Место и роль специализированного арбитражного суда в судебной системе Российской Федерации
На сегодняшний день, Суд по интеллектуальным правам - первый специализированный суд в Российской Федерации. Его создание - реакция государства на систематическое увеличение количества споров, связанных с интеллектуальными правами.
Идея создания специализированного суда именно в системе арбитражных судов даже в настоящее время является предметом многочисленных дискуссий, минуя тот факт, что Суд по интеллектуальным правам функционирует в нашей стране уже третий год. Суть существующей проблемы состоит главным образом в том, что сами арбитражные суды нередко рассматриваются в качестве специализированных.
Вряд ли данную позицию можно считать правильной, так как она прямо противоречит положениям о единстве судебной системы, закрепленным в ст. 3 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Более обоснованной нам представляется точка зрения А.А. Павлушиной, которая считает, что «в качестве специализированного вряд ли можно рассматривать арбитражный суд, поскольку той же степенью специализации, используя правила формальной логики, обладают, безусловно, и суды общей юрисдикции. Это всего лишь искусственное разделение единства судебной власти»[21].
Таким образом, суды общей юрисдикции и арбитражным суды представляют собой относительно самостоятельные элементы единой судебной системы страны. Отсюда можно сделать вывод, что Суд по интеллектуальным правам - это специализированный судебный орган по отношению конкретно к другим арбитражным судам. Это положение неминуемо затрагивает вопрос о критериях специализации судов и о том, что были ли эти критерии соблюдены при создании специализированного арбитражного суда.
Выделены четыре критерия, которым должен соответствовать специализированный суд:
1) наличие определенного круга дел, отнесенных к компетенции этого суда;
2) отъединение группы норм, регулирующих деятельность специализированного суда, от иных норм, регулирующих другие отношения;
3) выделение однородной группы общественных отношений, нуждающихся в самостоятельном регулировании;
4) присутствие самостоятельной процессуальной формы, которая позволяет отнести деятельность органа в единую систему.
А.А. Павлушина выделяет только два таких критерия:
1) материально-правовой критерий, суть которого состоит в том, что специализация происходит по предметному признаку, категории подведомственных дел;
2) процессуальный критерий, чья специфика заключается в обусловленности материально-правового критерия особенностям процесса.
При этом, как отмечает этот же автор, специализация суда только по предметному критерию не имеет никакого смысла, поскольку представляет собой просто-напросто специализацию судей. Поэтому, в законе должны быть четко и конкретно предусмотрены существенные особенности процедуры рассмотрения дела, которые обуславливают качественно другой ход процесса.
Учет выше перечисленных критериев является, в большей степени, неким идеальным подходом к решению вопроса о специализации судебных органов.
К примеру, законодатель, исходя из ст. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относит военные суды к специализированным судам. Но при этом, какие-либо существенные процессуальные особенности рассмотрения гражданских дел в военных судах законодателем не закреплены в соответствии с положениями Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»[22]. В то же время рассмотрение арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве) обладает определенной процессуальной спецификой, однако специализированных арбитражных судов по рассмотрению соответствующих дел так и не создали.
Отметим, что, зачастую, принимая решение об учреждении какого-либо специализированного суда, законодатель отталкивается не столько выделенными выше юридическими критериями, а сколько историческими традициями, внутри- и внешнеполитическими, а также социально-экономическими факторами. Так, за основу специализации Суда по интеллектуальным правам был выбран именно материально-правовой критерий, так как существенными процессуальными особенностями порядок специализированный арбитражный суд на сегодняшний день не обладает.
Несмотря на то, что новый специализированный судебный орган в России функционирует только третий год, выводы относительно того, насколько результативно Суд по интеллектуальным правам интегрируется в судебную систему, можно сделать уже сейчас, исходя из статистики рассмотренных им дел за этот непродолжительный период деятельности.
Так, в 2013 году (с июля 2013 года) им было рассмотрено 1011 дел, за 2014 год - 2818 дел, а за первое полугодие 2015 года Судом по интеллектуальным правам было рассмотрено 1165 дел[23].
Мы наблюдаем относительно небольшое количество рассмотренных и разрешенных соответствующим судом дел, однако, по предоставленным статистическим данным можно четко проследить тенденцию увеличения количества дел по спорам, отнесенных к компетенции специализированного арбитражного суда. Что свидетельствует не только о происходящем стремительном экономическом и техническом прогрессе, но и о постепенно возрастающем доверии населения к специализированному суду как к эффективному механизму защиты своих интеллектуальных прав[24].