Понятие и признаки акта государственной администрации

Акт государственного управления - центральная, ключевая форма государственного управления. Абсолютное большинство управленческих решений реализуются посредством данного инструмента. В литературе встречается определение данной формы как административного акта, правового акта управления и т.п. Все они более или менее корректны и могут применяться наравне с основным. Дело в том, что акт государственного управления в качестве существенной характеристики обладает свойствами правового акта и административного акта одновременно, поскольку является правовой формой государственного управления. Д.Н. Бахрах употребляет также термин "акт государственной администрации", обозначая исследуемое явление, поскольку представление указанного ученого о государственной администрации совпадает с представлением о системе субъектов государственно-управленческой деятельности, которую он обозначает термином "администрация".

Среди признаков акта государственного управления в теории традиционно выделяют следующие:

акт государственного управления - это юридическая форма управленческого решения, посредством которой реализуются задачи и функции государственного управления;

издается полномочным субъектом государственного управления в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством;

носит юридически-властный характер, т.е. в нем находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности;

акт государственного управления - это одностороннее волеизъявление субъекта государственного управления;

акт государственного управления императивен, т.е. содержит в себе предписание, безусловно обязательное для адресата;

служит юридическим фактом либо предпосылкой для возникновения юридических фактов, провоцирующих возникновение, изменение и прекращение общественных отношений в сфере государственного управления;

акт государственного управления подзаконен, т.е. издается исключительно в соответствии и во исполнение Конституции РФ и действующих законов;

занимает определенное место в иерархической системе актов управления, что подразумевает его соответствие актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;

представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц);

характеризуется определенной процедурой принятия (подготовки проекта, обсуждения, визирования, правовой экспертизы, согласования, утверждения и т.д.);

может быть обжалован в вышестоящий орган (должностному лицу) либо в суд, опротестован (прокурором);

обеспечен силой государственного принуждения, несоблюдение установленных актом государственного управления предписаний влечет возникновение негативных правовых последствий для нарушителя.

Требования, предъявляемые к актам государственной администрации

Являясь подзаконным актом, акт государственного управления должен отвечать определенным установленным нормами действующего административного законодательства требованиям. К сожалению, большинство требований к актам государственного управления не закреплены прямо в законодательных актах, однако, систематическое толкование позволяет выделить следующие из них:

1. Основные требования к актам государственного управления связаны с принципом законности:

а) прежде всего, акт государственного управления должен соответствовать нормам Конституции РФ и федеральных законов. Для актов разных уровней требование о соответствии закону предполагает различный круг нормативно-правовых документов, которым должен соответствовать акт. Если мы говорим об актах Президента РФ, то для них критерием законности выступают только нормы основного закона и федерального законодательства. Акты государственного управления, издаваемые в субъектах Российской Федерации, помимо этого должны соответствовать актам Президента РФ, Правительства РФ, а также нормам регионального законодательства;

б) акт государственного управления должен быть принят с учетом существующего в нашей стране разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации;

в) акт государственного управления должен быть принят в рамках компетенции издающего органа государственного управления и должен соответствовать актам вышестоящих органов государственного управления;

г) акт государственного управления должен быть юридически обоснованным, т.е. содержать четкие целевые установки, порядок исполнения решения, предусматривать возможные последствия введения акта и т.п., а также приниматься в связи с определенными обстоятельствами, являющимися достаточным основанием для издания акта государственного управления.

2. Еще одну весьма важную группу требований составляют требования к подготовке, изданию и действию актов государственного управления, т.е. процедурные требования, связанные с процессом создания и обретения юридической силы актом государственного управления:

а) требования к подготовке актов государственного управления разрозненны и неоднозначны. На каждом уровне государственного управления существуют собственные правила создания актов управления. На федеральном уровне упорядочено принятие в основном нормативных актов управления, однако, есть нормы, посвященные и индивидуальным актом.

б) требования к действию актов государственного управления во времени и пространстве, прежде всего, связаны со вступлением актов в законную силу. И здесь следует вспомнить норму статьи 15 Конституции РФ, которая устанавливает, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Наши рекомендации