Гражданское общество, его признаки и условия жизнедеятельности

Жизнь человека условно можно разделить на две части. В одной части он зависим от государства, подчиняется его требованиям, предписаниям и многое делает против своей воли, так как государство имеет право его наказывать, принуждать. В другой ее части, которая называется гражданским обществом, человек живет по правилам, традициям, не имеющим юридической силы. Именно в рамках гражданского общества человек реализует свои личные интересы, отношения и т.д. Это частные, семейные, духовные, экономические и т.п. отношения. Это та сфера, куда государство непосредственно не вмешивается, где возможна относительная свобода личности в ее повседневных делах, заботах, поступках, мыслях.

Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями к идее полиса Аристотеля, гражданского общества Цицерона и идеям естественного права. В тот период гражданское общество и политическое общество (или государство) рассматривались по сути как взаимозаменяемые термины. Исследователи политических теорий Древней Греции единодушны в признании того, что у древнегреческих мыслителей политическое охватывало все важнейшие сферы жизни общества: семью, религию, образование, художественную культуру и т.д. Быть членом политического общества означало быть гражданином – членом государства и тем самым обязанным жить и действовать в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим гражданам.

В своем подлинном виде гражданское общество, как и правовое государство, появляется после крушения феодализма, в процессе становления и развития либерально-буржуазных отношений. Возникновение гражданского общества было связано прежде всего с появлением гражданина как самостоятельного, сознающего себя таковым, индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод и в то же время несущего перед обществом моральную или иную ответственность за все свои действия, а также с формированием самостоятельных ассоциаций людей (купеческих гильдий, позже – кооперативов, профсоюзов, партий и т.д.), призванных защищать их групповые и индивидуальные интересы, права и свободы. Идея «гражданского общества», отстаивающего свои права во взаимоотношениях с государством, нашла достаточно полное отражение уже в программном документе Французской революции «Декларации прав человека и гражданина».

Таким образом, хотя история становления гражданского общества охватывает тысячелетия, однако его зрелая теоретическая модель сложилась в конце XVIII – начале XIX веков.

В основных чертах эти идеи заключались в следующем:

Во-первых, все люди обладают естественными, неотчуждаемыми правами и свободами, равны друг другу. Природа человека неизменна, и, руководствуясь разумом, люди могут создать гармоничное общество на справедливых основах, договорившись друг с другом.

Во-вторых, гарантированность государством «естественных» прав человека и недопущение вмешательства государства в индивидуальную жизнь граждан.

Необходимо подчеркнуть, что в целом формирование различных вариантов концепции гражданского общества у разных мыслителей было неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой отдельно взятой личности. Они ставили на первое место свободу и естественные способности отдельного индивида как самостоятельной независимой единицы социального действия.

Как показала история развития демократических и тоталитарных систем, не может быть свободы отдельного индивида там, где нет многообразия источников жизнеобеспечения и свободы экономического выбора.

Если государство входит в общество как важнейший элемент политической надстройки, то в гражданское общество государство, как видно из сказанного выше, не входит. Хотя, конечно, все потребности гражданского общества – независимо от того, какой класс господствует в данное время – неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме закона получить всеобщее значение.

Если государство знает различные формы правления: демократические, диктаторские, монархические, то для гражданского общества на уровне политики характерна демократическая форма существования. Чем более развито гражданское общество, тем больше условий для демократических форм государства. И наоборот, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти. Иными словами, гражданское общество – это фундамент демократической общественной организации.

В процессе своего развития гражданское общество охватывает все более широкие слои населения – не только имущих, но и малоимущих и неимущих. В рабовладельческом обществе раб был совершенно бесправен, его можно было продать, купить, убить. Несколько лучше было положение у феодального крестьянина: оставаясь в ряде случаев объектом купли-продажи, он уже обрел право на жизнь. С возникновением и развитием капитализма пролетарий, включаясь в структуры гражданского общества, стал гражданином государства с невиданным и невозможным ранее объемом прав и обязанностей. Государство было вынуждено не только считаться с возникшими общественными ассоциациями, но и встать на путь правового упорядочения своих отношений со всем населением, существенно перестроить свои властные структуры.

С этой точки зрения гражданское общество как раз и предполагает сбалансированный взаимоконтроль и взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений, чтобы государственные органы, их деятельность всегда были в поле зрения негосударственных органов и движений, а негосударственные органы и движения, в свою очередь, сообразовывали свою деятельность с законом и учитывали объективные потребности государства. Таким образом, речь идет не о противопоставлении государственных и негосударственных органов, не о перетягивании каната по принципу «кто-кого», а о конструктивном взаимосвязанном сотрудничестве, которое делает обе стороны сильнее, а их работу – эффективнее.

Таким образом, гражданское общество – это совокупность тех межличностных, семейных, общественно-экономических, культурных, религиозных отношений и структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без непосредственного вмешательства государства (но в правовом поле) и обеспечивают условия для самореализации индивидов и коллективов.

С учетом происшедшей эволюции современное гражданское общество охватывает собой:

– сферу общественной жизни, включающую в себя все, что не входит в государство: классы, общественные организации и движения, семью, школу, религию, искусство и т.д.;

– сферу частной повседневной жизни людей;

– частную и коллективную собственность, регулируемую экономическими методами (а не административными) в интересах улучшения социального положения населения;

– самостоятельного гражданина, обладающего всей полнотой прав и свобод;

– управление, носящее неполитический характер: самоуправление;

– развитые экономические, культурные, правовые, отношения.

Гражданское общество возникает как результат исторического развития промышленного способа производства и представляет собой особый вид отношений между индивидом и государством. Характерная черта гражданского общества – наличие противоречий, конфликтов, конкуренции как движущей силы его развития.

Основными признаками гражданского общества являются:

1. Обеспечение свободного развития личности на экономической основе разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики, возможности для каждого индивида самостоятельного выбора конкретной сферы своей хозяйственной деятельности.

2. Регулирование взаимоотношений частных лиц, групп, институтов и всех других составляющих элементов гражданского общества посредством гражданского права, что позволяет преодолевать возможные конфликты и вырабатывать общую интегрирующую политику в интересах всего общества.

3. Постоянная защита интересов каждого человека, его естественного права на жизнь, свободу, счастье, создание разветвленной системы механизмов такой защиты и ее четкое функционирование.

4. Осуществление широкого самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни.

5. Взаимодействие с государством на основе правовых законов, без наличия которого не может быть и самого гражданского общества.

Идея гражданского общества на протяжении последних десятилетий расширялась и углублялась, дополнялась идеей демократии, основанной на политическом плюрализме, общем консенсусе и партнерстве конкурирующих социальных групп; идеей ограничения государственной власти установленными правовыми нормами, идеей индивидуальной свободы человека, расширения демократии в социальном плане и т.д. Широкое распространение получила теория плюрализма, согласно которой основная задача современного демократического государства – достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп населения, снятие или смягчение противоречий, поиск гражданского согласия, направленные на интегрирование общества. Государство при этом воспринимается как сообщество свободных индивидов, объединяющихся на солидарной основе.

Таким образом, гражданское общество можно представить как своеобразное социальное пространство, в котором люди взаимодействуют как независимые от государства индивиды. Свободная и независимая личность – центральная фигура гражданского общества. Акцент ставится на примате общественного, возвеличивании прав и свобод, ассоциативности и саморегуляции, индивидуалистических ценностных ориентациях. Существует тесная взаимосвязь гражданского общества и государства. Она проявляется в том, что без государства гражданское общество существовать не может, а государство без развитого гражданского общества не является демократическим. Разрушение государственности так же губительно для общества, как и дискриминация или блокирование его гражданской жизни. Гражданское общество и государство призваны от поколения к поколению обеспечивать воспроизводство социально-политического и социокультурного пространства, благоприятные условия самореализации индивидов и коллективов, гармонизацию частных и общественных интересов и потребностей.

Наши рекомендации