Основные полномочия парламентов.
1. Законодательные полномочия:
1) право законодательной инициативы (осуществляется как членами обеих палат, так и группами парламентариев);
2) принятие законов.
3) принятие бюджета и иные финансовые полномочия (право осуществлять контроль за сбором налогов и расходованием государственных средств, принимать финансовое законодательство), утверждение бюджета страны на каждый финансовый год, принятие решения о внутренних и внешних займах, создание различных внебюджетных фондов и т.п.;
4) делегированное законодательство – предусматривается определенный порядок издания актов делегированного законодательства. Такие акты всегда принимаются во исполнение закона и уполномочивают правительство или отдельных министров издавать подобные акты (Великобритания, Австралия, Индия и др.).
2. Контроль деятельности (как правило, объектом является исполнительная власть, однако контролировать можно и главу государства, и вооруженные силы, и судебную власть и т.д.).
3. Назначение референдумов(это полномочие носит либо исключительный, либо альтернативный характер).
4. Формирование высших государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах.
5. Ратификация и денонсация договоров.
6. Полномочия в области обороны и безопасности – право объявлять войну и заключать мир – США, Франция, Куба, Италия, Венгрия, Китай.
7. Квазисудебные полномочия:
· импичмент – парламентская судебная процедура (цель – отстранение от должности виновных в совершении преступлений главы государства, должностных лиц исполнительной власти, судей),
· объявление амнистии.
Контроль за использованием вооруженных сил.
Право обжалования действий администрации.
Законодательный процесс
Принятие законов осуществляется по стадиям (чтениям):
· первое чтение заключается в принятии законопроекта к рассмотрению и оглашение его наименования в палате, при этом в одних парламентах законопроект сначала обсуждается в палате в полном составе, а затем передается в комитет (Великобритания, Германия), в других законопроект
сначала обсуждается в комитете, а потом на пленарном заседании палаты (Италия, США, Франция);
· второе чтение заключается в обсуждении основных принципиальных положений законопроекта, при этом палата не вправе рассматривать отдельные статьи законопроекта и направлять его в комитет для внесения поправок либо отклонить;
· после второго чтения законопроект направляется в комитет, в котором проходит детальное, постатейное обсуждение, после чего снова направляется для обсуждения в палату;
· третье чтение – на этой стадии могут предлагаться поправки, не затрагивающие существа законопроекта (обычно чисто редакционные, касающиеся стиля, заглавия и т.д.).
После прохождения всех чтений законопроект выносится на голосование, обычно для принятия решения достаточно простого большинства голосов списочного состава парламента, но для одобрения некоторых категорий законопроектов может требоваться квалифицированное большинство в 2/3, 3/4, 3/5 голосов.
После этого законопроект, принятый одной палатой, направляется для одобрения другой. Верхняя палата может одобрить его, внести поправки и изменения или он может быть отвергнут полностью. Для преодоления разногласий между палатами создаются согласительные комитеты (комиссии) либо спорный законопроект рассматривается на совместном заседании палат (Индия, Япония). Если законопроект отвергается верхней палатой, он подлежит повторному рассмотрению в нижней, при этом закон устанавливает срок, в течение которого действует отлагательное вето (Великобритания – один год, Испания и Япония – два месяца), и число голосов членов нижней палаты для преодоления отлагательного вето (как правило, это квалифицированное число голосов, но иногда достаточно и простого большинства (Великобритания и Испания).
Принятый обеими палатами закон передается на подпись главе государства, при этом последний обладает правом абсолютного (Великобритания) либо относительного (Испания, Швеция, Япония) вето. Отметим, что в Великобритании монарх не пользовался абсолютным вето с 1707 г.
В большинстве стран сохраняется порядок, при котором принятый парламентом закон должен быть направлен для промульгации (удостоверения) главе государства.
Президент при промульгации проверяет закон на его соответствие конституции и ранее принятым законам, в этом случае глава государства имеет только право отлагательного вето. Устанавливается время, в которого президент должен одобрить или отклонить законопроект (например, 10 дней в США).