Глава государства и исполнительная власть

Согласно Конституции 1978 г. главой испанского государства является король. Он наделен широким кругом полномочий и наряду с английской королевой считается одним из самых авторитетных монархов Европы. Король Испании обладает следующими полномочиями:

· санкционирует и промульгирует законы;

· в необходимых случаях распускает Генеральные кортесы;

· представляет парламенту для утверждения кандидатуру на пост премьер- министра;

· по представлению премьер-министра назначает министров;

· формально осуществляет иные высшие назначения в стране;

· является верховным главнокомандующим вооруженными силами;

· подписывает международные договоры;

· по решению Генеральных кортесов объявляет войну и мир;

· выполняет иные функции.

Все указы короля должны быть совместно подписаны премьер-министром, соответствующим министром либо председателем «нижней» палаты парламента (принцип контрасигнатуры). Престолонаследие в Испании осуществляется по кастильской системе, т.е. при отсутствии наследников по мужской линии трон может наследовать и женщина.

В таком случае она будет правящей королевой Испании. Жена короля также носит титул королевы, но правящей королевой не является.

Для вступления в брак наследник должен получить согласие короля и Генеральных кортесов, Если наследник заключит брак вопреки их воле, он и его потомки теряют право на престол.

Исполнительную власть в стране осуществляет правительство. Оно формируется по результатам парламентских выборов. Кандидатуру премьер-министра предлагает парламенту для утверждения король. Чтобы его кандидатура была утверждена, принимается во внимание расстановка политических сил в парламенте. Как правило, в качестве кандидата на пост премьер-министра предлагается лидер партии, победившей на выборах.

После утверждения премьер-министра парламентом король по представлению последнего назначает министров. Премьер-министр играет значительную роль в политической жизни Испании. Однако в отличие от других парламентских монархий, где монарх и премьер-министр являются политическими лидерами страны (Великобритания) либо премьер-министр фактически обладает большей властью, чем король (Швеция), в Испании премьер-министр – второй политический лидер и находится «в тени» короля.

В Испании своеобразно используется институт конструктивного вотума недоверия. Вотум недоверия (резолюция порицания) правительству Испании может быть вынесен только в том случае, если указывается кандидатура нового премьер-министра, Однако, если в ФРГ вынесение вотума недоверия автоматически влечет отставку правительства и избрание канцлером лица, указанного в вотуме, в Испании эта процедура проходит иначе.

Кандидат, указанный на пост премьер-министра при вынесении конструктивного вотума недоверия, становится таковым только в том случае, если правительство согласится с вынесенным ему конструктивным вотумом недоверия и уйдет в отставку. Если правительство не согласится с вотумом недоверия, по его инициативе король распускает парламент и назначает новые выборы.

Судебная система Испании

Судебную систему Испании составляют:

· мировые суды;

· муниципальные суды;

· суды первой инстанции округов;

· провинциальные суды;

· высокие суды автономных сообществ;

· национальный высокий суд;

· высокий суд;

· верховный суд.

Верховный суд – высшая судебная инстанция. Он включает шесть палат: по гражданским делам; уголовным делам; административным делам; трудовым делам; социальным делам; делам о воинских преступлениях.

Управление судебной системой и судейским корпусом осуществляет Генеральный совет судебной власти, возглавляемый председателем Верховного суда и состоящий из 20 членов (по 10 членов, представленных каждой из палат парламента), назначаемых королем на пять лет.

Вопросы конституционной юстиции в Испании решает Конституционный суд, имеющий давние традиции. Он состоит из 12 судей, назначаемых королем на девять лет. Из них: четырех судей предлагает Конгресс депутатов; четырех – Сенат; двух – правительство; двух – Генеральный совет судебной власти.

Каждые три года Конституционный суд обновляется на 1/3. Суд работает либо в пленарных заседаниях, либо по палатам. В случае равенства голосов решающим является голос председателя.


Наши рекомендации