую помощь Ггражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных Ззаконодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют Аадвокатским Ообразованиям служебные помещения и средства связи.

Вмешательство в аАдвокатскую Ддеятельность, осуществляемую в соответствии с Ззаконодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются.

Адвокат не может быть привлечёен к какой-либо Оответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса Аадвоката) за выраженное им при осуществлении Аадвокатской деятельности мнение, если только вступившим в Ззаконную силу приговором Ссуда не будет установлена виновность Аадвоката в преступном действии (бездействии).

Истребование от Аадвокатов, а также от работников Аадвокатских Ообразований, Аадвокатских Ппалат или Федеральной Ппалаты Аадвокатов сведений, связанных с оказанием Ююридической помощи по конкретным делам, не допускается.

Адвокат, члены его Ссемьи и их имущество находятся под защитой Ггосударства. (Органы) Ведомства Ввнутренних Ддел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности Аадвоката, членов его Ссемьи, сохранности принадлежащего им имущества.

Уголовное преследование Аадвоката осуществляется с соблюдением выполнением гарантий Аадвокату, предусмотренных Ууголовно-процессуальным Ззаконодательством.

Формами Аадвокатских Ообразований являются: Аадвокатский Ккабинет, Кколлегия Аадвокатов, Аадвокатское Ббюро и Ююридическая Кконсультация.

Адвокат вправе в соответствии с Федеральным Ззаконом “"Об Аадвокатской деятельности и Аадвокатуре в Российской Федерации”" самостоятельно избирать форму Аадвокатского Ообразования и место осуществления Аадвокатской деятельности. Об избранных форме Аадвокатского Ообразования и месте осуществления Аадвокатской деятельности Аадвокат обязан уведомить совет Аадвокатской Ппалаты в порядке, установленном настоящим Федеральным Ззаконом.

Адвокатом является лицо, получившее в установленном Федеральным Ззаконом “"Об Аадвокатской деятельности и Аадвокатуре в Российской Федерации”" порядке статус Аадвоката и Пправо осуществлять А адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по Пправовым вопросам. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Оказывая Ююридическую помощь, Аадвокат:

•- Ддаёет консультации и справки по Пправовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

•- Ссоставляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы Пправового характера;

•- Ппредставляет интересы доверителя в Кконституционном Ссудопроизводстве;

•- Уучаствует в качестве представителя Ддоверителя в гражданском и Аадминистративном Ссудопроизводстве;

•- Уучаствует в качестве представителя или защитника Ддоверителя в Ууголовном Ссудопроизводстве и производстве по делам об Аадминистративных правонарушениях;

•- Уучаствует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в Ттретейском Ссуде, международном коммерческом Аарбитраже (Ссуде) и иных (Оорганах) Ведомствах разрешения конфликтов;

•- Ппредставляет интересы Ддоверителя в (Оорганах) Ведомствах Ггосударственной Ввласти, (Оорганах) Ведомствах Мместного Ссамоуправления, Ообщественных объединениях Союзов и иных Оорганизациях;

•- Ппредставляет интересы Ддоверителя в (Оорганах) Ведомствах Ггосударственной Ввласти, Ссудах и Пправоохранительных (Оорганах) Ведомствах иностранных Ггосударств, Ммеждународных Ссудебных (Оорганах) Ведомствах, негосударственных (Оорганах) Ведомствах иностранных Ггосударств, если иное не установлено Ззаконодательством иностранных Ггосударств, Ууставными Ддокументами Ммеждународных Ссудебных (Оорганов) Ведомств и иных мМееждународных Оорганизаций или Ммеждународными Ддоговорами Российской Федерации;

•- Уучаствует в качестве Ппредставителя Ддоверителя в Иисполнительном производстве, а также при исполнении Ууголовного наказания;

•- Ввыступает в качестве Ппредставителя Ддоверителя в Нналоговых отношениях.

Адвокат вправе оказывать иную Ююридическую помощь, не запрещёенную Ффедеральным Ззаконом.

Адвокатская деятельность осуществляется на основе Ссоглашения между Аадвокатом и Ддоверителем. Соглашение представляет собой Ггражданско-Пправовой Ддоговор, заключённаемый в простой письменной форме между Ддоверителем и Аадвокатом (Аадвокатами), на оказание Ююридической помощи самому Ддоверителю или назначенному им лицу.

За неисполнение, либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей Аадвокат несёет Оответственность, предусмотренную Федеральным Ззаконом “"Об Аадвокатской деятельности и Аадвокатуре в Российской Федерации”".

Любые сведения, связанные с оказанием Аадвокатом Ююридической помощи своему Ддоверителю, являются Аадвокатской тайной.

Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве Cсвидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за Ююридической помощью или в связи с еёе оказанием.

Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного Ззаконом соответствующего Ссубъекта Российской Федерации, оказывается бесплатно в следующих случаях:

•- Иистцам - по рассматренниваемым Ссудами Ппервой Иинстанции делам о взыскании Аалиментов, возмещении вреда, причинёенного смертью кормильца, увечьем увечьй или иныхм повреждением повреждений здаоровья, связанныхм с трудовой деятельностью;

•- Вветеранам Великой Отечественной Ввойны - по вопросам, не связанныхм с предпринимательской деятельностью;

•- Ггражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

•- Ггражданам Российской Федерации, пострадавшим от Пполитических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.

Перечень Ддокументов, необходимых для получения Ггражданами Российской Федерации Ююридической помощи бесплатно, а также порядок представления указанных Ддокументов определяются Ззаконами и иными Ннормативными Пправовыми Аактами Ссубъектов Российской Федерации.

Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях Ссистемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

12.6. Нотариат.

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту Пправ и Ззаконных интересов граждан и Ююридических лиц путёем совершения Ннотариусами предусмотренных Ззаконодательными Аактами Ннотариальных действий от Иимени Российской Федерации. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают Ннотариусы, работающие в Ггосударственной Ннотариальной Кконторе или занимающиеся частной практикой.

В случае отсутствия в населёенном пункте Ннотариуса Ннотариальные действия совершают Ддолжностные Ллица (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти, уполномоченные на совершение этих действий. Нотариальные действия от Иимени Российской Федерации на территории других Ггосударств совершают Ддолжностные Ллица Кконсульских Уучреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

На Ддолжность Ннотариуса в Российской Федерации назначается Ггражданин Российской Федерации, имеющий получивший Ввысшее Ююридическое Ообразование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в Ггосударственной Ннотариальной Кконторе или у Ннотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеюполучившщий Ллицензию на Пправо Ннотариальной Ддеятельности.

При совершении Ннотариальных действий Ннотариусы полагаобладают равными Пправами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в Ггосударственной Ннотариальной Кконторе или занимаются Ччастной практикой. Оформленные Ннотариусами Ддокументы прилагаимеют одинаковую Ююридическую Ссилу.

Нотариальной Ддеятельностью вправе заниматься Ггражданин Российской Федерации, получивший Ллицензию на Пправо этой Ддеятельности. Лицензия на Пправо Ннотариальной Ддеятельности выдаёется уполномоченными на то (Оорганами) Ведомствами Ююстиции Рреспублик в составе Российской Федерации, Аавтономной Ообласти, Аавтономных Оокругов, Ккраёев, Ообластей, Ггородов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения Кквалификационной Ккомиссии.

Нотариус в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской ФедерацииРФ, Основами Ззаконодательства Российской Федерации о Ннотариате (далее - Основы), Ззаконодательными Аактами Российской Федерации и Ссубъектов в составе Российской Федерации, а также Ммеждународными Ддоговорами.

Нотариусу при исполнении Сслужебных обязанностей, а также Ллицам, работающим в Ннотариальной Кконторе, запрещается разглашать сведения, оглашать Ддокументы, которые стали им известны в связи с совершением Ннотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных Основами.

Сведения (Ддокументы) о совершёенных Ннотариальных действиях могут выдаваться только Ллицам, от Иимени или по поручению которых совершены эти действия.

Справки о совершёенных Ннотариальных действиях выдаются по требованию Ссуда, Ппрокуратуры, (Оорганов) Ведомств следствия в связи с находящимися в их производстве Ууголовными или Ггражданскими Дделами, а также по требованию Аарбитражного Ссуда в связи с находящимися в его разрешении спорами.

Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с Ззаконодательством Российской Федерации о Ннотариате. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить Ннотариуса от обязанности сохранения тайны, если против Ннотариуса возбуждено Ууголовное Ддело в связи с совершением Ннотариального Ддействия.

Нотариусы совершают следующие Ннотариальные Ддействия:

•- Уудостоверяют сделки;

•- Ввыдают Ссвидетельства о Пправе Ссобственности на долю в общем имуществе супругов;

•- Нналагают и снимают запрещения отчуждения имущества;

•- Ссвидетельствуют Вверность кКопий Ддокументов и выписок из них;

•- Ссвидетельствуют подлинность подписи на Ддокументах;

•- Ссвидетельствуют верность перевода Ддокументов с одного языка на другой;

•- Уудостоверяют факт нахождения Ггражданина в живых;

•- Уудостоверяют факт нахождения Ггражданина в определёенном месте;

• - Уудостоверяют тождественность Ггражданина с Ллицом, изображенным на фотографии;

•- Уудостоверяют время предъявления Ддокументов;

• - Ппередают заявления физических и Ююридических Ллиц другим Ффизическим и Ююридическим Ллицам;

•- Ппринимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

•- Ссовершают Иисполнительные надписи;

•- Ссовершают протесты векселей;

•- Ппредъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;

•- Ппринимают на хранение Ддокументы;

•- Ссовершают Мморские протесты;

•- Ообеспечивают Ддоказательства.

Законодательными Аактами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные Ннотариальные действия.

Нотариусы, работающие в Ггосударственных Ннотариальных Кконторах, также выдают свидетельства о Пправе на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. При отсутствии в Ннотариальном округе Ггосударственной Ннотариальной Кконторы совершение названных Ннотариальных действий поручается совместным решением (Ооргана) Ведомства Ююстиции и Ннотариальной Ппалаты одному из Ннотариусов, занимающихся Ччастной практикой.

Свидетельство о Пправе собственности в случае смерт<

Наши рекомендации