Для учащихся заочной формы обучения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ:

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»

Для учащихся заочной формы обучения

По специальности «Правоведение»

Преподаватель: Ю.Н. Мермер

Минск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор УО «МГТК»

____________Г,В, Космач

«___»____________2009 г.

Методические рекомендации

по изучению учебной дисциплины

« Конституционное право»

задания для контрольных работ и

рекомендаций по их выполнению

для учащихся 3 курса

заочной формы обучения

специальности 2-240102 «Правоведение»

Минск

Автор: Мермер Юлия Николаевна, преподаватель, УО «Минский государственный торговый колледж»

Рецензент (ы)

____________________________________________________________

Разработано на основе примерного тематического плана

_____________________________________________________________

утвержденной_________________________________________________

Обсуждено и одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии

____________________________________________________________

_протокол № ___________от «___»_____________2007 г

Примерный тематический план

Раздел тема Количество учебных часов Время на самостоятельную работу
Всего В том числе на обзорные лекции
Для дневной формы Для заочной формы На установочные занятия На лабораторно-практические занятия
1.Понятие, предмет источники конституционного права      
2. Наука конституционного права      
3. Теоретические основы конституции      
4. Конституционное развитие Республики Беларусь      
5.Основы конституционного строя        
6. Понятие и политико-правовое значение суверенитета      
7. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина    
8. Гражданство Республики Беларусь Практическая работа №1 Приобретение гражданства Республики Беларусь  
9. Административно-территориальное устройство Республики Беларусь      
10 Избирательное право и избирательная система Республики Беларусь Практическая работа №2 Порядок проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей, Местных Советов депутатов  
11. Референдум в Республике Беларусь      
12. Система органов государственной власти      
13. Президент Республики Беларусь      
14. Парламент -Национальное собрание Республики Беларусь      
15. Законодательный процесс      
16. Правительство-Совет Министров Республики Беларусь      
17. Судебная власть в Республике Беларусь      
18. Конституционный суд Республики Беларусь      
19. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь Практическая работа №3 Система местного управления и самоуправления  
20. Конституционные основы деятельности органов государственного контроля и надзора      
Итого  


Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………. 7

Тема 1. Конституционное право Республики Беларусь как отрасль права………. 9

Тема 2 Наука конституционного права…………………………………………….. 10

Тема 3 Теоретические основы конституции……………………………………….. 10

Тема 4 Конституционное развитие Республики Беларусь………………………… 11

Тема 5 Основы конституционного строя…………………………………………… 12

Тема 6 Понятие и политико-правовое значение суверенитета……………………. 14

Тема 7 Конституционные основы правового статуса человека и гражданина….. 15

Тема 8 Гражданство Республики Беларусь…………………………………………. 17

Тема 9 Административно-территориальное устройство

Республики Беларусь………………………………………………………… 18

Тема 10 Избирательное право и избирательная система

Республики Беларусь………………………………………………………… 19

Тема 11 Референдум в Республике Беларусь……………………………………….. 20

Тема 12 Система органов государственной власти………………………………… 20

Тема 13 Президент Республики Беларусь…………………………………………… 21

Тема 14 Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь……………. . 22

Тема 15 Законодательный процесс …………………………………………………. 23

Тема 16 Правительство-Совет Министров Республики Беларусь………………… 24

Тема 17. Судебная власть в Республике Беларусь………………………………….. 25

Тема 18 Конституционный Суд Республики Беларусь…………………………….. 26

Тема 19 Местное управление и самоуправление…………………………………… 26

Тема 20 Конституционные основы деятельности органов

государственного контроля и надзора ……………………………………… 27

Домашняя контрольная работа по дисциплине

«Конституционное право»………………………………………………….. 29

Вопросы к экзамену по дисциплине «Конституционное право»…………. 32

Нормативная литература……………………………………………………. 35

Специальная литература……………………………………………………. 36

Практические работы……………………………………………………….. 37

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основными целями и задачами преподавания дисциплины «Конституционное право» являются:

усвоение учащимися институтов и других правовых положений отрасли конституци­онного права;

приобретение навыков использования действующих норм конституционного права;

вооружение современными методами анализа проблем государственного строитель­ства Республики Беларусь;

формирование представлений о белорусском обществе и государстве как о демокра­тическом и гражданском;

выработка требовательности к соблюдению конституционной законности.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:

значение и сущность Основного Закона, его роль и место в системе права Республики Беларусь;

основы конституционного строя и политики Республики Беларусь;

принципы взаимоотношения личности, общества и государства;

конституционные права и свободы граждан в Республике Беларусь, их гарантии;

основные (конституционные) обязанности граждан Республики Беларусь;

понятие и принципы избирательной системы и референдума;

конституционный статус Президента, Парламента, Правительства, органов судебной власти Республики Беларусь;

природу и механизм законотворческой деятельности в Республике Беларусь;

систему и принципы местного управления и самоуправления;

конституционный статус Прокуратуры и Комитета государственного контроля в Рес­публике Беларусь;

действие Конституции Республики Беларусь, порядок ее принятия, изменения;

должны уметь:

профессионально грамотно толковать, применять, использовать нормативно-правовые акты Республики Беларусь.

Основное назначение дисциплины «Конституционное право» состоит в создании об­щетеоретической основы подготовки выпускника, в расширении их общественного и приоб­ретении профессионального кругозора, в развитии творческого мышления и способности са­мостоятельно ориентироваться в принципиальных вопросах политики государства, укрепле­ния законности, дисциплины и правопорядка.

Место конституционного права Республики Беларусь в системе правовых дисциплин определено тем, что его нормы закрепляют устройство Республики Беларусь как унитарного государства, взявшего курс на демократическое, правовое, социальное развитие.

Ведущее положение конституционного права в системе права определяется тем, что его нормы служат исходными для других отраслей права, устанавливают их основные начала и принципы.

Дисциплина «Конституционное право» тесно связана с рядом других учебных юри­дических дисциплин, прежде всего с такими, как «теория государства и права», «Конститу­ционное право зарубежных государств», «Административное право», «История государства и права» и др.

Методика преподавания дисциплины строится на сочетании лекционных занятий как основной формы обучения с практическими, а также самостоятельной работой учащихся над теорией права и нормативно-правовыми документами.

Учебным планом предусмотрена домашняя контрольная работа. По окончании изучения дисциплины учащиеся сдают экзамен.

Основой заочного обучения является самостоятельная работа учащегося по изучению программного материала, поэтому, прежде всего, необходимо ознакомиться с методическими рекомендациями, в которых обращается внимание на основные вопросы темы, даются рекомендации по работе с учебной литературой.

После изучения теоретического материала темы необходимо ответить на вопросы, помещенные в конце темы, и после этого приступить к изучению следующей темы.

Предусмотренные программой практические работы выполняются в период лабораторно – экзаменационной сессии. Выполнение этих работ в полном объеме обязательно для каждого учащегося

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ:

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»

для учащихся заочной формы обучения

Наши рекомендации