Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
Основы конституционного строя— это главные принципы государства, обеспечивающие подчинение его праву и характеризующие его как конституционное государство. Они изложены в главе 1 Конституции «Основы конституционного строя».
1. Россия — демократическое государство. Важнейшими признаками демократического государства являются:
а) народовластие,
б) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,
в) идеологическое и политическое многообразие,
г) обеспечение прав и свобод человека и гражданина,
д) обеспечение местного самоуправления. Россиянам предоставляются все известные современной политической практике формы участия населения в делах государства и формировании его органов, свобода слова, митингов, шествий и демонстраций и иные политические права
2. Россия — правовое государство. Правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Названные принципы закреплены Конституцией, однако они являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, чем свершившимся фактом.
3. Россия — федеративное государство. Оно состоит из равноправных субъектов Федерации —
республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной
области и автономных округов. Представительные (законодательные) органы субъекта Федерации в
пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативные
правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ.
4. Россия — государство с республиканской формой правления. Это означает, что все граждане, согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации — Федерального Собрания, а также избрания главы государства — Президента Российской Федерации. Осуществление государственной власти основано на принципе разделения властей. Россию можно охарактеризовать как республику с сильной президентской властью. Об этом говорит тот факт, что Президент России юридически обладает полномочиями главы государства, а фактически — и главы исполнительной власти, а также то, что Президент избирается всенародным голосованием. Но России присущи и некоторые черты парламентской республики, например, наличие Председателя Правительства, назначение которого происходит с согласия Государственной Думы. Таким образом, Россию можно назвать президентской республикой с некоторыми чертами республики парламентской.
5. Россия — суверенное государство. Суверенитет предполагает независимость государства во внешнеполитической сфере (в области международных отношений) и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних. Суверенитет России был закреплен в Декларации «О государственном суверенитете РСФСР», принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР. Носителем суверинитета и единственным источником власти в России признается ее многонациональный народ.
Российская Федерация, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней.
6. Россия — социальное государство. Это один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Социальная политика Российской Федерации ориентирована на самые разные слои населения. Особое значение имеет государственная помощь малообеспеченным слоям, группам людей, которые по тем или иным причинам не могут найти себе работу либо вовсе не способны трудиться.
7. Россия — светское государство. Светский характер Российского государства подразумевает,
что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а также означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Это отделение проявляется, например, в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религию.
8. Экономической основой России является частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Статья 8 Конституции гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.
9. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Это одна из фундаментальных основ конституционного строя России. Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности Российская Федерация признала требования таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Конституция исходит из понимания того, что права и свободы возникают и существуют не по соизволению государства. Провозглашение прав и свобод человека и гражданина означает государственную обязанность создать специальные учреждения по охране прав и свобод. Это суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры и институтУполномоченного по правам человека.
2. Инженер, закончивший вуз в середине позапрошлого века, мог не заботиться о повышении квалификации до конца своей трудовой биографии - институтского багажа было вполне достаточно. Знания выпускников начала прошлого века устаревали через 30 лет; современные инженеры должны переучиваться каждое десятилетие. О какой черте (тенденции) общественного развития говорят приведенные факты? Почему современные специалисты должны так часто обновлять свои знания?
Данная ситуация говорит о результате научно-технической революции — тенденции сближения науки и производства. Сокращается время от научной идеи и научно-технических разработок к новым технологиям и массовому производству. Сложное производство требует новой организации коллектива и труда. Происходит слияние индустриальных технологий с информационными технологиями.
Особого внимания требует проблема обеспечения надежности и безопасности техники и оборудования, которое является источником повышенной опасности и создает определенный риск как для окружающей среды, так и для населения, проживающего рядом с производством.
В связи с этим новая техника и технологии требуют нового работника — высококвалифицированного специалиста, человека, уровень образования которого должен быть выше, чем даже десять лет назад. Но поскольку техники и технологии меняются постоянно, любой работник, а тем более инженер, должен проходить периодическую переподготовку и повышение квалификации.
3. Вашему классу дали задание подготовить устный журнал «Экономические проблемы развития нашего региона». Предложите план подготовки журнала. Какие страницы можно включить в журнал? Где найти материал для их оформления?
Необходимо собрать группу учеников, которые будут готовить журнал. После обсуждения (так называемого «мозгового штурма»), нужно определить те ключевые проблемы, которые будут озвучены в журнале, и закрепить за ними ответственных. Материалы для подготовки следует искать, в первую очередь, в региональных средствах массовой информации. Также можно привлечь и ресурсы сети Интернет.
Какие же проблемы могут быть представлены для обсуждения?
· сокращение прироста трудовых ресурсов из-за негативной демографической ситуации;
· дефицит на рынке труда квалифицированных рабочих и специалистов;
· недостаточное развитие энергосберегающих технологий;
· недостаточное внедрение инновационных технологий в производство;
· несвоевременная замена устаревшего оборудования;
· отсутствие достаточного объема инвестиций для развития производства;
· загрязнение окружающей среды и т.д.
12. Формы представительной и непосредственной демократии, их соотношение.
Рассмотрим формы представительной демократии и формы непосредственной демократии, а также установим их соотношение.
Согласно статье 3 Конституции народ России реализует свою власть как непосредственно, так и через органы государственной и муниципальной власти.
В зависимости от способа волеизъявления народа принято выделять следующие формы демократии: представительная и непосредственная.
Представительная демократия предполагает реализацию народом власти посредством выборных полномочных представителей, принимающих решения, которые отражают волю избирателей: население всего государства либо определенной его территории.
Выборное представительство – это важный механизм обеспечения подлинного народовластия. В процессе формирования выборного представительства создаются избираемые народом государственные и местные органы власти.
Представительная демократия представляет собой способ реализации власти народа, при котором соответствующие властные решения принимаются избранными представителями. Как правило, к ним предъявляются определенные квалификационные и иные требования. В рамках разработанной системы государственных и муниципальных органов власти каждый её элемент имеет определенную сферу ответственности и соответствующие полномочия.
Успешность и результативность деятельности системы государственных и муниципальных органов, а также их работников предопределяет эффективность и стабильное экономическое развитие государства.
В случае неэффективной деятельности соответствующих органов и должностных лиц население на очередных выборах имеет возможность отказать им в доверии, выбрав для себя других представителей. В этом и проявляется сущность представительной демократии.
Непосредственная (прямая) демократия – это форма прямого волеизъявления народа или определенной группы населения. Согласно статье 3 Конституции России высшим непосредственным выражением власти народа выступают референдум и свободные выборы.
При прямой демократии граждане имеют возможность участвовать непосредственно в принятии решений по тем или иным политическим или общественным вопросам. Как правило, подобный механизм применяется при решении наиболее важных для общества вопросов.
К популярным методам прямой демократии относят: народное голосование (референдум), народное обсуждение, народную инициативу, императивный мандат.
Таким образом, при представительной демократии (в отличии от непосредственной) выполнение общественно значимых функций и задач осуществляется через систему избранных населением представительных органов и их должностных лиц.
В отличие от прямой демократии механизм принятия решений представительной демократии позволяет принимать и реализовывать решения по широкому спектру вопросов более оперативно. Преимуществом решений, принятых при прямой демократии, является их большая легитимность.
К недостаткам представительной демократии следует отнести подверженность коррупционным проявлениям, манипуляции, злоупотребления и т.д. Недостатками прямой демократии являются сложность организации, значительные временные и финансовые затраты на выявление мнения всего населения относительно определенного вопроса.
13. Россия – социальное и светское государство.
Социальное и светское государство: понятие, сущность Светское государство: понятие, сущность. Российская Федерация как светское государство Светское государство - это демократическое государство, где общепризнанная религия (религии) не является официальной идеологией, а соответствующие религиозные объединения отделены от государства. Принципы светского государства: - равноправие граждан независимо от их вероисповедания; - запрет на дискриминацию граждан по признакам религиозной принадлежности; - свобода совести граждан; - невмешательство государства во внутреннюю организацию и деятельность религиозных объединений. В Российской Федерации: - к основным конфессиям относятся: христианство (православные, католики), ислам (сунниты, шииты), буддизм, иудаизм; - активно действуют такие христианские религиозные объединения как «Свидетели Иеговы», баптисты, евангелисты и др.; - государственные органы не занимаются пропагандой, как атеизма, так и любой религии; - в государственных школах на факультативных началах в ряде мест осуществляется преподавание основ религиозных верований. В ряде современных стран: - определенная религия признается государственной (например, в государствах Ближнего и Дальнего Востока государственной религией признается мусульманство.) Иран, как записано в его Конституции, является исламским государством. Иудаизм признан в Израиле государственной идеологией. Официальное положение англиканской церкви закреплено в законодательстве Великобритании, лютеранской церкви - в Скандинавских государствах); - в тоже время, в европейских государствах существуют и другие религиозные конфессии, гарантирована свобода вероисповедания. Современное правовое понимание «светского государства»: - «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14 Конституции РФ); - «Франция является неделимой светской, демократической и социальной Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан, независимо от происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания» (Конституция Французской Республики);- В Итальянской Республике все религиозные исповедания равно свободны перед законом. Деятельность религиозных организаций, отличных от католической церкви, не должна противоречить итальянскому правовому порядку (Конституция Итальянской Республики). Социальное государство - тип государства, в котором основные усилия государственной власти направлены на проведение активной социальной политики, смягчение и предупреждение социальных конфликтов . Конституционные обязанности: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Сущностью этого типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие "гражданское общество". Принципиальное его отличие от предшествующих типов эксплуататорского государства состоит в том, что основной его целью является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не отдельной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритете прав человека перед интересами иных участников общественных отношений (хозяйствующих субъектов, государственных органов, должностных лиц и т.д.). Формирование социального государства в России находится на самом раннем этапе на всех уровнях: концептуальном, нормативном, практическом. Некоторые проблемы создания социального государства в России: 1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе); 2. в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности; 3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников; 4. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции; 5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество; 6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. 7. существующие политические партии России не имеют четких
14. Конституционное закрепление принципа многопартийности в Российской Федерации и практика его реализации. Статус политических партий, порядок создания, деятельности и ликвидации.
Определим особенности конституционного закрепления принципа многопартийности и изучим практику реализации данного принципа.
Принцип политического многообразия (плюрализма) и многопартийности предполагает создание возможностей для оказания влияние на политический процесс всем общественным организациям, в деятельности которых присутствует властные моменты.
Принцип многопартийности активизирует рост эффективности народовластия, вовлекает в общественную деятельность широкие слои населения, предполагает наличие оппозиции.
Для реализации принципа многопартийности нужно, чтобы все политические элементы, которые могут гарантировать право граждан на объединение в общественные организации, функционировали на прозрачной правовой основе.
Согласно статье 13 Конституции в России признается политическое многообразие и реализуется принцип многопартийности. При этом общественные объединения обладают равными правами и обязанностями перед законом. Запрещается создание и функционирование общественных объединений, действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, разжигание национальной и иной ненависти.
Плюрализм и принцип многопартийности предполагают свободное высказывание собственных мнений. Надежная правовая защита политического плюрализма создает благоприятные условия для реализации принципа многопартийности и народовластия, а также становления правового государства.
Для полноценной реализации принципа многопартийности нужно определение правового статуса политических партий и других общественных объединений, которые участвуют в политическом процессе и формируют институциональную базу плюрализма. Для этого закон наделяет их соответствующими правами, которые корреспондируют обязанностям государства.
Важное место в институциональной структуре плюрализма занимают политические партии, которые выражают волю своих членов и сторонников.
В России общественные отношения, возникающие для реализации гражданами права на объединение в политические партии, а также особенности их создания и функционирования регламентируются ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 года.
Согласно статье 3 данного закона, политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их воли, участия в общественных акциях, в выборах и референдумах. Партии формируются для представления интересов граждан в органах государственной и муниципальной власти.
Партийные системы большинства современных государств отличаются большим многообразием, что связано с социальными, историческими и иными особенностями отдельных стран.
Необходимость принципа многопартийности обусловлена тем, что социальной основой государства является само общество, которое включает различные социальные слои и группы с противоречивыми интересами. Сложность социальной структуры общества предопределяет формирование различных политических партий.
Помимо этого, многопартийность связана с наличием в обществе конкурирующих групп, борющихся между собой за получение влияния в различных выборных органах и проведение своих сторонников на выборные должности.
Как правило, политические партии разрабатывают программные документы, которые отражают их взгляды на различные вопросы жизнедеятельности общества. Партии обладают правом на выдвижение кандидатов в депутаты, ведение предвыборной агитации, пользование государственными СМИ и т.д.
Принцип многопартийности и плюрализма – это не только возможность быть членом любой партии, но и возможность не входить ни в одну из них, быть беспартийным. Подобная возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе вне зависимости от их партийной принадлежности.
Политический плюрализм основывается на различных формах экономической деятельности в РФ. Данное многообразие формируется благодаря тому, что основу экономики России составляет рыночное хозяйство, при котором гарантируется свобода экономической и трудовой деятельности, разнообразие и равноправие форм собственности, добросовестная конкуренция.
15. Общественные объединения, их виды, порядок образования, регистрации, приостановления и прекращения деятельности.
Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Согласно статье 30 Конституции РФ:
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.
Общественное объединение — это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица — другие общественные объединения.
Формы общественных объединений
В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»):
- общественная организация
- общественное движение
- общественный фонд
- общественное учреждение
- орган общественной самодеятельности
- политическая партия
В соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы также являются общественными объединениями. Профсоюз не является отдельной организационно-правовой формой общественных объединений и может создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной федеральным законом «Об общественных объединениях», за исключением политической партии (на практике профсоюзы обычно действуют в форме общественной организации ввиду возможности наличия членства).
Создание и регистрация общественных объединений
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения. В тех случаях, когда то или иное новое объединение образуется действующими общественными объединениями без участия физических лиц, то речь идет об образовании не общественного объединения граждан, а союза (ассоциации) общественных объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений. Специальные законы об отдельных видах общественных объединений могут устанавливать иные требования к составу и количеству учредителей. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.
Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, в соответствии с нормами его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.
Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством.
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Деятельность общественных объединений регламентируется в Российской Федерации Федеральным законом «Об общественных объединениях», а также рядом других специальных федеральных законов: «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О негосударственных пенсионных фондах».
Приостановление деятельности и ликвидация общественных объединений
До 2002 года основаниями для приостановления деятельности и ликвидации общественного объединения являются нарушение прав и свобод человека и гражданина, неоднократные и грубые нарушения законодательства, систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям. Заявление о приостановлении деятельности либо ликвидации общественного объединения подается прокурором в суд соответствующего уровня.
С 2002 года изменился порядок приостановления деятельности общественных объединений — такое решение может принять прокуратура либо на шесть месяцев, либо без явного определения этого срока.
16. Конституционный статус религии и религиозных объединений в Российской Федерации.
В ст.14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством. Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).
Россия характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства, равны перед законом и никакая религия "не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".
Отделение религиозных объединений от государства означает:
Что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
Что государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощью религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Оно не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является ФЗ от 26.09.1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Согласно этому Закону религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством.
Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).
В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.
Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
17. Конституционно-правовой статус, порядок образования и деятельности политических партий.
Конституционно закреплены такие принципы регулирования политической системы, как идеологическое многообразие (ч. 1 и 2 ст. 13 Конституции РФ), политический плюрализм (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ), равенство общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13 Конституции РФ), запрет на создание и деятельность опасных для общества и государства общественных объединений (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).
Более подробно правовой статус политических партий определяется ФЗ «О политических партиях».
Отдельно среди общественных объединений выделяются политические партии, создаваемые в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Основные требования, предъявляемые к политической партии:региональные отделения более чем в половине субъектов РФ; не менее 50 тыс. членов. Запрет на создание региональных партий и ограничение минимальной численности членов партии были признаны соответствующими Конституции РФ постановлением Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г.
Деятельность политических партий строится на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.
Политическая партия создается свободно, подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица (общественного объединения). Помимо устава политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, методы реализации целей и решения задач.
Членами политической партии могут быть только дееспособные граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста.
В случае успешного выступления политической партии на выборах (набрали не менее 3 % на выборах депутатов Государственной Думы по общефедеральному избирательному округу, либо избрано не менее 12 депутатов по одномандатным округам в Государственную Думу, либо выдвинутый партией кандидат в Президенты РФ набрал не менее 3 % голосов) политическая партия имеет право на получение государственной финансовой поддержки (из федерального бюджета).
Только политическая партия (из всех видов общественных объединений) вправе самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной в