Глава 2. гражданское общество и правовое государство.

2.1. Возникновение и развитие идеи Пправового Ггосударства.

Идея Пправового Ггосударства, своими корнями уходит в античное общество. Государство, как организация Ппублично-Ввластной силы, основанной на Ззаконе, явилось как бы прототипом Пправового Ггосударства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между Пправом и Ггосударственной Ввластью, которые бы обеспечивалиобеспечивали гармоничное функционирование Ообщества. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой Ззакон обязателен как для граждан, так и для Ггосударства. Государственная Ввласть, признающая Пправо и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается Ссправедливой Ггосударственностью. Например, Аристотель считал, что “"там, где отсутствует Ввласть Ззакона, нет места и (какой-либо) форме Ггосударственного строя”" <1>. Он также отмечал, что во всяком Ггосударственном строе прилагаимеются три элемента: первый - Ззаконосовещательныйое (Оорган) Ведомство о делах Ггосударства, второй - Ммагистратуры, третий -– Ссудебные Ведомства (Оорганы) <2>.

--------------------------------______________________________________

<1> Аристотель. Политика. М., 1911. С. 180.

<2> Там же. С. 188.

С идеями древнегреческих мыслителей о Пправе, Ссвободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских Пполитических и Ообщественных деятелей. Они трактуют Ггосударство, как Ппублично-Пправовую Ообщность людей. “"Государство, - утверждал Цицерон, - этоесть достояние Ннарода, а Ннарод не любая Общностьое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а Ссоюзоединение многих людей, связанных между собою Ссогласием в вопросах Пправа и Ообщностью интересов”" <3>.

--------------------------------__________________________________

<3> Цицерон. Диалоги. М., 1966. С. 20.

Символическим выражением разумной и Ссправедливой Оорганизации Ппубличной Ввласти стал Ообраз богини Пправосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами Пправосудия), олицетворяющей одно целое,единение силы и Пправа - Пправопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи содействии Пправа и Ггосударства, Ззакона и Пполитики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и развитие учений о Пправах и Ссвободах личности, разделении Ввластей, Кконституционализме в эпоху Нового времени. Новое Ююридическое мировоззрение требовало новых представлений о Ссвободе и достоинстве личности путёем их утверждения посредством Пправа. ОбеспечениеОбеспечение Пполитической Ссвободы личности возможно только на основе Пправовой организации и деятельности Ссистемы Ззаконодательной, Иисполнительной и Ссудебной Ввластей.

В основе современных концепций Пправового Ггосударства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других Еевропейских просветителей, которые полагали, что на смену Ббюрократическому Ггосударству эпохи абсолютизма должно прийти Ггосударство, в основе которого лежит идея автономной личности, прилагобладающей неотъёемлемыми, неотчуждённаемыми Пправами и Ссвободами. Впервые Ззаконодательное закрепление Пправа и Ссвободы Ччеловека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации Пправ Ччеловека и Ггражданина во Франции (1789). С точки зрения концепции сущестественного Пправа люди по договору образуют Ггосударство для охраны своих Пправ и Ссвобод.

Идея Пправового Ггосударства вместе с этим тесно связана с концепцией разделения Ввластей. Либеральное Пправовое Ггосударство заинтересовано в известном ослаблении Ггосударственной Ввласти путёем осуществления принципа еёе разделения. Смысл этой идеи заключается в том, что Ггосударство не должно возлагать все свои полномочия на какого-либо одного Пправителя (или Ооргана) Ведомства. Сосредоточение всей Ввласти в одних руках порождает произвол, уничтожает Ссвободу. Свобода может быть там, где Ввласть ограничена Пправом. Речь идёет о том, что надо различать Ззаконодательную, Иисполнительную и Ссудебную Ввласти. Они должны быть самостоятельны. Принцип разделения Ввластей исключает какое-либо сосредоточение Ввласти в одних руках или в одном (Ооргане) Ведомстве, что служит гарантией от произвола, неограниченного и бесконтрольногобесконтрольного самовластия.

Принцип разделения Ввластей предусматривает не просто отделение Ззаконодательной, Иисполнительной и Ссудебной Ввластей друг от друга, но и создание таких условий, при которых они ограничивали бы друг друга на основе Ссистемы сдержексдержек и противовесов. Законодательная Ввласть может контролировать Иисполнительную Ввласть путёем издания обязательных для неёе Ззаконов. Исполнительная Ввласть прилагаимеет Пправом Ззаконодательной инициативы. Судебная Ввласть контролирует обе ветви Ввласти путёем проверки Кконституционности (Ззаконности) принятимаемых ими Ююридических Аактов.

Философские основы теории Пправового Ггосударства содержатся в Ттрудах Иммануила Канта, которые можно свести к следующим тезисам: источником Ннравственных и Пправовых Ззаконов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей Оответственности перед Ччеловечеством в целом; в своёем поведении Лличность должна руководствоваться требованиями категорического императива: “"Поступай так, чтобы ты всегда относился к Ччеловечеству и в своёем Ллице, и в Ллице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему, как к средству”" и “"Поступай так, чтобы от максима твоего поступка могло быа стать всеобщим Ззаконом”"; Пправом, основанным на Ннравственном Ззаконе, должны быть определены границы поведения людей, для того чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило Ссвободе другого. Право призвано обеспечитьобеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми. Государство - это коллективизациясоединение множества людей, подчинёенных Пправовым Ззаконам, или “"Ггосударство в идее, такое, каким оно должно быть”" обязано сообразовываться “"с чистыми принципами Пправа”"; Ггосударство призвано гарантировать Пправопорядок и строиться на началах Ссуверенитета.

Термин “"Пправовое Ггосударство”" (нем. Rechtsstaat) впервые был применёен в Германснемецкой Ююридической литературе в первой половине XIX века (в трудах учёеных К.Т. Велькера, Р. фон Моля), а затем и в других Сстранах, в том числе в России. Свою теорию Пправового Ггосударства Р. фон Моль изложил в книге “"Наука Пполиции в соответствии с принципами Пправового Ггосударства”". В англосаксонской Пправовой системе применяется термин “"Пправление Пправа”" (англ. The Rule of Law).

Концепция Пправового Ггосударства, сложившаяся в Пполитико-Пправовой доктрине XVIII - XX веков, включает:

•- Уустановление реальных гарантий Пправ и Ссвобод Лличности;

•- Рразделение Ввластей на Ззаконодательную, Иисполнительную и Ссудебную;

•- В верховенство Пправового Ззакона; взаимную обоюдную Оответственность Лличности и Ггосударства;

•- Оосуществление Ввысшего Кконституционного Кконтроля.

Таким образом, мы видим, что идея Пправового Ггосударства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей многих столетий превратилась в стройную теорию, а затем нашла своёе практическое применение в развитых Сстранах Ммира, в том числе и в Российской Федерации на современном этапе еёе развития.

В современной Ззападной Пполитико-Ююридической мысли утвердилась концепция либерального Пправового Ггосударства. По существу, теория Пправового Ггосударства основана на признании незыблемости Пправ и Ссвобод Ччеловека, и принципа разделения Ввластей. Взаимоотношения Сотрудничества Лличности и Ггосударственной Ввласти в условиях Пправового Ггосударства принципиально иные, нежели в абсолютистском Ггосударстве, ибо для Пправового Ггосударства характерно ограничение Ггосударственной Ввласти, связанность еёе Пправом и Ззаконом.

Для того, чтобы понять суть Пправового Ггосударства, недостаточно ограничиться набором Ввнешних характеристик и определёенной системой принципов, Иинститутов и норм. Суть Пправового Ггосударства заключается именно только в характере Ззаконов, их соответствии Пправовой природе вещей, направленности на обеспечениеобеспечение Пправ и Ссвобод Лличности. Ещёе Гегель подчёеркивал, что хорошие Ззаконы ведут к процветанию Ггосударства, а Ссвободная Ссобственность этоесть основное условие его блеска.

2.2. Гражданское Ообщество и Пправовое Ггосударство.

Развитое Ддемократическое Пправовое Ггосударство является Ссоциальной ценностью всего Ччеловечества, условием развития Ссвободной личности, гарантом сохранения стабильного Ммира и Бблагополучия. Практически Пправовое Ггосударство на Западе сформировалось в достаточно завершёенном виде к середине половине XX века в основном в развитых Ииндустриальных Сстранах.

Для полного формирования Пправового Ггосударства, помимо Ппровозглашения Кконституционного Ппринципа, прежде всего нужны определёенный уровень Мматериальной обеспеченностиОбеспеченности людей, Рразвитая Ээкономика, Оопределёенный Ккультурный Ууровень нНаселения. Отсталая Сстрана не в состоянии сформировать Пправовое Ггосударство. В Уусловиях отсутствия Ддемократии Пправовое Ггосударство немыслимо. Правовое Ггосударство нельзя установить одним каким-либо Аактом. Для его становления необходимо создать Ггражданское Ообщество с достаточно высоким уровнем Пполитической и Пправовой Ккультуры населения и Ггосударственного Ааппарата, с развитой Ддемократией. Полное оформление Пправового Ггосударства происходит после периода Ппостиндустриального Ообщества.

Основой Пправового Ггосударства служит развитое Ггражданское Ообщество, где действует принцип Ссвободы Ээкономической ддеятельности, основанной на Вверховенстве Пправовых Ззаконов. Гражданское Ообщество и Ггосударство - не равнозначные понятия. С Ггражданским Ообществом нельзя смешивать Пполитическое Ообщество (Ггосударство и другие Иинституты), ибо основной фигурой и содержанием Ггражданского Ообщества являются приобретающие всеобщее Ссоциальное значение Ччеловек, как личность и его частные интересы и потребности, Ссвободная реализация которых возможна лишь вне Пполитического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие Иинституты Ггражданского Ообщества, как Ссемья, Ццерковь, Ммечеть, Ккультурные Колективыобъединения, Ннаучные Аассоциации, Ппрофсоюзы и др.

Гражданское Ообщество - это Аавтономная и непосредственно не зависящая от Ггосударства сфера Ообщественных Оотношений, обозначаетсято есть Ссистема Ээкономических, Ддуховных, Ккультурных, Ннравственных, Пправовых, Ррелигиозных и других отношений Ииндивидов, свободно и добровольно объединившихся собравшихся в различные организации, и ссоюзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство - лишь форма Ггражданского Ообщества. Гражданское Ообщество предполагает наличие многочисленных независимых Иинститутов, Оорганизаций и Ссоюзов, действующих в рамках Пправа, которые служат барьером для монополизации Ггосударственной Ввласти.

Гражданское Ообщество - это Ссвободное Ддемократическое Пправовое Ообщество, ориентированное на конкретного Ччеловека, создающее атмосферу уважения к Пправовым традициям и Ззаконам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающееобеспечивающее Ссвободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации Пправ Ччеловека и Ггражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью Ггосударства.

Становлению и развитию Ггражданского Ообщества способствуют три фактора: Пправовой характер Ггосударства, Ккультурное Ссостояние Ообщества и превращение подданных Ггосударства в Ссвободных Гграждан. Основным препятствием к развитию Ггражданского Ообщества является доминирование Ггосударства над Ообществом. Верховенство Ггосударства по отношению к личности ведёет к подчинению и разрушению Ггражданского Ообщества.

Гражданское Ообщество - это сообщество Ссвободных индивидов. В Ээкономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально прилагобладает теми средствами, которые необходимы Ччеловеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида Ттруда, распоряжениираспоряжении результатами своего Ттруда. В Ссоциальном Пплане принадлежность индивида к определёенной Ссоциальной Ообщности (Ссемья, Ккласс, Ннация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, прилагаимеет Пправом на достаточно Аавтономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект Ссвободы индивида, как Ггражданина заключается в его независимости от Ггосударства, осознаваниито есть в возможности, например, быть членом Пполитической партии или союзаобъединения, выступающих с критикой существующей Ггосударственной Ввласти, вправе участвовать или не участвовать в выборах (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти и Мместного Ссамоуправления. ОбеспеченнойОбеспеченной Ссвобода считается тогда, когда индивид через определёенные механизмы (Ссуд и т.д.) может ограничивать своеволие Ггосударственных или иных структур в отношении себя.

Гражданское Ообщество - это Пправовое Ддемократическое Ообщество, где связующим фактором выступают признание, обеспечениеобеспечение и защита сущестественных и приобретёенных Пправ Ч человека и Ггражданина. Идеям Ггражданского Ообщества о разумности и Ссправедливости Ввласти, о Ссвободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета Пправа, целостностиединства Пправа и Ззакона, Пправового разграничения деятельности различных ветвей Ггосударственной Ввласти. Гражданское Ообщество на пути к Пправовому развивается вместе с Ггосударством. Правовое Ггосударство можно считать результатом развития Ггражданского Ообщества, и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое Ггосударство - это Ггосударство, обслуживающее потребности Ггражданского Ообщества, назначение которого - обеспечитьобеспечить Ссвободу и Бблагосостояние Гграждан.

Вся идея Пправового Ггосударства сводилась к идее верховенства Ззакона. Но это упрощёенное представление. Сам Ззакон - это форма выражения Пправа. Немало было и существуетесть Ззаконов, которые санкционируют произвол и беззаконие. Говорить о Пправовом Ггосударстве, как верховенстве Ззакона недостаточно. Речь идёет именно только о верховенстве Пправового Ззакона, Ззакона, основанного на Пправовых принципах.

Правовое Ггосударство предполагает ограничение Ввласти Пправом. Но взаимодействие координация между Пправом и Ггосударством в реальной жизни может быть и другим, где существует произвол и беззаконие. Концепция Пправового Ггосударства непременно предполагает теоретическое и практическое признание приоритета Пправа над Ггосударством, Пполитикой, насилием, отвергает этатистские представления и режимы, исходящиеисходящие из трактовки Пправа, отождествляемого с Ззаконом, - из трактовки Пправа, как орудия Ггосударства, средства управления, формы Пполитики. Тем более идея Пправового Ггосударства отвергает и идеологизированное представление о Ггосударстве, как механизме ггосподства одних над другими, как диктатуре одного класса над другим. Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и Ссоциальному предназначению - это Пполитическая сила (организация), предназначенная для охраны Пправа и действующая сама в границах Пправа. Именно Только связанность Пправом и отличает действительное Ггосударство (Ггосударство в собственном смысле) от иных Пполитических Оорганизаций, от иных форм внеправового господства и Ввластвования. Конечно, внешними признаками Ггосударства может обладать полагать и такая Пполитическая Ввласть, которая на деле творит произвол, не связана Пправом и не защищает Пправопорядок, - таков любой Ттоталитарный Пполитический режим, который, строго говоря, не может и считаться Ггосударством, напримернапример, при Ффашизме, Ббольшевизме.

Коль скоро концепция Пправового Ггосударства исходитисходит из признания индивидомпримата Пправа, то оказываются совершенно неприёемлемыми и трактовки Пправа, как норм, установленных Ггосударством, являясьто есть якобы им порождёенных и от него зависимых. Юридическое правоПраво, как нечто признанное Ггосударством, закреплёенное Ззаконом, есть лишь некая внешняя (пусть и необходимая) форма Пправовой Ссистемы Сстраны, порождёенной Ообществом на данной ступени его развития, в том числе и прежде всего существующей Ээкономической Ссистемой: отношения собственности и являетсяесть Пправовымое выражением производственных отношений. Однако чисто Ээкономический подход к Пправу представляет собой вульгарный материализм, и лишь одностороннее выведение Пправа из отношений собственности, в которых налицо самостоятельные, равные, свободные Ссубъекты. И тут мы подходим к действительной основе основ Пправа - к Ччеловеку. Социальное свойство, качество (одно из качеств) Ччеловека - Пправо. Право этоесть сфера Ссвободы лличности, то, без чего Ччеловек не может быть личностью, не может самоопределиться и раскрытьраскрыть своёе творческое, деятельное начало. Но Пправо не есть безграничная Ссвобода, равнозначная вседозволенности и произволу. Право - мера (Ммасштаб) Ссоциальной Ссвободы, масштаб относительно Ссправедливый и Рравный (формально). Право характеризует тройной союзиединство: Ссвобода, Ссправедливость, Рравенство возможностей. Граница Пправ и Ссвобод Ччеловека - Пправо и Ссвобода другого Ччеловека, других людей, тем самым Пправа Ччеловека предполагают и его обязанности перед другими людьми (связь Пправ и обязанностей - Пправоотношение: генетическая клетка всей Пправовой действительности).

Из сказанного вытекает фундаментальное исходноеисходное положение: каждый Ччеловек рождается Ссвободным и равным другому Ччеловеку; каждый от рождения владеобладает неотчуждаённемым кругом основных Пправ. Для охраны своих Пправ и Ссвобод люди образуют Ггосударство - Пполитическую силу, главное предназначение которой - Оохрана сущестественных и неотчуждённаемых Пправ Ччеловека. Государство может выполнять свою основную функцию в том случае, если оно принадлежит Ннароду - всем людям, его образовавшим и образующим нацию. Узурпация Ввласти тиранами, диктаторами, вождями, элитами извращает природу Ггосударства, обращает силу Ггосударства против его Гграждан, Ггосударство превращается в диктаторский Пполитический режим, в самодержавие, в господство бюрократии и милитаризма. Народ полагаимеет Пправо на революционное устранение такого подобия Ггосударства, и на основе Ддемократических выборов установить Ввласть, связанную Пправом, установить правление Ззакона и господство Пправа. Но в настоящее время речь может идти только о Ммирной смене Ввласти, насилие порождает насилие, разрушает культуру и Ццивилизацию, подавляет личность. Насилие, гражданская война, агрессия особенно недопустимы в современном мире при наличии средств массового уничтожения людей. Итак, Ггосударство по природе своей - Пправовой Ссоюз граждан, и служить оно должно обществу, безопасности Ччеловека, а Ссвобода в Ггосударстве достигается лишь в том случае, когда Ввласть ограничена Пправом и строится на принципе относительной самостоятельности Ззаконодательных, Иисполнительных и Ссудебных Ведомств (Оорганов). Тут уместно обратить внимание на то, что Ссуд, Пправосудие выступают Ввысшей гарантией Пправ и Ссвобод Ччеловека. Судебную Ввласть нельзя трактовать, как (орган) Ведомство борьбы с преступностью, как Пправоохранительноеый (Оорган) Ведомство - Ссуд, это Ввласть, действующая наравне с Ззаконодательной и Иисполнительной Ввластями. Высшееий Ссудебноеый (Оорган) Ведомство должено управляобладать полномочиями Оохраны Кконституции, Пправом отмены решений Ппарламента, Ппрезидента, Пправительства, если эти решения противоречат Кконституции Ггосударства и нарушают Пправа и Ссвободы Ччеловека и Ггражданина.

Правовое Ггосударство - это такое Ддемократическое Ггосударство, где обеспечиваетсяобеспечивается Ггосподство Пправа, равенство всех перед Ззаконом и независимым Ссудом, где признаются и гарантируются Пправа и Ссвободы Ччеловека, и где в основу организации и деятельности Ггосударственной Ввласти положен принцип разделения (обособления) Ззаконодательной, Иисполнительной и Ссудебной Ввластей.

2.3. Принципы Пправового Ггосударства.

Правовое Ггосударство - это такая форма организации Ппубличной Ввласти, которая действует и развивается в рамках Пправа (Пправового Ззакона) в целях обеспеченияобеспечения Пправ и Ссвобод личности. Правовое Ггосударство предполагает ограничение Ггосударственной Ввласти Пправом. Современное Пправовое Ггосударство - это Ддемократическое Ггосударство, в котором обеспечиваютсяобеспечиваются основные Пправа и Ссвободы Ччеловека и Ггражданина, участие Ннарода в осуществлении Ггосударственной Ввласти. Это предполагает высокий уровень Пправовой и Пполитической культуры, развитое Ггражданское Ообщество, возможность осуществления Ииндивидуальных Пправ. Можно утверждать, что концепция Пправового Ггосударства точно так же, как идеи Пправ личности, Ззаконности и Ддемократии, предполаимеет общечеловеческую ценность, хотя в каждой Сстране она реализуется своеобразно, в зависимости от еёе истории, культурных традиций, национальных особенностей и т.п.

Необходимо иметь в видуосознавать, что Пправовое Ггосударство - это определёенный Пполитико-Пправовой режим функционирования Ггосударственной Ввласти, где создаются все условия для всестороннего и гармоничного развития личности, для развития общества в целом.

Можно выделить следующие основные черты и свойства Пправового Ггосударства, характеризующие его сущность и Ссоциальное назначение:

•- Пприоритет Пправа во всех сферах Ообщественной жизни;

•- Ггарантированный круг основных Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина, как показатель уровня Ццивилизованности общества, качества деятельности Ггосударственных Ведомств (Оорганов);

•- Равнозначвзаимную Оответственность Ггосударства и Лличности;

• - Оосуществление Ггосударственной Ввласти по принципу разделения Ввластей;

• - Оосуществление Кконституционного Ннадзора только Ссудом.

Одна из важнейших черт Пправового Ггосударства - характер взаимодействия сотрудничества между Ггосударственной Ввластью и Пправом, при котором Ггосударство оказывается связанным Пправом и служит его Оохране. Правовое Ггосударство начинается там, где Ззаконодатель считает принципы ограничения своей воли реальными Ообъективными Пправовыми Нначалами.

Право и Ггосударство - это относительно самостоятельные явления Ообщественной жизни. Между Пправом и Ггосударством существует функциональная связь, которая означает: Ггосударство не может нормально функционировать без Пправа, а Пправо - без Ггосударства. Только при наличии Пправовой среды можно говорить о возможности и реальном существовании Пправовой Ггосударственности. Становление Пправовой Ггосударственности предполагает господство Пправа в Ообщественных отношениях, признание индивидуумомпримата Пправа в Ггосударственной Пполитике, ограничение Ввласти основами Пправа и Ннравственности, правление Пправового Ззакона.

При установлении Пправовой основы общества Пправо прилагаимеет приоритет над Ггосударством в том смысле, что Ггосударственная Ввласть, Пполитика подчиняются Пправу. Принятие индивидуумомПримат Пправа над Ггосударством означает, что каждый человек полагаобладает существующиестественными и неотчуждённаемыми Пправами и Ссвободами, только Ннарод прилагаимеет Ссувереннымое и Ннеотъёемлемыоме Пправом определять форму и содержание деятельности Ггосударства, а также Ддемократичность Иинститутов Ггосударственной Ввласти.

Господство Пправа во всех сферах Ообщественной жизни предполагает сочетание двух аспектов: во-первых, в форме Пправовой организации Ссистемы Ггосударственной Ввласти, и во-вторых, в виде верховенства Пправового Ззакона. При этом необходимо иметь в видуосознавать тот факт, что Пправовая Ззаконность и Пправовая организация Ггосударственной Ввласти должны быть таковыми не только по названию, но и по содержанию. Речь идёет именно только о приоритете Пправового Ззакона, в основу которого положены принципы Ссвободы, равенства и Ссправедливости. В противном случае Ззакон и Ззаконность могут служить поддержанию и оправданию антиправовых порядков.

Почему употребляется толькименно термин “"Пправовой Ззакон”"? Известно, что Ззаконодательство - наиболее Ддемократическая и современная форма выражения Пправа, и потому нет ли тавтологии, когда говорят о Пправовом Ззаконе? Дело в том, что в обыденном сознании и догматической Ююриспруденции Пправо и Ззакон отождествляются. Между тем Ззакон - Вволевой Аакт Ггосударства, обладающий полагающий политической направленностью, в то время каквремя, как Пправо коренится в Ообщественных Оотношениях и не порождается Ввластью. В силу тех или иных обстоятельств Ззакон может санкционировать произвол Ззаконодателя и в этом случае будет антиправом. С таким положением сталкиваются тем чаще, чем менее Ддемократичен Пполитический режим, чем сильнее зависимость Ввысшего представительного Ведомства (Ооргана) Ггосударства от аппарата управления и фактического господства бюрократии, чем настоятельнее Ззакон подменяется Аактами Иисполнительной Ввласти, которые неправомерно относят к разряду Ззаконодательных Аактов, и которые фактически подменяют Ззаконы, регулируют важнейшие отношения вопреки Ззакону, являясь тем самым явными Аактами беззакония и произвола.

В Пправовом Ггосударстве должны действовать только Пправовые Ззаконы, адекватные Пправовой природе регулированнуемых Ообщественных Оотношений. Не Ззакон рождает Пправо, а Пправо требует Ззаконодательного признания, не Ггосударство господствует над Пправом, а Пправо господствует над Ггосударством, подчиняя его Ообществу и его потребностям.

Право и Пправопорядок существуют и развиваются только при Ддемократическом Пполитическом режиме функционирования Ггосударственной Ввласти, там, где обеспечиваютсяобеспечиваются и гарантируются основные Пправа и Ссвободы личности. ПравоПраво, как явление Ццивилизации и Ккультуры формируется и совершенствуется постольку, поскольку оно в соответствии с принципами Ддемократии ограничивает Ггосударственную Ввласть, устанавливает порядок организации и деятельности Ссистемы Ггосударственных (Оорганов) Ведомств.

Принцип Вверховенства Пправового Ззакона означает, что Ззакон, как выражение воли Ннарода находится во Гглаве иерархии Ннормативно-Пправовых Аактов, и полагаимеет Ввысшую Ююридическую силу. Однако не всякий Ззакон может быть назван Пправовым. Под Пправовым Ззаконом понимается такой Ззакон, который отвечает определёенным Пправовым принципам, и не противоречит существующиестественным и неотчуждаеённмым Пправам и Ссвободам Ччеловека. “"Закон - это не продукт произвольной деятельности Ггосударства, - пишет В.Н. Кудрявцев, - он должен отвечать Ддемократическим Пправовым принципам равенства и Ссправедливости”" <4>. Правовое Ггосударство начинается там, где Ззаконодатель понимает принципы ограничения своей воли реальными Ообъективными Пправовыми Оотношениями, в основе которых лежит Ссвобода и равенство их участников. ИсходяИсходя из этих критериев, и полагаследует говорить о Вверховенстве Пправа, его господстве в общественной жизни.

--------------------------------_________________________________________________________________________

<4> Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. Социалистическое Пправовое Ггосударство // Социалистическое Пправовое Ггосударство: проблемы и суждения. М., 1989. С. 12.

Высшую Ююридическую силу полагаимеет Основной Закон Ггосударства, который устанавливает основы Кконституционного строя Сстраны, Пправовое положение лличности, Ппорядок Оорганизации и деятельности Ввысших (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти Сстраны. Конституция Сстраны прилагаимеет значение непосредственно действующего Пправа. В ней необходимо закрепить и конкретизировать принципы Вверховенства Пправа и механизмы его осуществления, для того чтобы избежать произвола и сохранить Сстабильный Пправопорядок.

Верховенство Пправа должно быть не только в Ззаконотворческой деятельности Ггосударства, но и в Пправоприменительной деятельности. (Органы) Ведомства Ггосударственной Ввласти, (Оорганы) Ведомства Мместного Ссамоуправления, должностные лица обязаны действовать строго в рамках предписаний Ззаконодательных Аактов. Соблюдение Выполнение принципа Ззаконности - гарант Сстабильности и развития Ообщества.

Верховенство Пправового Ззакона, также означает его всеобщность, смыслто есть его предписания которого в равной степени распространяютсяраспространяются на все Ссубъекты Пправоотношений. Закон один для всех, и в любой ситуации перед ним все равны. Ему обязаны подчиняться и Гглава Ггосударства, прилагаобладающий большими полномочиями, и должностные лица в (Оорганах) в Ведомствах Иисполнительной Ввласти, и каждый Ддепутат, который в состоянии изменить Ззакон только совместно с другими Ддепутатами, в процессе особой и достаточно тщательной, длительной процедуры обсуждения и принятия нового Ппроекта. Таков смысл требования принципа правления Пправового Ззакона. Отступление от данного принципа приводит к различного рода злоупотреблениям, произволу, Пправонарушениям, что в конечном счёете сказывается и на общем состоянии стабильного функционирования Ообщества и Ггосударства.

Истоком приоритета Пправа в Ддемократически устроенном Ообществе служат существующиестественные, неотъёемлемые Пправа и Ссвободы Ччеловека и Ггражданина, обусловленные Ссоциальной природой личности. Правовое Ггосударство (зиждется) созидается на безусловном признании неотчуждённаемых Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина, на их Кконституционном закреплении и Ссудебной Ззащите. Люди от природы равны и Ссвободны, являимеют незыбленнмые Пправа, из которых вытекают и их обязанности перед другими людьми и Ообществом. Права и Ссвободы Лличности не являются особым даром Ввласти, они коренятся в Ообщественном строе, но непременно должны быть признаны и закреплены Ггосударством в Основном Законе и им гарантированы. В настоящее время, Пправа личности достаточно определёенно сформулированы в ряде важнейших Ммеждународных Пправовых Аактов, под которыми стоит Пподпись и Российской Федерации. Внутригосударственное Ззаконодательство должно соответствовать Ммеждународным пАактам и Ддоговорам, провозглашающим основные Пправа и Ссвободы личности. Основные Пправа и Ссвободы Рроссийских Гграждан закреплены в Конституции Российской Федерации, однако они слабо гарантированы, требуют эффективной Ззащиты со стороны Ггосударства.

Из признания первичности Пправ Ччеловека вытекает Пправовой Сстатус Гграждан, характер отношений между ними и Ггосударством. Отношения между Ггражданином и Ггосударством носят строго Пправовой характер, это отношения равнозначвзаимных Пправ и Ообязанностей, обеспечивающиеобеспечивающие Ссвободное развитие личности и подчинение Ггосударства Ообществу. Свобода каждого индивида - предпосылка Ссвободного Ообщества, которая превращает Ггосударство из Ааппарата Ппубличной Ввласти, стоящей над обществом, в организацию, подчинёенную интересам общества и Ззащите Пправ его членов. Не личность и Ообщество служат Ггосударству, а Ггосударство должно служить Ччеловеку и Ообществу, не Пправо служит Ггосударству, а Ггосударство должно служить Пправу.

Становление Пправовой Ггосударственности предполагает и новый тип отношений между личностью и Ггосударством. Это принцип равнозначвзаимной (обоюдной) Оответственности личности перед Ггосударством и Ггосударства перед личностью. Характер взаимоотношений сотрудничества Ггосударства и личности является важнейшим показателем состояния Ообщества в целом, перспектив его развития.

Все отношения между Ггражданином и Ггосударством строятся только на основании Ззакона, смысл которогото есть Ггражданин несёет Оответственность перед Ггосударством только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в Ззаконодательных Аактах. Государство, определяя меру Ссвободы личности, также ограничивает и себя в собственных действиях и решениях. В случае если (орган) Ведомство Ггосударственной Ввласти или должностное лицо своими действиями или бездействием причинили вред Ггражданину, Ггосударство должно возместить ущерб в полном объёеме, независимо от вины конкретного причинителя вреда. Все споры по поводу Пправа между гражданином и Ггосударством подлежат рассмотрениюрассмотрению в Ссуде. Государство на Кконституционном уровне устанавливает эффективные формы контроля и надзора за осуществлением Ззаконов.

Важнейшим принципом организации и деятельности Пправового Ггосударства является принцип разделения Ггосударственной Ввласти на относительно самостоятельные ветви: Ззаконодательную, Иисполнительную и Ссудебную, которые должны составлять так называемую систему ссдержек и противовесов. Главным смыслом принципа разделения Ввластей является не простое обособление их друг от друга, а взаимное обоюдное сдерживание Ввластей ради обеспеченияобеспечения Ссвободы личности. Принцип разделения Ввластей направлен на обеспечениеобеспечение Кконституционных Пправ и Ссвобод личности, которые могут быть гарантированы только при самостоятельном функционировании этих ветвей Ввласти.

Суть концепции разделения Ввластей заключается в разграничении (разделении) функций (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти: Ззаконодательная деятельность, Иисполнение Ззаконов, Оотправление Пправосудия должны осуществляться самостоятельно. Согласно теории разделения Ввластей, сплоченияоединение Ввластей (Ззаконодательной, Иисполнительной, Ссудебной) в одном Ведомстве (Ооргане), в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна Ссвобода личности. Поэтому, для того чтобы предотвратить возникновение Аавторитарной Аабсолютной Ввласти, не связанной Пправом, эти ветви Ввласти должны быть разделены (разграничены). С помощью разделения вВластей Ггосударственные (Оорганы) Ведомства действуют в рамках своей компетенции самостоятельно, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный обоюднный контроль, предусматриваются формы воздействия во взаимоотношениях содействиях Ггосударственных Ведомств (Оорганов), осуществляющих Ззаконодательную, Иисполнительную и Ссудебную Ввласти.

Однако речь не идёет о полном отделении друг от друга Ззаконодательных, Иисполнительных и Ссудебных (Оорганов) Ведомств, об уравнивании этих (Оорганов) Ведомств. В Пправовом Ггосударстве существует механизм взаимного обоюдного контроля Ззаконодательной, Иисполнительной и Ссудебной Ввластей при сохранении каждой значительной степени независимости от другой Ввласти.

Так, в соответствии с Конституцией Российской ФедерацииРФ представительным и Ззаконодательным Ведомством (Оорганом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (Ппарламент). Парламент, обладая полагая исключительнымисключительным Пправом принятия и изменения Ззаконов, определяет на основе Конституции полномочия и рамки, в которых действуют и Ззаконодательная, и Иисполнительная, и Ссудебная Ввласти.

Важнейшими средствами воздействия Ппарламе<

Наши рекомендации