Охарактеризуйте режим секретности. Какие сведения относятся гос и служебным тайнам. Назовите принципа засекречивания государственных сведений

Режим секретности-совокупность определяемых органами власти и управления правил, которыми ограничивается допуск лиц к секретным материалам и работам, регламентируется порядок пользования секретных материалов, соответствующим образом регулируется поведение людей, имеющих отношение к секретам, и предусматриваются другие меры. Назначение режима секретности заключается в том, чтобы ограничить сферу обращения секретных данных только кругом лиц, связанных с производством секретных работ.

Сведения, относимые к гос секретам РК:

1. Сведения в военной области, относимые к гос секретам РК

2. Сведения в области экономики, образования, науки и техники, относимые к гос секретам РК

3. Сведения во внешнеполитической и внешнеэкономической области, относимые к гос секретам РК

4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, относимые к гос секретам РК

К сведениям в военной области, относимые к гос секретам РК относятся:

1) сведения, раскрывающие планы применения войск, оперативные планы, документы боевого управления, документы по приведению войск в различные степени боевой готовности;

2) сведения о стратегическом развертывании Вооруженных Сил РК;

3) сведения о развитии, численности, боевом составе или количестве войск, их боевой готовности, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

4) сведения, раскрывающие состояние оперативной (боевой) подготовки войск, обеспеченность их деятельности, состав и (или) состояние систем управления войсками;

5) сведения о мобилизационном развертывании войск, проведении мобилизации людских и транспортных ресурсов, системе управления мобилизационным развертыванием и (или) о возможностях комплектования войск личным составом, обеспечения вооружением, военной техникой и другими материальными, финансовыми средствами, а также воинскими перевозками;

К сведениям в области экономики, образования, науки и техники, относимые к гос секретам РК:

1) сведения о показателях, определяющих подготовку экономики РК к устойчивому функционированию в военное время;

2) сведения, раскрывающие существо новейших достижений в области науки и техники, которые могут быть использованы в создании принципиально новых изделий, технологических процессов в различных отраслях экономики, а также определяющие качественно новый уровень возможностей вооружения и военной техники, повышения их боевой эффективности, разглашение которых может нанести ущерб интересам гос-ва;

3) сведения, раскрывающие содержание и (или) направленность научно-исследовательских, опытно-конструкторских или проектных работ, проводимых в интересах обороны и безопасности государства;

4) сведения о подготовке или распределении кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в интересах безопасности государства;

5) сведения, раскрывающие результаты работ в области гидрометеорологии или гелиогеофизики, а также результаты специальных геолого-геофизических исследований, проводимых в интересах обеспечения безопасности гос-ва;

К сведениям во внешнеполитической и внешнеэкономической области, относимые к гос секретам РК относятся:

1) сведения по вопросам внешней политики, внешней торговли, научно-технических связей, раскрывающие стратегию и тактику внешней политики РК, преждевременное распространение которых может нанести ущерб интересам государства;

2) сведения по политическим, военным, научно-техническим или экономическим вопросам в отношении одного или ряда иностранных государств, полученные в доверительном порядке, если их разглашение может привести к выявлению источника;

3) сведения о переговорах между представителями Правительства РК и представителями других государств о выработке единой принципиальной позиции в международных отношениях, если, по мнению участников переговоров, разглашение этих сведений может повлечь для одной из сторон дипломатические осложнения;

4) сведения о подготовке, заключении, подготовке к денонсации, содержании или выполнении международных договоров, преждевременное распространение которых может нанести ущерб обороноспособности, безопасности, политическим или экономическим интересам РК;

5) сведения об экспорте и импорте вооружения, военной техники или снаряжения, а также сведения об оказании технического содействия иностранным государствам в создании вооружения, военной техники и военных объектов, в том числе безвозмездно, с указанием стран-получателей, если разглашение этих сведений может повлечь для одной из сторон дипломатические осложнения;

К сведениям в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, относимые к гос секретам РК относятся:

1) сведения, раскрывающие силы, средства, источники, методы, планы, состояние, организацию, результаты разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, не использованные в уголовном процессе как фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела, а также данные о финансировании разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, если они раскрывают перечисленные сведения;

2) сведения, раскрывающие принадлежность конкретных лиц к кадровому составу органов разведки, контрразведки РК;

3) сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам РК, осуществляющим разведывательную деятельность;

4) сведения, раскрывающие состояние и результаты оперативно-мобилизационной работы, проводимой в области внешней разведки;

5) сведения о лицах, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами РК, осуществляющими контрразведывательную или оперативно-розыскную деятельность;

Отнесение сведений к гос секретам осуществляется руководителями гос органов в соответствии с Перечнем должностных лиц гос органов, наделенных полномочиями по отнесению сведений к гос секретам.

Гос органы, возглавляемые указанными должностными лицами, наделяются полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими гос секреты РК, в пределах своей компетенции

Отнесение сведений к гос секретам осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью.

Гос органами, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к гос секретам, на основании ст 11, 12, 13 и 14 настоящего Закона разрабатываются в порядке, определяемом Правительством РК, ведомственные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются руководителями соответствующих гос органов и организаций. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием.

Степень секретности сведений, составляющих гос секреты, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который нанесен или может быть нанесен нац безопасности РК или интересам гос органов и организаций вследствие распространения указанных сведений.

Устанавливается три степени секретности сведений, составляющих гос секреты, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Сведениям, составляющим гос тайну, присваиваются грифы секретности «особой важности», «совершенно секретно».

Сведениям, составляющим служебную тайну, присваивается гриф секретности «секретно».

Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к гос секретам, а также присвоение указанным сведениям иных ограничительных грифов не допускаются.

Наши рекомендации