Специально-юридические функции права

Если общесоциальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, тоспециально-юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи.

1. Регулятивная функция;2. Охранительная функция

2.В соответствии с Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ, актов Правительства РФ такими изданиями являются "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации", портал в сети Интернет.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.

Кроме общего порядка вступления в силу указанных НПА, существуют следующие варианты вступления в силу законов:

· порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе, а именно, называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается формулировка "Вступает в силу после официального опубликования";

· порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом - законом о введении его в действие.

Билет №20

1. Материальное и процессуальное право: понятие и соотношение.

2. Субъекты правоотношений. Индивидуальные и коллективные субъекты. Государство как субъект правоотношения. Понятие физического и юридического лица.

Ответ: Система права характеризуется разделением на отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права регулируют предметные отношения, т.е. базовые, составляющие основу системы права. Процессуальное право характеризуется тем, что регулирует процесс реализации, воплощения в жизнь норм материального права.

К отраслям материального права относятся - гражданское право, уголовное, административное, семейное и др. К отраслям процессуального права относятся - гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное, арбитражно-процессуальное.

Процессуальное право регламентирует юридические процедуры, устанавливая порядок применения норм материального права и направлено на достижение конкретного юридического результата.

Материальное право, выступая регулятором общественных отношений, облекает их в правовые нормы, которые в итоге становятся основой позитивного права.

2. Субъекты правоотношений — это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Их называют также субъектами права. Субъектами правоотношений могут быть индивиды и организации. Все они обладают пpaвосубъектностью.

Огромное многообразие субъектов правоотношений можно объединить в две основные группы: индивидуальные и коллективные. Всеиндивидуальные субъекты - граждане определенного государства, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), объединяются понятием «физическое лицо». Коллективные субъекты правоотношений представлены организациями. Организации как субъекты правоотношений могут быть как государственными, так и негосударственными. Особой организацией выступает само государство.

Государственные организации подразделяются на три группы:

§ органы государства, которые являются субъектами разнообразных публично-правовых отношений; их правовые возможности определяются компетенций, т. е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных законодательством;

§ учреждения, выполняющие разнообразные социальные функции, не связанные с властными полномочиями (библиотеки, больницы, школы, музеи и др.);

§ предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью.

Государственные организации выступают в гражданско-правовых отношениях в качестве юридических лиц. В соответствии с ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности или владении имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Билет №21

1. Основные черты романо-германской правовой семьи.

2. Правоприменение, его признаки, стадии и виды.

Ответ: 1) Становление этой правовой семьи происходило на основе римского права. Это — главная особенность романо-германского права. 3) Ярко выражена доктринальнисть и концептуальность:в системе права существуют общие принципы и идеи, на основе которых формируется и развивается право. 4) Абстрактный характер норм права. Нормы права устанавливают общие правила поведения, исходя из принципов и правовых доктрин. 6) Доминирующая роль закона в системе источников права. В романо-германской семье законы и кодексы — это опорные столбы права. 7. Деление на публичное и частное право. 8. Относительно самостоятельное существование гражданского и коммерческого (торгового) права.

2. Правоприменение - особая форма реализации права. В форме примене­ния права государство еще раз (после издания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования. Признаки: 1) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). 2) имеет государственно-властный характер; 3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний; 4) выступает формой управленческой деятельности государства; 5) осуществляется в определенных процедурных формах 8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридичес­ким актом - актом применения права.

В качестве основных можно выделитьтри стадии: 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) формирование юридической основы дела; 3) решение дела.

Правоприменение бываетдвух видов - позитивноеиюрисдикционное. Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по по­воду правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. Например, назначение пенсии, выде­ление земельного участка.Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения правовых норм.

Билет №22

1. Положения естественно-правовой теории о праве как справедливости.

2. Логическая структура правовой нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

Ответ:Есте́ственное пра́во (лат. jus naturale) — понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения.В содержательную характеристику естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики.Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик естественного права в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще.Справедливость, правовой принцип, который характеризует внутреннее свойство и качество права и выражает его социальную сущность. Справедливость определяет баланс между интересами личности и общества, личности и государства, интересами участников правовых отношений и отражает идеи равенства и свободы. На основании критерия справедливости, возможно, определить соответствие между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, характер нарушения обязательства и размер ответственности. Закон, учитывающий эти особенности, отвечает принципа справедливости.

2.Структура нормы права — совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность нормы. Состоит из трех элементов: Гипотеза — это элемент нормы права, содержащий указания на жизненные обстоятельства, при наличии которых приводится в действие второй элемент — диспозиция. По сути гипотеза содержит указание на юридические факты, при наличии которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Гипотеза во многих случаях начинает формулироваться со слова «если». Например, если наступила смерть человека, его наследники получают право на наследство.

Диспозиция представляет собой сердцевину нормы, ее основную часть, в которой закрепляются меры возможного и (или) должного поведения участников регулируемого данной нормой общественного отношения. В диспозиции закрепляются субъективные права, обязанности, запреты, рекомендации, поощрения, через которые формулируются правила поведения.

Санкция- такой структурный элемент правовой нормы, где содержатся указания на меры государственного принуждения, воздействия на лицо, нарушившее требование диспозиции. Санкции в зависимости от содержания последствий могут быть карательными или штрафными, когда на правонарушителя налагаются дополнительные обременения, наказания (например, лишение свободы в уголовном праве), правовосстановительными (направлены на восстановление нарушенного состояния, например возмещение убытков в гражданском праве); встречаются так называемые санкции ничтожности (направлены на признание действий юридически безразличными, недействительными, например признание сделки недействительной).

Считается, что правовая норма должна содержать все три структурных элемента. В то же время в нормах, рассчитанных на непрерывное действие (прежде всего в конституционном праве), гипотеза не является необходимым элементом. Без диспозиции любая норма выглядит бессмысленной, так как норма остается без самого правила поведения. Наконец, правовая норма будет бессильной, если не будет подкреплена санкцией, принудительными

Способы изложения правовых норм в статьях НПА:

1) прямой — статья акта содержит одну норму права, причем все три ее элемента;

2) отсылочный — статья содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта, где содержатся недостающие элементы;

3) бланкетный — в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определенных правил, а правила, которые нарушены, в статье не изложены — они содержатся в другом акте, отсылка не дается.

Билет №23

1. Понятие и система источников (форм) права современности, их характеристика.

2. Понятия «правосубъектности», «правоспособности», «дееспособности», «деликтоспособности», «вменяемости», их содержание.

Ответ: Источником права в формально-юридическом смысле понимают форму права. Форма права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты.

Выделяют 4 основные формы права:

1) Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (Конституция, законы, подзаконные акты) Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. 2) Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку. 3) Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юр.делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дела. 4) Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами в результате которого возникает новая норма права.

2.Правосубъектность - это способность быть субъектом права, вступать в правовые отношения. Правосубъектность складывается из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.
1. Правоспособность - это способность иметь права и нести обязанности. В соответствии с российским законодательством правоспособностью могут обладать физические лица (человек и гражданин), юридические лица (предприятия, организации и учреждения), государство в лице органов государственной власти и должностных лиц.

2. Дееспособность - это возможность субъекта права своими действиями приобретать субъективные права и юридические обязанности.

3. Деликтоспособность предполагает возможность нести юридическую ответственность за совершенные деяния.

Билет №24

1. Понятие и принципы юридической ответственности.

2. Понятие нормативных правовых актов, их система в Российской Федерации.

Ответ: Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние.

Принцип законности - заключается в точном и неуклонном исполнении требований закона при назначении юридической ответственности.

Принцип ответственности только за виновные деяния - означает, что, если лицо не предвидело, не могло и не должно было предвидеть результаты своих поступков, не желало их наступления или не могло руководить своими действиями, юридическая ответственность не наступает;

Принцип справедливости - означает, что за противоправный проступок отвечает лишь тот, кто его совершил, причем за одно и то же правонарушение ответственность наступает только один раз, при назначении санкции должна учитываться тяжесть правонарушения; более суровый закон не имеет обратной силы;

Принцип индивидуализации - обеспечивается возможностью избрания различных средств правового воздействия с учетом характера и степени общественной опасности совершенного противоправного деяния, личности виновного, обстоятельств, предусмотренных законом в качестве смягчающих или отягчающих ответственность, и др.;

Принцип неотвратимости юридической ответственности - предполагает ее неминуемость, неизбежность, если совершено правонарушение.

Принцип скорейшего наступления юридической ответственности - означает, что, если срок, отделяющий момент совершения деяния и момент применения за него мер юридической ответственности, значителен, то санкции могут потерять актуальность.

2.Нормативно-правовой акт — это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы.

Нормативные акты характеризуются следующимипризнаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либоустанавливаются, либоизменяются, либо отменяются. Во-вторых, нормативные акты должны издаваться тольков пределах компетенции правотворческого органа, В-третьих, нормативные акты всегда облекаются вдокументальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

§ В-четвертых, каждый нормативный актдолжен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу. неоднократность применения; адресованность неопределенному кругу лиц. В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежатдоведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию.

Система нормативных правовых актов Российской Федерации строится согласно иерархической соподчиненности актов, определяемой в зависимости от их юридической силы. На вершине этой пирамиды находится Конституция России. Это универсальный нормативный акт учредительного характера, принятый на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права.

На уровень ниже находятся федеральные законы. Обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам кроме Конституции.

На следующем уровне иерархии нормативных актов находятся подзаконные акты (указы Президента, постановления Прав-ва).

Низшим уровнем федеральной системы нормативных актов являются ведомственные нормативно-правовые акты.

Определенную подсистему представляют нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. По предметам совместного ведения региональные законы принимаются в соответствии с действующими федеральными законами и не могут им противоречить. Высшие должностные лица субъектов РФ издают в рамках своей компетенции нормативные указы или постановления. Органы местного самоуправления вправе принимать нормативные решения по вопросам, отнесенным к ведению муниципальных образований.

Отдельные документы коммерческих и некоммерческих организаций могут содержать нормы локального характера, обязательные внутри этих организаций.

Билет №25

1. Принципы права: понятие, виды, значение.

2. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона.

Ответ: Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.

Существует несколько видов принципов права:

1)общеправовые принципы; (на принцип законности, принцип федерализма, принцип гуманизма, принцип справедливости, принцип равноправия, принцип единства прав и обязанностей);

2) отраслевые принципы; (исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику);

3) межотраслевые принципы. (исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права: принцип гласности; принцип состязательности; принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.)

2.По времени, табл.

Специально-юридические функции права - student2.ru

Действие в пространстве: Нормативные акты действуют на определенной территории: федеральный закон действует на территории всей России, региональный закон — на территории соответствующего региона. Вместе с тем федеральные законы могут специально устанавливать территорию, на которую они распространяются

По кругу лиц: На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев).

Обратная сила закона — распространение действия норм данного закона на действия, события, возникшие до его вступления в юридическую силу.

В юридической науке и практике существует общее правило: закон обратной силы не имеет. Однако в нем имеются и исключения:

§ закон, отменяющий и смягчающий юридическую ответственность, имеет обратную силу.

§ в самом законе говорится о том, что его нормы имеют обратную силу.

Билет №26

1. Правовой нигилизм и антикультура в России, понятие, причины и формы проявления, пути преодоления.

2. Систематизация законодательства: понятие и способы.

Ответ:Правовой нигилизм — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям, хаосу и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Антикультура – это такая субкультура, которая отличается от доминирующей культуры и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Причины 3 вида:

Субъективистский подход. Основной причиной правового нигилизма является знание людей о том, что законы не исполняются. Когда человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности — правового нигилизма. Развитию правового нигилизма способствует ряд психосоциальных факторов

Примером объективистского подхода в рамках изучения правового нигилизма и правовой культуры служит концепция «географического детерминизма», согласно которой «необъятные пространства» России обуславливают искажение в России правового сознания, что возводится в ранг традиции

Правовой идеализм. Некоторые исследователи среди прочих причин правового нигилизма выделяют также правовой идеализм, то есть чрезмерную веру в способность права решать любые проблемы

Преодоление правового нигилизма весьма сложный и длительный процесс. Основные пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; пропаганда правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.

2.Систематизация законодательства — это деятельность, направленная на упорядочение действующих нормативных правовых актов. Систематизация законодательства необходима:

§ для правильного уяснения и применения нормативных актов;

§ развития и совершенствования законодательства;

§ формирования правосознания.

Приемы, которые используются при упорядочении нормативно-правовых актов, называютсяспособами систематизации.

Наши рекомендации