Глава 1. понятие и сущность государства.

1.1. Понятие и признаки Ггосударства.

Государство - сложная Пполитико-Пправовая форма организации Ообщественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (Ззащита Пправ и Ззаконных интересов Гграждан, обеспечениеОбеспечение Пправопорядка, Ббезопасности Гграждан и Ообщества).

Государство существует, какесть продукт возникновения и развития Ччеловеческой Ццивилизации. Процесс становления Ггосударства полагаимеет место, лишь на определёенном этапе развития Ччеловеческого Ообщества. В результате Ээволюционного развития, Ччеловечество выработало для Ууправления Ообщественными процессами систему определёенных правил поведения, устанавленниваемых Ппубличной Ввластью. По мере усложнения Ссоциальных связей, эти Ссоциальные нормы и Иинституты Пполитической Ввласти принимают более сложные формы.

Предпосылки возникновения Ггосударства лежат в природе самого Ообщества. Общество - это определёенный тип отношений и связей между людьми (Ээкономических, Пполитических, Ддуховных, Ююридических и т.д.), объединсплочёенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечениеобеспечение Пправ и Ссвобод, Ббезопасность и др.). Необходимость реализовывать и обеспечиватьобеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования Ггосударства. Охрана общественно значимых интересов, определённяемых необходимостью нормального Ссоциального существования и развития Ччеловека, является задачей всего Ообщества, условием его стабильного функционирования. Упорядочение в этих целях Ообщественных отношений происсходит при помощи Ппубличной Ввласти, представляющей Ообщество во Ввнешних и Ввнутренних отношениях. Государственная Ввласть обладает владеет Ммонополией на принуждение в случае нарушения Ззаконов, и полагаимеет для реализации этих полномочий систему специальных Ведомств (Оорганов). Властные решения, исходящиеисходящие от Ппубличной Ввласти, прилагаимеют общеобязательный характер и подлежат исполнению. Таким образом, мы видим, что Ггосударство возникло и упрочилось в поисках обеспеченияобеспечения Ввнутреннего Ппорядка и Ввнешней Ббезопасности. Ещёе Аристотель говорил, что Ггосударство создаёется “"ради прекрасной жизни”".

Причины или условия формирования Ггосударственности заложены в самих Ообщественных Оотношениях. Первоначально, на заре возникновения, Ссоциальная Оорганизация основывалась на присваивающей Ээкономике (Оохота, Ррыболовство и Ссобирательство, являющаясято есть присвоением готовых продуктов). Человек удовлетворялся теми продуктами, которые он находил у природы.

Постепенное развитие Ччеловеческого Ообщества привело к тому, что в результате так называемой неолитической революции начался процесс перехода Ообщества от присваивающей Ээкономики к Ппроизводящей. С этого времени Оохота, Ррыболовство и Ссобирательство, постепенно стали заменяться Зземледелием и Сскотоводством, возникли Мметаллургия и Мметаллообработка. По данным Аархеологии и Ээтнографии, этот процесс продолжался у разных Ннародов несколько тысячелетий. Продукты Зземледелия и Сскотоводства, производимые первоначально для собственных нужд, начали производиться в количестве, превышающем потребности самих производителей.

Овладение Ккультурой Зземледелия, Сскотоводства и Ообработки Мметалла, дало толчок к дальнейшему развитию производительных сил, в связи с чем возник избыток продукта (прибавочный продукт), явившийсято есть начался процессом первоначального накопления капитала и появления частной собственности, что создавало возможность привлечения дополнительной рабочей силы для развития своего производства. Постепенно развивались обменные отношения между товаропроизводителями. Продолжался дальнейший процесс общественного разделения Ттруда, и его специализации по отдельным отраслям Ппроизводства, что способствовало быстрому прогрессу хозяйственных отношений, Рразвитию Рремесла, Иискусства, Пписьменности, возникновению первых Ггородов. Постепенно с развитием имущественных отношений начала усложняться структура Ообщества. Появились социальные группы, общности, полагаимеющие своими интересамиы и особенностямии.

Имущественная и Ссоциальная дифференциация, развивалась параллельно с функциями управления общественной организацией. Важное место в такой дифференциации занимали Ввоенные Ввожди и Жжрецы, которые прилагаимели большимое влиянием на Ообщество. Благодаря развитию Рремесла и Тторговли, возникли сословия Рремесленников и Ккупцов.

Усложнение Ообщественной жизни потребовало более совершенной формы еёе организации, и стимулировало развитие тех Пполитических Иинститутов, которые занимались функциями Ууправления (обеспечениемобеспечением порядка в Ообществе, Оохраной Ссобственности и т.д.). В механизме регулирования Ообщественных отношений особую роль играет Ггосударство, как важнейший Пполитический Иинститут, выполняющий необходимые для Ообщества Ссоциальные, Пполитические и Ююридические функции. Известный русский Ююрист П.И. Новгородцев писал, что “"Ггосударство не являетсяесть только классовое господство, это прежде всего Ппублично-Пправовое регулирование Ччастной и Ообщественной жизни”" <1>.

--------------------------------_________________________________________________________

<1> Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 289.

Государство, как одна из форм Пполитико-Ююридической организации Ообщественной жизни характеризуется следующими основными признаками:.

1. Народ. Государство - этоесть союз людей, организованный на началах Пправа на оединой целостной территории. Но не всякий союз людей образует Ггосударство. Этот союз людей, прежде всего должен полагаиметь один единый общий интерес. Таким общим интересом для всех Гграждан Ггосударства, является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания Ссправедливого Пправопорядка. Государственный союз основан на началах Пправа.

Граждане Ггосударства обладают полагают Ссубъективными Ппубличными Пправами, и являются Ссубъектами Ппубличных Ообязанностей. Публично-Пправовой Ссоюз Гграждан с Ггосударством определяется Ззаконодательством каждой конкретной Сстраны самостоятельно.

2. Постоянным признаком Ггосударства, является наличие определёенной территории, значащаято есть территориальная организация Ггосударственной Ввласти. Территориальная организация Ггосударства означает, что его Ввласть распространяетсяраспространяется на определёенную территорию, которая находится под Ююрисдикцией Ггосударства. В Ггосударственно-Оорганизованном Ообществе на смену принципу кровнородственной организации населения, пришёел принцип его территориальной организации. Люди, проживающие на территории Ггосударства, становятся подданными или Ггражданами данного Ггосударства. Юридически только Гграждане входят в состав Ггосударства, и обладают прилагают всеми Ггражданскими и Пполитическими Пправами (Пправом избирать и быть избранными в представительные Ведомства (Оорганы) Ггосударственной Ввласти, занимать должности в Ведомствах (Оорганах) Ггосударственной Ввласти, осуществлять определёенные виды деятельности и т.д.). Государство обязуется обеспечиватьобеспечивать Гграждан всеми Пправами и Ссвободами, как внутри Сстраны, так и за еёе пределами. Основные Пправа и Ссвободы Ччеловека и Ггражданина должны быть Ззаконодательно гарантированы Ггосударством. Однако Ггосударство, признавая Пправа и Ссвободы Ччеловека, обязуется защищать Пправа и Ссвободы иностранцев и Ллиц без Ггражданства.

3. Важнейшим признаком Ггосударства является: наличие Ппубличной Ввласти, которая учреждается Ннародом, и выступает от его Иимени. Публичная (Ггосударственная) Ввласть предполагает особую группу людей (Ууправленцев), призванных осуществлять задачи и функции Ггосударства. Объективно необходимой функцией Ггосударственной Ввласти является упорядочение Ообщественной жизни, Ообщественных Оотношений. Отнюдь не всякая Ввласть - управленческое благо. История знает много примеров, когда Ггосударственная Ввласть нарушала Пправа и Ссвободы личности. Эффект Ввласти в значительной степени действует в Ссогласии с управляемыми людьми. Властные полномочия Ггосударства ограничены:, во-первых, Пправами и Ссвободами, принадлежащими его Ггражданам, и во-вторых, Ввластными полномочиями других Ггосударств.

Сама цель упорядочения Ообщественных Оотношений (стремление к порядку) может достигаться и антиправовыми средствами. Однако, стремясь к порядку, они самоуничтожаются, лишив себя всех Пправ и Ссвобод, своей личности. Из этого получаетсяследует, что сама Ввласть нуждается в таком ценностном регуляторе, как Пправо. Право - основа Ввласти, основа деятельности Ггосударства, являющаясято есть организацияя Ггосударственной Ввласти должна быть основана только на Пправовых началах, а еёе деятельность - в рамках Пправа (Пправового Ззакона).

Государственная Ввласть, в свою очередь, характеризуется следующими признаками:. вВо-первых, для осуществления своих функций, и задач она прилагаимеет своимй аппаратом Ууправления, который призван осуществлять функции Ууправления Ообществом, с помощью специальных Ггосударственных Ведомств (Оорганов). Осуществление Ггосударственных Ууправленческих функций, является их профессиональной деятельностью. Во-вторых, Ппубличная Ввласть, является представительной. Она осуществляет свою деятельность от Иимени Ннарода. В-третьих, признаком Ппубличной Ввласти, является еёе Ллегитимность. Феномен Ллегитимности Ггосударственной Ввласти - признание еёе Ннародом Пправа управлять им и подчиняться ей. Необходимо отличать Ллегитимность Ввласти, от еёе Ллегальности. Не всякая Ллегальная Ввласть, является Ллегитимной.

4. Налоговая и Ффинансовая Ссистемы. Государство устанавливает Ссистему Нналогов и Ссборов, для формирования Ггосударственного бюджета. Затем оно распределяетраспределяет эти средства на различные Ообщественные нужды, в том числе на содержание Ггосударственного аппарата, который занят только Ууправленческой деятельностью, а также на содержание Ссоциально незащищенных слоёев населения.

5. Суверенитет. В Ююридической и Пполитологической литературе Ггосударственный Ссуверенитет трактуется, как верховенство Ггосударственной Ввласти на своей территории, и еёе независимость в Ммеждународной Ссфере.

Верховенство Ггосударственной Ввласти внутри Сстраны означает:

•- распространениеРаспространение еёе Ввластной силы на всех Гграждан и Оорганизации, обязательность решений Ведомств (Оорганов) Ггосударственной Ввласти для других Ссубъектов Пправоотношений;

•- Ттолько установленные Ггосударством правила поведения признаются Ообщеобязательными, и обеспечиваютсяобеспечиваются Ссистемой Ююридических гарантий;

•- Ввозможность применения мер Ггосударственного принуждения, в случае совершения противоправных деяний.

Самостоятельность и Ннезависимость Ггосударственной Ввласти, выражаются в еёе исключительномисключительном Пправе свободно решать свои задачи, и выполнять свои функции в рамках Пправа.

Государственный Ссуверенитет полагаследует отличать от Ссуверенитета Ннарода. Хотя они и тесно связаны между собой, но представляют различные Иисторические и Ообщественно-Пполитические явления. Государственный Ссуверенитет возникает вместе с Ггосударством, а Ссуверенитет Ннарода основан на признании всего граждански Пправомочного населения той или иной Сстраны единственным сплочённым источником Ггосударственной Ввласти. Народный Ссуверенитет - источник Ггосударственного Ссуверенитета. Суверенитет Ггосударства ограничен Ссуверенитетом Ннарода, которому и принадлежит Ввысшее Пправо определять Ээкономическую, Ссоциальную и Пполитическую Ссистемы Сстраны.

Народ осуществляет свою Ввласть непосредственно, а также через Ведомства (Оорганы) Ггосударственной Ввласти и Ведомства (Оорганы) Мместного Ссамоуправления. А Ввысшим Ннепосредственным выражением Ввласти Ннарода, являются Рреферендум и Ссвободные Ввыборы. Представительные (Оорганы) Ведомства Ггосударственной Ввласти осуществляют Ввластные полномочия от Иимени Ннарода.

Следовательно, Ггосударственный Ссуверенитет - это ограниченная Пправом Ввласть, как внутри Сстраны, так и в Ммеждународных Оотношениях, осуществлённаяемая от Иимени Ннарода.

На современном этапе развития Ццивилизации Ггосударственный Ссуверенитет имеет прилагает свои пределы, которые во внутренней жизни Ггосударства определяются притязаниями других Ссубъектов Пправа, а в Ммеждународных Оотношениях - рамками Ммеждународного Пправа. В настоящее время в современном интегрированном мире всёе чаще признаёется, что Ммеждународное Пправо, Ммеждународное Ссообщество и Ммеждународные Оорганизации могут и должны вмешиваться во Ввнутренние дела Ггосударств, если Ввласть грубо нарушает Пправа и Ссвободы Ччеловека, Пправа и Ссвободы Ммалых Ннародов и Ннациональных Мменьшинств. Это зафиксировано в целом ряде Ммежгосударственных Ссоглашений, прежде всего в Парижской Ххартии для Нновой Европы и ряде других. Ярким примером этого является ограничение Ссуверенитета Ггосударств Европейского Ссоюза рамками Пправа Европейского Ссоюза.

6. Система Пправа. Государство - это не просто Ссоюз людей, объединенных сплочённых территориально, но и Пправовой Ссоюз, организованный и действующий по Пправовым Ннормам. Государство, устанавливая Ссистему Ообщеобязательных Пправил Пповедения, регулирует и упорядочивает существующую Ссистему Ообщественных Оотношений. Наличие Пправовой Ссистемы Ююридически оформляет Ггосударственную Ввласть, и тем самым делает еёе Ллегитимной. Система Пправа определяет Ююридические рамки и формы, осуществления функций и задач Ггосударства. Все Ссубъекты Пправа (в том числе и Ггосударство) функционируют в рамках Пправовых Ннорм.

Таким образом, Ггосударство - это территориально организованная Ппублично-Пправовая общность населения, построенная на началах Ввласти и осуществляющая свою деятельность на основе Пправа, с помощью специального Ггосударственного аппарата.

Государство, как феномен Ообщественной жизни можно понимать в различных аспектах. В Иинституциональном смысле Ггосударство - это Ссистема Ведомств (Оорганов) Ггосударственной Ввласти и Уучреждений, действующих на основе Пправа. В этом смысле Ггосударство выступает, как равноправный Ссубъект Пправоотношений.

В Ппубличном смысле Ггосударство - универсально значимая Ввласть, призванная для Оохраны Пправ и Ссвобод личности, обеспеченияобеспечения Ббезопасности Гграждан и Ообщества в целом, установления Ззаконности и Пправопорядка.

В функциональном смысле Ггосударство - способ регулирования и упорядочения Ообщественных Оотношений.

1.2. Сущность и функции Ггосударства.

Назначение и сущность Ггосударства состоят в том, что оно призвано осуществлять Ууправление Ообществом на основе Ддемократических принципов правления в интересах Ззащиты основных Пправ и Ссвобод личности, а также для обеспеченияобеспечения Ообщественного Ссогласия (Ссоциального Ккомпромисса). Поскольку Ггосударство представляет собой территориальный Ппублично-Пправовой Ссоюз населения, осуществляющий свои Ззадачи и выполняющий свои функции с помощью специальных Ведомств (Оорганов) Ггосударственной Ввласти, то можно сказать, что обеспечениеобеспечение Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина, регулирование и упорядочение Ообщественных Оотношений, и является основной обязанностью Ггосударства. Природа Ггосударственной Ввласти - в Оохране Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина, в обеспеченииобеспечении Ггражданского Ммира и Ссогласия.

Социальное назначение Ггосударства заключается в том, что это Оорганизация Пполитической Ввласти, призванная представлять общие интересы населения. Деятельность Ггосударства направлена на решение Ообщесоциальных проблем. Управляя делами Ообщества, Ггосударство стремится к стабильности и гармоничному развитию Ообщества, к обеспечениюОбеспечению Ссоциального компромисса и Пправопорядка. Ещёе Цицерон писал, что “"Ггосударство этоесть достояние Ннарода, а Ннарод не любаояе соединение общность людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а Союзсоединение многих людей, связанных между собой Ссогласием в вопросах Пправа и Ообщностью Иинтересов”" <2>.

--------------------------------_________________________________________________________

<2> Цицерон. Диалоги. О Ггосударстве. О Ззаконах. М., 1966. С. 20.

В чёем же состоит сущность Ггосударства? В чёем его целостнаяединая и объективная цель? Отвечая на эти вопросы, известный русский Ююрист И.А. Ильин писал, что “"сущность Ггосударства состоит в том, что все его Гграждане имеют прилагают и признают - помимо своих различных и частных интересов и Ццелей - ещёе целыйединый интерес и однуединую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо Ггосударство этоесть некая духовная община”" <3>.

__________________________________________________________--------------------------------

<3> Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 1. М., 1993. С. 241.

Социальное назначение и сущность Ггосударства проявляются в его функциях и задачах. Под функциями Ггосударства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни. В отличие от задач Ггосударства, которые могут носить временный, локальный характер, функции Ггосударства полагаюимеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи они могли быть направлены и на узкокорпоративные цели. Если в Древнем Ммире или Средневековье Ггосударство активно осуществляло такие классовые функции, как подавление сопротивления рабов и крепостных крестьян, обеспечениеобеспечение условий для их эксплуатации, то функции современных развитых Ддемократических Ггосударств направлены на осуществление Ообщесоциальных проблем, связанных с Ззащитой Пправ и Ссвобод личности, поддержанием Ообщественного Ппорядка, обеспечениемОбеспечением Ммира и Ббезопасности и т.д.

На характер и содержание функций Ггосударства оказывают влияние многие факторы: Ссоциально-Ээкономического, Пполитического, Ээкологического Ххарактера. Бурный рост Ээкономики, еёе Ннаучно-Ттехнический Ппрогресс, Сстабильная Пполитическая Ообстановка во многом определяют направления деятельности Ггосударства, связанные с обеспечениемобеспечением Пправ и Ссвобод Ччеловека, Ээкологической Ббезопасностью, разрешением Ммежнациональных конфликтов, Бборьбой с преступностью и т.д. На содержание функций Ггосударства большое влияние оказывает и Ммеждународная Ообстановка. В современном Ммире активно продолжается процесс интеграции Ггосударств, что обуслаовливает их тесное сотрудничество по многим ключевым вопросам (Ззащита Пправ Ччеловека, поддержание Ммира и Ммеждународного Пправопорядка, Ээкологической Ббезопасности, Бборьба с Ммеждународным Ттерроризмом и т.д.). Возрастает значение Ммеждународного Пправа, Ммеждународных Оорганизаций в решении всех этих вопросов.

Функции Ггосударства и их конкретное содержание, зависят от формы Оорганизации Ггосударственной Ввласти, от того, какие цели Ггосударство ставит перед собой. В зависимости от Ссоциальной направленности функции Ггосударства могут в значительной мере отличаться друг от друга. Так, при Ллиберально-Ддемократическом режиме Ггосударство признаёет за собой функцию Оохраны Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина, обеспеченияОбеспечения Ммира и Ссогласия, Ссоциальной Ббезопасности, а при Ттоталитарном Пполитическом режиме, наоборот, стремится полностью держать монополию своей Ввласти над Ообществом (Ссвобода личности ограничена, отсутствует Пполитический Пплюрализм и Ггласность, Ээкономика полностью управляется Ггосударством).

Основные функции Ггосударства подразделяются на виды по различным основаниям. Наиболее общей классификацией основных функций Ггосударства является: деление их на Ввнутренние (деятельность внутри данной Сстраны) и Ввнешние (деятельность на Ммеждународной Аарене). Между Ввнутренними и Ввнешними функциями существует неразрывная связь, ибо Ввнешняя Пполитика любого Ггосударства предопределяется внутренними условиями его существования, а Ммеждународные Ообязательства, в свою очередь, взятые Ггосударством на себя, диктуют необходимость строить деятельность во Ввнутренних Оотношениях в соответствии с Ообщечеловеческими Сстандартами.

По времени осуществления различают функции постоянные (на всех этапах развития Ггосударства) и Ввременные, появление которых обусловлено специфическими условиями конкретного периода развития Ггосударства.

По формам деятельности функции Ггосударства подразделяются на Ззаконотворческие, Ууправленческие, Ссудебные и Кконтрольно-Ннадзорные, которые отражают механизм реализации Ггосударственной Ввласти. Законодательные функции осуществляют (Оорганы) Ведомства Ззаконодательной Ввласти, Ууправленческие -– (Оорганы) Ведомства Иисполнительной Ввласти, Ссудебные -– (Оорганы) Ведомства Ссудебной Ввласти, Ннадзорные -– (Оорганы) Ведомства Ппрокуратуры и другие Кконтрольно-Ннадзорные (Оорганы) Ведомства.

Государство в процессе своей деятельности оказывает целенаправленное воздействие на различные сферы общественной жизни. В зависимости от этого внутренние функции Ггосударства можно подразделить на: Пполитические, Ээкономические, Ссоциальные, Ээкологические, а также осуществлённыяемые в Ккультурной сфере.

В Пполитической сфере функции Ггосударства связаны:

•- с Ппризнанием и Ззащитой Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина. Уважение Ччеловеческого достоинства, Ззащита Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина, а также обеспечениеобеспечение условий для гармоничного развития личности - вот первейшая обязанность и задача Ггосударства, его Ведомств (Оорганов). Государство в своих Ззаконодательных Аактах закрепляет основные Пправа и Ссвободы Ччеловека и Ггражданина, и создаёет Ссистему их Ггарантий;

•- с регулированием Пполитических процессов в Ообществе посредством Ззаконодательного закрепления принципов Оорганизации, и деятельности Пполитических Ппартий и объединенийСоюзов, их взаимодействия сотрудничества с Ведомствами (Оорганами) Ггосударственной Ввласти и Мместного Ссамоуправления;

•- с обеспечениемобеспечением Ообщественной Ббезопасности, Ггосударство разрешает Ссоциальные и Ммежнациональные конфликты, поддерживает Ообщественное Ссогласие, оказывает помощь беженцам и вынужденным переселенцам и т.п.

В Ээкономической сфере Ггосударство обеспечиваетобеспечивает нормальное функционирование и развитие Ээкономики. Деятельность Ггосударства в области Ээкономики направлена на поддержание приоритетных направлений Ээкономического развития, Оохрану существующих форм собственности, обеспечениеОбеспечение Ссвободы Ээкономической Ддеятельности, Оорганизацию Ввнешнеэкономических Ссвязей, Уустановление Ссистемы Нналогов и т.д.

Экономическая роль Ддемократического Пправового Ггосударства, в условиях Ррыночной Ээкономики в основном сводится:

•- к Ззаконодательному определению круга Ссубъектов Ххозяйственной Ддеятельности, а также еёе Ообъектов и взаимоотношений сотрудничеств между ними;

•- к Ппоощрению, Ззащите и Оохране Ссоциально и Ээкономически Ццелесообразных форм этой деятельности (поведения еёе участников), осуществлённяемых главным образом с помощью регулятивных мер Ээкономического Ххарактера.

Государственное регулирование Ээкономических Оотношений при Ррыночном Ххозяйстве не носит жёесткого характера, а основано на использовании Ээкономических методов и средств (Нналогообложения, Ккредитования, Ссубсидий и др.).

Одним из основных направлений деятельности современного Ггосударства, является его Ссоциальная функция. Основополагающим признаком Ссоциального Ггосударства, является Уутверждение Ссистемы Ообщественных Оотношений, основанной на Ууважении и выполнсоблюдении сущестественных Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина, наличие в Ообществе условий, обеспечивающихобеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.

В Ссоциальной сфере деятельность Ггосударства, направлена на поддержание достойного уровня жизни населения, оказание помощи тем лицам, которые не могут самостоятельно обеспечитьобеспечить себя средствами для существования (Иинвалиды, Ппенсионеры, Ммногодетные Ссемьи, ббезработные). Государство расширяетрасширяет свои Ссоциальные гарантии, направленные на поддержку наиболее Ссоциально незащищёенных слоёев общества. Конституционное положение о том, что “"в Российской Федерации охраняются Ттруд и здоровьездаровье людей, устанавливается гарантированный Мминимальный Рразмер Ооплаты Ттруда (МРОТ), обесспечивается Ггосударственная поддержка Ссемьи, Мматеринства, Оотцовства и Ддетства, Иинвалидов и Ппожилых Гграждан, развивается Ссистема Ссоциальных Сслужб, устанавливаются Ггосударственные Ппенсии, пособия и иные гарантии Ссоциальной Ззащиты”" (ст. 7 Конституции Российской Федерации РФ), означает заявление России о своей приверженности одному из основополагающих принципов деятельности современного Ддемократического Ггосударства, согласно которому создание условий, обесспечивающих достойную жизнь и свободное развитие Ччеловека, возводится в ранг Ообщегосударственной Пполитики.

В реализации Ссоциальной функции значительное место принадлежит проведению эффективной Ггосударственной Пполитики в области Ообразования, Ккультуры, Зздаоровья Гграждан, в Жжилищной сфере. Социальная функция в данных сферах общественной жизни осуществляется в форме Ггосударственной поддержки (Мматериальной, Ффинансовой, Ппрограммной и др.) Ообразовательных, воспитательныхВоспитательных, Ннаучных Уучреждений, Уучреждений Ккультуры и Зздравоохранения. Например, в соответствии с Законом Российской Федерации “"Об образовании”" от 10 июля 1992 года (в редакции Федерального Ззакона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) “"Пправо Гграждан на Ообразование обеспечиваетсяобеспечивается Ггосударством путёем создания Ссистемы Ообразования, и соответствующих Ссоциально-Ээкономических условий для получения Ообразования”" <4>.

--------------------------------_________________________________________________________________________

<4> Ведомости Съезда Ннародных Ддепутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1797; Собрание Ззаконодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 150; 1997. N 47. Ст. 5341; 2002. N 12. Ст. 1093, N 26. Ст. 2517.

Культура, Ообразование, Зздравоохранение должны стать Ообщедоступными, поскольку в данном случае речь идёет о Гглавных Ссоциальных Цценностях: Зздаоровье и интеллектуальном потенциале Ообщества. Всеобщая декларация Пправ Ччеловека (1948) провозгласила Пправо каждого на достойный жизненный уровень, необходимый для поддержания Зздаоровья и благосостояния как самого Ччеловека, так и его Ссемьи (ч. 1 ст. 25).

В Ккультурной сфере Ггосударство оказывает поддержку развитию Иискусства и Ккультуры, заботится о Ккультурном и Ннравственном росте Ообщества. Государство Оответственно перед Ггражданами за обеспечениеобеспечение условий для общедоступности Ккультурной Ддеятельности, Ккультурных Цценностей и Бблаг. В этих целях (Оорганы ) Ведомства Ггосударственной Ввласти выступают гарантом Пправ и Ссвобод всех Ссубъектов Ккультурной Ддеятельности.

Защищают эти Пправа и Ссвободы посредством:

•- Ззаконодательной и иной нормативной деятельности;

•- Рразработки и осуществления Ггосударственной Пполитики и Ггосударственных Ппрограмм Ккультурного Рразвития;

•- Ппресечения посягательств на Пправа и Ссвободы в области Ккультуры.

В Пприродоохранной сфере функцией Ггосударства, является Оохрана и рациональное использованиеиспользование Пприродных Рресурсов, в целях улучшения условий жизни людей. Государственное регулирование Оохраны Оокружающей Пприродной Ссреды, определение Ппорядка Пприродопользования, обеспечениеобеспечение Ээкологической Ббезопасности - вот одна из первейших задач и функций Ггосударства на сегодняшний день.

Право на благоприятную Оокружающую Ссреду, является одним из фундаментальных Пправ Ччеловека. Статья 42 Конституции Российской ФедерацииРФ закрепляет, что “"каждый полагаимеет Пправом на Бблагоприятную Оокружающую Ссреду, достоверную информацию о еёе состоянии и на возмещение ущерба, причинёенного его Зздаоровью или Иимуществу Ээкологическим правонарушением”". Государственными гарантиями выполнсоблюдения Пправа Ччеловека на Бблагоприятную Оокружающую Ссреду являются:

•- обеспечениеОбеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности Ччеловека;

•- Ннаучно- обоснованное планирование и Ггосударственное нормирование качества Оокружающей Ссреды;

•- Ппредотвращение экологически вредной деятельности, предупреждение и ликвидация аварий, стихийных бедствий, катастроф;

•- Ггосударственное и Ообщественное Сстрахование Гграждан, Ообразование резервных Ффондов Ппомощи, Ввозмещение Ввреда, причинёенного Зздаоровью Гграждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий;

•- Оохрана, воспроизводствоВоспроизводство и Ррациональное использованиеИспользование Пприродных Рресурсов, как необходимые условия обеспеченияобеспечения благоприятной Оокружающей Ссреды и Ээкологической Ббезопасности;

•- Ггосударственный Кконтроль за выполнесоблюдением Пприродоохранительного Ззаконодательства;

•- Оответственность (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти и (Оорганов) Ведомств Мместного Ссамоуправления за обеспечениеобеспечение Бблагоприятной Оокружающей Ссреды и Ээкологической Ббезопасности;

•- Оответственность за Ннарушение Ззаконодательства в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды.

К Ввнешним функциям Ггосударства относятся:

•- Ссотрудничество с другими Ггосударствами в Ссоциально-Ээкономической, Пполитической, Ввоенной и Ккультурной сферах;

• - Ооборона Сстраны и обеспечениеОбеспечение Ггосударственной Ббезопасности;

• - Пподдержание Ммира и Ммирового Пправопорядка;

• - Ппредотвращение войн, разоружение, ликвидация Яядерного и другого оружия массового уничтожения;

•- Бборьба с Ммеждународным Ттерроризмом;

• - Ооказание помощи пострадавшим в результате Ччрезвычайных Сситуаций и Сстихийных Ббедствий (Зземлетрясение, Ннаводнение, Уураган, Иизвержение Ввулкана и т.д.);

• - Ссотрудничество в решении Гглобальных проблем современности.

Особое значение в современных условиях приобретает сотрудничество Ггосударств по поддержанию Ммира и Ммирного сосуществования, когда над Ччеловечеством нависла угроза уничтожения в термоядерной войне. С целью укрепления Ммира и Ммирного сосуществования Ггосударства ведут Аактивную работу за:

• - Рравенство и суверенитет всех Ннародов;

• М- мирное урегулирование споров;

•- Оотказ от войны, от применения силы или угрозы силой, как средства решения спорных вопросов, разрешение их путёем переговоров;

• - Нневмешательство во внутренние дела;

•- Ссотрудничество между Ггосударствами; ограничение вооружений;

•- Ддобросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм Ммеждународного Пправа, из заключёенных Ммеждународных Ддоговоров и т.д.

В деятельности Ггосударства, направленной на Ззащиту и Уукрепление Ммира, особое значение приобретает Ззадача всеобщего и полного разоружения под строгим, Ввсеобъёемлющим Ммеждународным Кконтролёем. Мировое Ссообщество, в целях сохранения Ччеловеческой Ццивилизации требует, чтобы Ггосударства путёем взаимных обоюдных (равных) договоренностей исключилиисключили возможность Яядерной катастрофы, и остановили разорительную для всех Сстран гонку вооружений. Но поскольку ещёе сохраняются противоречия между Ггеополитическими и Ээкономическими интересами разных Сстран, угроза нападения извне, непрестанной заботой Ггосударства, является сохранение армии на уровне, необходимом для обеспеченияобеспечения Ббезопасности Сстраны, и оборонного Ввоенного потенциала, гарантирующего решение этих задач.

Функции Ггосударства можно подразделить также на Ррегулятивные и Оохранительные, которые могут реализовываться в Пправовых и Оорганизационных формах. Среди Пправовых форм можно выделить Ззаконотворческую (Ннормотворческую) деятельность Ггосударства (разработка и принятие Ззаконов и других Ннормативных Аактов), Пправоприменительную деятельность (Ггосударственно В-властную деятельность Ккомпетентных (Оорганов) Ведомств по реализации Ннорм Пправа) и Пправоохранительную деятельность, направленную на осуществление Пправового Кконтроля и реализацию Ююридической Оответственности. К Оорганизационным формам относят создание (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти, их материально-техническое и информационное обеспечениеобеспечение и т.д.

Методами осуществления функций Ггосударства являются:

•- Ннормативно-Пправовое регулирование;

• - Уубеждение;

•- Ппринуждение;

•- Ннадзор и Кконтроль.

Используя метод Ннормативно-Пправового регулирования, Ггосударство закрепляет конкретные Пправа и обязанности участников Ообщественных Оотношений, тем самым, с одной стороны, поощряя Ообщественно полезную деятельность Ссубъектов Пправоотношений, а с другой стороны, в случае нарушения Ообщеобязательных предписаний принимает меры Ггосударственного принуждения.

Государство в своей деятельности, в основном использует метод убеждения. Сознательное добровольное выполнение требований Ггосударства, убеждёенность Гграждан в справедливости его требований становятся основными методами осуществления Ггосударством своей деятельности. Принуждение, как один из методов осуществления Ггосударством своей деятельности прилагаимеет место в тех случаях, когда существуютесть нарушения предписаний норм Пправа, и необходимо привлечь виновных к Ююридической Оответственности.

Осуществляя функции Ззащиты Пправ и Ссвобод личности, обеспеченияобеспечения Ссоциальной Ббезопасности, Ззаконности и Пправопорядка, Ггосударство активно используетиспользует метод Ннадзора и Кконтроля. Например, (Оорганы) Ведомства Ппрокуратуры осуществляют Ввысший Ннадзор за исполнением действующего Ззаконодательства; Ффинансово-Кконтрольные (Оорганы) Ведомства Ггосударственной Ввласти (Счёетная Ппалата, Нналоговая Иинспекция и Нналоговая Пполиция) - Ффинансовый Кконтроль. Существуют и другие (Оорганы) Ведомства Ггосударственной Ввласти, осуществляющие различные Кконтрольно-Ннадзорные функции (Гостехнадзор, Атомнадзор и др.).

1.3. Форма Ггосударства.

Любое Ггосударство, помимо его сущности и Ссоциального назначения, характеризуется также некоторыми Ввнешними признаками. Совокупность его Ввнешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления Ггосударственной Ввласти, Аадминистративно-Ттерриториальное Уустройство, и составляет форму Ггосударства (или форму Оорганизации Ггосударственной Ввласти). Форма Ггосударства характеризует отношения между людьми и Ггосударством в процессе Ууправления ими, способы Оорганизации Ввысших (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти, Аадминистративно-Ттерриториальную Оорганизацию Ггосударства. Все эти правоотношенияэти Правоотношения, вместе взятые образуют Ппубличный Пправопорядок, который называется Ггосударственным Уустройством.

Термин “"Уустройство Ггосударства”" в общей теории Ггосударства и Пправа понимается в различных смыслах. Речь может идти об Уустройстве Ггосударства, как о форме Ггосударства, о форме правления, об Аадминистративно-Ттерриториальной организации. Во всех этих случаях о<

Наши рекомендации