Основные характеристики административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правового отношения, как-то: первичность правовых норм; регламентация правовой нормой действий сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и прав сторон правоотношения, определяемая правовой нормой.
Таким образом под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Такова наиболее общая характеристика административно-правовых отношений, в которых выражено соотношение общего и особенного, родового и видового. Следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений.
Рассмотрим эти особенности административно-правовых отношений. В чем они заключаются?
Проблема этих отношений всегда была остро дискуссионной, причем переход системы государственного управления к условиям рыночных отношений в еще большей степени усиливает это ее качество (свобода производителя, рынок в его подлинно экономическом смысле, механизм государственного регулирования в новых условиях). Поэтому она имеет принципиальное значение для понимания существа административного права вообще, средств административно-правового регулирования — в особенности. В силу этого важное значение приобретает выделение таких элементов сущностной характеристики административно-правовых отношений, с помощью которых возможно определение их реального места в системе правовых отношений.
ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.
1. Административно-правовое отношения в отличие от иных (прежде всего — гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах "власть-подчинение".
Называя административно-правовые отношения властеотношениями, не следует впадать в крайность и низводить роль административного права до уровня полицейского, а административно-правовые отношения — до признания основанных исключительно на государственном принуждении. Однако распространен именно такой подход к их характеристике.
Властеотношения, как категорию, не следует рассматривать в качестве специфического свойства административно-правовых отношений, тем более — безоговорочно. С другой стороны, именно этот их признак является доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.
2. Структура (элементы) административно-правовых отношений
Структура административно-правового отношения представляет собой единство следующих элементов: субъект, объект и юридические факты.
Субъект административно-правового отношения – это индивиды (физические лица) и организации (коллективные лица), выступающие в качестве носителей, предусмотренных административным законодательством прав и обязанностей.
Субъектами административных правоотношений могут являться: граждане РФ; иностранные граждане и лица без гражданства; государственные органы, их структурные подразделения, предприятия и учреждения; общественные объединения; служащие государственных органов власти, предприятий и учреждений, а также служащие общественных объединений, коммерческих организаций; представители общественных формирований.
Для того чтобы лицо рассматривалось в качестве субъекта административно-правового отношения, оно должно обладать административной правосубъектностью. Так, административная правосубъектность у граждан России наступает с момента рождения, у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений с момента регистрации, у государственных и общественных служащих с момента зачисления на должность.
Объект регулирования административно-правовых норм это то, по поводу чего возникает противостояние, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников. В юридической литературе различают общий объект и непосредственный. Под общим объектом понимают общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами. Непосредственным объектом выступают:
- поведение, деятельность субъектов, разного рода услуги и их результаты;
- материальные блага (вещи, ценности);
- нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство);
- продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, изобретения);
- ценные бумаги, официальные документы (облигации, векселя и т.п.).
Юридические факт – это конкретные жизненные обстоятельства (события, действия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, прекращение административных правоотношений. Юридические факты, как правило, возникают в результате активно выраженного действия (пассивного бездействия). В любом случае действия или бездействия связаны с волей человека. Такие факты называются волевыми. Например, большинство административных правонарушений являются результатом активных волевых действий, а ст. 5.35 КоАП РФ расценивает как правонарушение невыполнение родителями и их лицами, их замещающими, обязанностей по воспитанию детей, являющееся результатом бездействия. По характеру юридические факты подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. Например, приказ о назначении на должность, о повышении должности, о присвоении звания, подача жалобы гражданином.
Административно-правовые отношения могут возникать и при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение. Юридические события являются не волевыми юридические фактами, т.е. не зависят от воли людей и влекут правовые последствия (например, рождение человека, достижение административно ответственного возраста – 16 лет, стихийные бедствия, смерть и т.п.).
В юридической литературе выделяют еще и юридический (фактический) состав. Состав это сложные, комплексные факты (жизненные обстоятельства), влекущие возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Для возникновения административного правонарушения требуется не одно, а несколько обстоятельств. Так, ст. 3. 9 КоАП РФ определяет, что административное наказание в виде административного ареста установлено только за проступки, которые по своей опасности граничат с преступлениями. При принятии решения о применении в качестве наказания административного ареста должны быть выявлены следующие обстоятельства (условия): не является ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 14 лет; достиг ли гражданин, совершивший проступок, совершеннолетия; не является ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, инвалидом 1 или 2 группы.
3.Сфера государственного управления — управляемая сфера. В силу этого в административно-правовых отношениях всегда находят свое выражение все основные качества, присущие государственно-управленческой деятельности, а также интересы, выражаемые в процессе практического осуществления этого вида государственной деятельности.
Административно-правовые отношения в не конкуренции, ибо они напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их права и обязанности непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений.
Следовательно, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни — в сфере государственного управления.
4.Сфера государственного управления есть та область деятельности государства, в которой действую особого рода субъекты. Обобщенно их именуют либо органами государственного управления либо органами исполнительной власти. Это значит, что в административно-правовых отношениях опосредствуется само государственное управление, т.е. компетенция соответствующих субъектов этого вида государственной деятельности.
Разнообразные административно-правовые отношения возникают не просто в сфере государственного управления (здесь могут возникать и гражданско-правовые отношения), границы, которой весьма широки, но и в связи или по поводусовершения полномочными субъектами исполнительной власти своей управленческой компетенции. Именно таково, например, конкретное содержание административно-правовых отношений между гражданами и органами управления. Главное — выражение в этих отношениях публично-правового интереса. Но такого рода отношения не могут возникать между гражданами, а также между негосударственными объединениями и внутри их.
Данная особенность административно-правовых отношений объясняется тем, что управленческая деятельность, составляющая основной объект административно-правового регулирования, равно как и
связанные с ней общественные отношения, прямо и непосредственно выражают волю и интересы государства. Выразить их может только такой субъект, который, во-первых, действует от имени государства и, во-вторых, является носителем соответствующих полномочий государственно-властного характера Поэтому в административно-правовых отношениях всегда одной из сторон является официальный и полномочный субъект исполнительной власти. Иначе говоря, в административно-правовых отношениях всегда имеется обязательная сторона, без которой такого рода отношения вообще не возникают.
Указанная особенность административно-правовых отношений выражает качества, обнаруживаемые и в ряде иных правоотношений. В этом нет ничего особенного, так как административные по своей сути правоотношения нередко обнаруживаются в иных сферах государственной деятельности, а также в силу того, что названные правоотношения фактически возникают непосредственно в процессе государственного управления финансами, земельными ресурсами, природоохраной и т.д.
5. Административно-правовые отношения по своей сути являются организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены прежде всего на организацию процесса правоисполнения. В их рамках происходит обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли может быть реально действующим.
Государственное управление, в сфере которого складываются административно-правовые отношения, в конечном счете сводится к осуществлению функций, направленных на организацию совместной деятельности людей, что прямо вытекает из его природы и социального назначения.
Таким образом, административно-правовые отношения являются особой разновидностью организационных отношений. Характерно, что они преследуют цель не только организации собственной работы аппарата управления (администрации), но и охватывают различного
рода организационные аспекты.
6. Административно-правовые отношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.
Данная особенность административно-правовых отношений предопределяется прежде всего тем, что в них обязательно участвует властный субъект, которому административно-правовая норма предписывает в данных условиях совершение таких действий, которые влекут за собой возникновение конкретных административно-правовых отношений. Соответственно указанный субъект обязан по своей инициативе и своими действиями создавать подобное юридическое последствие, не вступая при этом с другой стороной в договорные связи.
Практически субъекты исполнительной власти в административно-правовых отношениях действуют властно, а принимаемые ими решения приобретают юридическую силу независимо от согласия или несогласия второй стороны.
Значит ли это, что в административно-правовых отношениях всегда одна сторона предписывает другой веления, обязательные к исполнению?
Ответ на данный вопрос приводит к необоснованному выводу о том, что данный вид отношений возникает только "по приказу", т.е. в известной степени принудительно. Это не так.
Во-первых, многие административно-правовые отношения возникают по инициативе обеих сторон, либо по инициативе одной стороны, не являющейся субъектом юридически-властных полномочий, либо по инициативе третьих лиц.
Во-вторых, если административно-правовое отношение возникает по инициативе, например, гражданина, то соответствующий исполнительный орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями, не использует их в интересах подчинения инициатора.
Наоборот, у него возникают определенные юридические обязанности перед гражданином.
Однако определенный элемент соглашениясторон вовсе не исключается при возникновении административных правоотношений. И органы управления, и граждане, и иные участники административно-правовых отношений — активные волеизъявители, но только в процессе возникновения этих отношений.
Следовательно, инициатива в рассматриваемом плане не оказывает решающего влияния на главные качества административно-правового регулирования: решающей стороной является односторонний носитель юридически-властных полномочий. Его решение при соответствии требованиям административно-правовых норм юридически обязательно, независимо от желания или согласия второй стороны. Естественно, что оно обязательно и для принявшей решение стороны.
7. Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Так, гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес действий исполнительного органа (должностного лица).
Это его несогласие, не влияющее на возникновение правоотношения, тем не менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор.
Для разрешения гражданско-правовых споров установлен особый процессуальный порядок (исковое производство). Он установлен и для разрешения возможных административно-правовых споров. Как правило, такого рода споры разрешаются в административном, т.е. во внесудебном порядке. Это означает, что основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного управления и является одним из атрибутов государственно-управленческой деятельности. Суть его — в принятии полномочными исполнительными органами (должностным лицом) юридически-властного решения по предмету спора, каковым является законность оспариваемого решения или действия, породивших спорную ситуацию.
Административный порядок разрешения административно-правовых споров регламентирован Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, действующими правовыми актами о работе с жалобами и заявлениями граждан.
Нередко действующее законодательство предусматривает судебныйпорядок разрешения административно-правовых споров либо в качестве самостоятельного, либо альтернативного. В последнее время наблюдается тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом.
8. Для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной стороны перед другой.
Административным правом установлен иной порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны наступает не перед второй стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица). Именно по этому исполнительные органы (должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей требований административно-правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность). Сами субъекты управления также отвечают за нарушение аналогичных требований.
Возможна ответственность одной стороны административно-правового отношения перед другой, но в ограниченных случаях и пределах. Например, при совершении административного правонарушения был нанесен материальный ущерб другой стороне, то одновременно с наложением на виновного административного взыскания решается вопрос и о возмещении им причиненного имущественного ущерба.
ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Емкая характеристика административно-правовых отношений как властеотношений, акцентируя внимание на их сущностной природе, не исключает возможности их видовой классификации по различным критериям.
1. Основные и неосновные управленческие связи.
Первые прямо выражают сущность управления, а вторые связаны с этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым относятся административно-правовые отношения, которые могут быть выражены формулой "команда-исполнение". Это прежде всего отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между должностными лицами-руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности.
При характеристике второй группы отношений главное внимание акцентируется на том, что они, хотя и возникают непосредственно в сфере государственного управления, но не имеют своим прямым назначением непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. Это отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанными между собой соподчиненностью (отношения по принципу "субъект-субъект").
2. Субординационные и координационные административно-правовые отношения.
Суть первых ясна: они построены на авторитарности (властности) юридических волеизъявлений субъекта управления. Координационными связями называют те, в которых эта авторитарность, якобы отсутствует. Так, Правительство Российской Федерации координирует деятельность администрации краев, областей, автономий, городов федерального значения, направляет,т.е. координирует работу республиканских правительств. Координационные полномочия подобного рода реализуются в форме правительственных актов, т.е. его юридически-властных волеизъявлений.
3. По юридическому характеру взаимодействия их участников.
В данной классификации выделяют два правоотношения:
а) вертикальные, которые в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Это и есть то, что обычно называют властеотношениями. Возникают они между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них равенства сторон. Фактически вертикальность означает, что у одной стороны есть юридически-властные полномочия, которых либо нет у другой стороны (например, у гражданина), либо их объем меньше (например, у нижестоящего органа управления).
Такого рода связи наиболее типичны для сферы государственного управления.
б) горизонтальные, это те административно-правовые отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствуют юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Такого рода правоотношения не столь распространены в сфере государственного управления, как вертикальные.
Для правильного понимания сути управленческой горизонтальности необходимо учитывать следующие обстоятельства:
- во-первых, действительное, а не формальное юридическое равенство участников административно-правовых отношений реально при наличии одинакового правового уровня сторон, и соответственно, отсутствии выраженной в любой форме их соподчиненности;
- во-вторых, обязательное одновременное наличие в конкретных управленческих связях этих двух признаков, ибо отсутствие соподчиненности не всегда тождественно юридическому равенству сторон;
- в-третьих, столь же обязательно отсутствие юридически-властного волеизъявления одной стороны, адресованного другой.
Вычленить горизонтальные отношения из общей массы управленческих связей довольно сложно, так как они, не являясь типичными для сферы государственного управления, выражаются не столь отчетливо, как вертикальные. Тем не менее, управленческая практика дает определенные основания для отнесения к их числу следующих административно-правовых отношений:
а) отношения, предшествующие непосредственному управляющему воздействию.
Это связи, возникающие между находящимися на одинаковом правовом уровне исполнительными органами (должностными лицами), в которые они вступают по поводу, например, подготовки принятия совместных нормативных актов управления (например, между двумя министерствами); отношения по согласованию совместных управленческих действий; отношения в связи с проведением совместных заседаний (например, коллегии двух министерств); отношения по формированию межведомственных консультативных, совещательных или координационных советов; отношения между органами исполнительной власти и, например, профсоюзными органами по поводу удовлетворения законных интересов последних (на предмет заключения или изменения тарифных соглашений).
б) отношения, возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия с целью создания условий для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически-властного решения.Это, например, отношения, в ходе и результате которых вырабатываются совместные меры по исполнению нормативных актов (формирование межведомственных комиссий, проведение совместных ревизий).
в) отношения административно-процессуального характера, в которых стороны занимают равноправное положение. Содержанием этих отношений является рассмотрение административно-правовых споров.
г) отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений. Соглашения возможны и между субъектами исполнительной власти. Элементы административных договоров можно обнаружить в Федеральном договоре, поскольку в нем определяются основы разграничения компетенции различных субъектов исполнительной власти; такого же рода элементы содержатся в договорах между соответствующими органами автономных округов и краев, областей (ст. 66 Конституции Российской Федерации).