Характеристика предмета, методологии, функций общей теории права.

Общая теория права

- разрабатывает исходные понятия и категории государствоведения и правоведения, выявляет и формулирует объективные закономерности, используемые при изучении всех других юридических дисциплин.

- разрабатывая общетеоретические положения, ОТП использует достижения всех других составляющих частей юриспруденции.

- является методологической, ориентирующей в мировоззренческом отношении наукой в правоведении.

ОТП связана:

1. с историей (выясняет причины происхождения гос-ва и права, условиях возникновения гос-ва в различных странах);

2. c философией (которая является теоретической и методологической базой для юр. наук);

3. c политологией (изучает роль, место гос-ва в полит. Системе, анализирует правовые формы полит.деятельности);

4. c отраслевыми юр. науками (является основой для развития для развития этих наук. Отраслевые юр. Науки предоставляют правовой материал на основе которого ОТП делает сообщения и формирует юр. понятия).

Экономика и социальные формы организации первобытного общества.

Развитие экномикишло по 2 направлениям: 1 – соврешенствование орудий труда, 2 – совершенствование способов, приемов и организаций труда.

Экономика бзировалась на низком уровне развития производительных сил. Экономика была основана на общественной собственности. При этом реализовывались два принципа: 1 – все, что производилось, сдавалось в общий котел (реципрокация), 2 – все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю (редистрибуция). В таких условиях не могло возникнуть частной собственност и эксплуатации. Только постепенное усложнение производственных навыков, его развитие вело к росту производительности труда всего коллектива.

Понятие формы государства

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.. Понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Т.о. форма государства – это организация и устройство государственной власти, обусловленные сущностью и социальным назначением государства и отражающие исторические, экономические, национальные особенности, уровень развития демократии и культуры соответствующего общества. Форма государства содержит три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политико-правовой режим.

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

Государственное устройство может быть простым и сложным.

Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное государство — это целостное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

· Единый властный центр;

· Территориальные единицы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т.д.) не обладают государственным суверенитетом;

· Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении — центра и местных представительных органов;

· Одна конституция, единая система законодательства, единая судебная, денежная, налоговая системы, единое гражданство.

Унитарное государство может быть простым и сложным, а по степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным.

К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации. Также сложными формами считаются унии, империи.

Федеративное государство (федерация) — сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т. д.) являются государственными образованиями.

Для федерации характерно:

· Двухуровневая система органов государственной власти;

· Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;

· Существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации;

· Двухпалатное строение парламента;

· Наличие в большинстве федераций двойного гражданства;

· Двухканальная система налогов;

· Суверенитет федерации производен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;

· После вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях может быть различной.

Форма правления

Форма правления – это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и с населением.

Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга по порядку образования, по составу, по компетенции.

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть пожизненно принадлежит монарху, который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.

Типичными чертами монархической формы правления являются:

· Существование единоличного носителя верховной государственной власти;

· Династическое наследование верховной власти;

· Пожизненная принадлежность власти монарху;

· Власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается милостью Божией);

· Отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства.

Выделяют абсолютную и ограниченные виды монархии. К ограниченным относятся дуалистическая и парламентарная монархии.

Функции государства - это основные направления деятельности государства, обусловленные целями и задачами государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

Признаки функций: Носят постоянный характер, главное направление его деятельности , в них выражается сущность и социальное назначение гос-ва, носят объективный характер, реализуются в определенных формах.

Классификация функций:

1. По сфере общественной жизни: внутренние и внешние

2. По продолжительности: постоянные и временные

3. По назначению: основные и неосновные

4. По видимости: явные и латентные

5. По влиянию на общество: охранительные и регулятивные.

Правовая– обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

Политическая – обеспечение политической стабильности, выработка стратегических целей и задач развития общества.

Организаторская – упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов.

Экономическая – организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики.

Социальная – реализация принципа социальной справедливости, обеспечение достойного уровня жизни.

Экологическая – гарантирование человеку здоровой среды обитания.

Культурная– формирование духовности, гражданственности.

Образовательная– предоставление равных возможностей получения образования, создание качественного и непрерывного образования.

Обеспечения нац.безопасности– поддержание уровня обороноспособности общества, защита территор. целостности, суверенитета гос-ва.

Поддержания мирового порядка–участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений.

Взаимовыгодного сотрудничества – в экономической, политической, культурной и др. сферах.

Понятие и признаки права

Право – это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых либо санкционируемых компетентными государственными органами или принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих первоначально волю определенных классов, слоев населения, а по мере демократизации общества – большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством.

Рассмотрим важнейшие свойства (признаки) права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.

Нормативность. Право как разновидность социальных норм обладает качеством нор­мативности. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социально по­лезных отношений и поступков людей. Нормативность выражается в том, что право действует как типовой регулятор.

Интеллектуально-волевой характер права. Право не может регулировать пове­дения иначе как через сознание и волю людей. В определенном аспекте пра­во можно рассматривать как информационную систему, содержащую инфор­мацию властного характера, которая, будучи осознана, детерминирует волю и поведение субъектов.

Формальная определенность. Составляющие право нормы всегда закреплены в опре­деленных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нор­мативно-правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др.

Общеобязательность. В отличие от других социальных норм, право представляет собой единую (и единственную) общегосударственную норматив­ную систему, которая распространяет свое действие на всех членов общества.

Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба). Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т. п.).

Системность. Право представляет собой сложное системное образование, состоящее из элементов, связанных определенными отношениями и взаимодействующих друг с другом.

Процедурность. Процедуру как детально регламентиро­ванный порядок, последовательность в осуществлении тех или иных дейст­вий в какой-то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность (как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли (гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.

Функции и ценность права

Право имеет социальное значение, что выражается в его ценности для общества. Ценности — это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Социальная ценность права выражается в следующем.

Во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.

Во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений.

В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности.

В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости.

В-пятых, на правовой основе формируются институты правового государства и гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, функционирование средств массовой информации и т.д.

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Функции права – это основные виды его воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права на различных этапах его исторического развития.

Право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде функций.

Регулятивно-статическая функция

Регулятивно-динамическая функция

Охранительная (или регулятивно-охранительная) функция

Воспитательная функция

Оценочная функция

Принципы права

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые).

Общие принципы права - принципы права, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, наиболее важные ее особенности и черты. К ним относятся принципы социальной справедливости, гуманизма, принцип равноправия, законности в праве, единства юридических прав и обязанностей, принцип демократизма.

В процессе развития права сложились правовые аксиомы, которые следует отличать от принципов права.Правовые аксиомы – это юридически значимые положения, принимаемые без особых доказательств в силу признания их истинности и практической целесообразности.В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; никто не может быть судьей в собственном деле и др.

Понятие и основные элементы

Механизм правового регулирования — это система юриди­ческих средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования — обеспечить свободное движение интересов субъектов к ценностям (содер­жательный признак). Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его цели (формальный при­знак). Механизм правового регулирования показывает, как ра­ботает то или иное звено, позволяет выделить основные, клю­чевые, опорные юридические инструменты, занимающие опре­деленное иерархическое положение среди всех других.

Потребность в различных юридических средствах, дейст­вующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценно­стям, наличием многочисленных препятствий на этом пути. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового обеспечения.

Можно выделить следующие элементы механизма право­вого регулирования:

1) норма права (в ней устанавливается модель удовлетво­рения интересов);

2) юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный право­применительный акт;

3) правоотношение (нормативные требования здесь конкре­тизируются для соответствующих субъектов);

4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъек­тов в форме соблюдения, исполнения и использования);

5) охранительный правоприменительный акт (в случае правонарушения).

Стимулы и ограничения

Классификация норм права

Правовые нормы могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. В зависимости от принадлежности к определенной отрасли права, т.е. по предмету правового регулирования,выделяют: нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные.

2. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества.

3. В зависимости от функций права (от социального назначения и роли) выделяют регулятивные и охранительные нормы.

4. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие; обязывающие.

5. По методу правового регулирования выделяются императивные и диспозитивные нормы.

6. По сфере действия выделяют нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

В системе права выделяется группа специальных норм, которые сами непосредственно не регулируют поведение, но помогают в этом другим нормам. К ним относятся:

А) Декларативные нормы

Б) Дефинитивные нормы.

В) Оперативные нормы.

Г ) Коллизионные нормы.

Структура норм права

Структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Элементы нормы права:

Гипотеза – это часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. Виды: простые и сложные, альтернативные.

Диспозиция – это часть правовой нормы, содержащая само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной.

Санкция - это часть правовой нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные санкции.

Логическую структуру правовой нормы можно сформулировать так: если имеют место определенные обстоятельства, то субъект обязан (имеет право) совершать или не совершать определенные действия, иначе для правонарушителя могут наступить установленные неблагоприятные последствия (если-то-иначе).

Закон – это нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Определение Закона Республики Беларусь (см. ст.2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь»). В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы подразделяются на конституционныеи обыкновенные.

Конституция РБ(см. ст.2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь»).

Особый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию предусмотрен в ст.ст. 138-140 Конституции. В ст. 104 Конституции РБ выделяются программные законы (см. ст.2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь»).

Обыкновенные законыделятся накодифицированные и текущие законы.

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт)(см. ст.2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь»).

Все остальные законы являются текущими. На основе Конституции они регулируют наиболее важные общественные отношения.

В соответствии со ст. 85 Конституции Президенту РБ предоставлено право издавать декреты, имеющие силу законов. Статья 101 Конституции конкретизирует это право. Декрет Президента Республики Беларусь(см. ст.2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь»).

Виды декретов Президента РБ, порядок их издания регулируются ст.ст. 28-30 Закона РБ «О Президенте Республики Беларусь».

Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных, объективно обособленных юридических норм и институтов, регулирующих при помощи специфического метода обширный круг общественных отношений, обладающих внутренним единством, отличительными свойствами, качественным своеобразием.

Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого другого элемента системы права. В рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли.

Любая отрасль права, как правило, состоит из общей и особенной части.

Все отрасли делятся на отрасли материального и процессуального права. К отраслям материального права относятся гражданское право, трудовое право, уголовное право и др. отрасли. К отраслям процессуального права относятся гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право и др.

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:

1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования.

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений. Под методом понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения.

Группировка норм по отраслям и институтам зависит, прежде всего, от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда по одному лишь предметному признаку можно отличить одну отрасль права от другой, так как существуют такие отношения, которые регулируются нормами ряда отраслей. В таких случаях на помощь приходит метод регулирования, ибо каждая правовая отрасль имеет свой, характерный для нее способ воздействия на поведение субъектов (либо их сочетание).

В целом следует отметить, что в праве не существует абсолютно независимых отраслей, так как они – части единой системы.

Частное и публичное право

Характеристика системы права была бы неполной без рассмотрения вопроса о делении права на частное и публичное.

Это деление, имеющее принципиальное значение, сложилось в юридической науке и практике давно – его проводили еще римские юристы. Суть указанного разделения состоит в том, что в любом праве есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, и нормы, защищающие интересы частных лиц.

В основе этой градации лежат две в известной мере самостоятельные сферы социальных отношений, иными словами, – предмета правового регулирования. Широко известно высказывание древнеримского юриста Ульпиана (170–228) о том, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. Публичное право – это область государственных дел, а частное право – область частных дел.

Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе. Исторически «частное право развивается одновременно с частной собственностью».

В общей системе права частное и публичное право тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.

Юридическая техника

Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, приме­няемая в целях обеспечить их совершенство и повысить эф­фективность.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно, чтобы содержание (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.

Юридическая техника призвана структурировать право­вой материал, совершенствовать язык правового акта, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно степень развития юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного обще­ства.

К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из опреде­ленного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обя­занностей, запретов, приостановлений, наказаний и т. п.).

Коллизии и пробелы в праве.

Правовое отношение — это возникающая на основе норм права и определенных жизненных обстоятельств общественная связь, участники которой имеют субъективные права и обязанности, обеспеченные государством.

Правоотношению присущи следующие признаки.

1. правоотношения возникают на основе правовых норм при наличии предусмотренных правом определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов);

2. Правоотношение выступает в виде конкретной общественной связи, причем степень конкретизации может быть различной;

3. Стороны правоотношения всегда обладают субъективными правами и несут обязанности. Правоотношение представляет собой двустороннюю связь;

4. Правовое отношение это такое общественное отношение, в котором осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения;

5. Правоотношения имеют свою особую структуру, под которой понимается совокупность составляющих ее обязательных элементов (состав правоотношения). К этим элементам относятся:

· субъекты правоотношения;

· объекты правоотношения;

· содержание правоотношения.

Правовые отношения могут классифицироваться по раз­личным основаниям:

1) в зависимости от предмета правового регулирования (от­раслевого признака) они подразделяются на конституционные, административные, уголовные, гражданские и т. п.;

2) в зависимости от характера — на материальные и процессуальные;

3) в зависимости от функциональной роли — на регуля­тивные и охра­нительные;

4) в зависимости от природы юридической обязанности — на пассивные и активные;

5) в зависимости от состава участников — на простые и сложные;

6) в зависимости от продолжительности действия — на крат­ковременные и долговременные;

7) в зависимости от степени определенности сторон — на относительные, абсолютные и общие.

Под предпосылками правоотношений обычно понимают условия (факторы), порождающие правовые отношения.

Выделяют два вида предпосылок возникновения правоот­ношений:

1) материальные (общие);

2} юридические (специальные).

К юридическим предпосылкам относятся:

норма права;

правосубъектность;

юридический факт (как реальное жизненное обстоятель­ство).

Содержание правоотношения

Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения. Содержание имеет двойственный характер. Различают юридическое и фактическое содержание.

Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон.

Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие между отдельными лицами, и абсолютные — между субъектом права и обществом.

Юридическая обязанность есть предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

Юридическая обязанность имеет следующие признаки.

1. Это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно должно быть.

2. Она устанавливается на основе юридических фактов и требований правовых норм.

3. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны.

4. Обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение обязанного лица.

5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности.

Юридическая обязанность имеет три основные формы: пассивное поведение; активное поведение; претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера.

Субъективное право и обязанность неразрывно связаны.

Объекты правоотношений

Понятие«объект правоотношения»раскрывает смысл существования правоотношения, показывает, для чего субъекты вступают в правовое отношение и действуют в нем.

Существует множество точек зрения на то, что является объектом правоотношения. Объединив их, можно получить две основных теории относительно объекта правоотношения:

1) Объектом правоотношения выступает то, на что воздействует правоотношение, т.е. поведение людей.

Объектами правоотношения являются разнообразные фактические общественные отношения.

Юридические факты

Акт применения права

Акт применения права — это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Правоприменительные акты имеют ряд особенностей.

1. Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляются негосударственными организациями (гражданско-правовые споры по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение третейского суда).

2. Правоприменительные акты строго индивидуальны, т. е. адресованы поименно определенным лицам. Они распространяются на конкретный случай.

3. Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т. е. выполняют функции индивидуального регулирования.

4. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права - документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.

Акты применения права многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

По субъектам принятия они делятся на акты органов государственной власти, органов государственного управления, правоохранительных органов, контрольно-надзорных органов.

По характеру правового воздействия акты применения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Акты применения должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

Правоприменительные акты издаются в установленной законом форме, имеют точное наименование и четкую структуру.

Под толкованием правовых норм понимается деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, в целях их правильной реализации.

Толкование включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение.

Под уяснением понимается внутренний мыслительный процесс, протекающий в сознании лица, изучающего норму права в целях правильного ее применения. Разъяснение - это деятельность, которая осуществляется компетентные органами и лицами для того, чтобы устранить неясности в понимании содержания нормы и обеспечить правильное ее применение к тем отношениям, на которые она рассчитана.

Толкование права осуществляется не ради обычного познания, изучения правовых норм, а в целях их реализации. Это обстоятельство придает специфические особенности процессу толкования.

1) эта деятельность связана с интерпретацией не любых письменных источников, а правовых актов, т. е. объектом его является право — специфическая реальность, обладающая особыми признаками, свойствами, принципами функционирования;

2) толкование в праве, имея целью реализацию правовых предписаний, выступает и необходимым условием правового регулирования;

3) в установленных законом случаях эта деятельность осуществляется компетентными государственными органами;

4) результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение, закрепляются в специальных правовых (интерпретационных) актах.

Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого существуют интерпретационные акты (акты толкования), которые можно определить как правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

В первую очередь нужно отметить, что данные акты являются правовыми. Они издаются компетентными государственными органами, имеют обязательный характер, формально закреплены, их реализация обеспечивается государством. В этом состоит их сходство с иными правовыми актами (нормативными и правоприменительными). По другим же признакам интерпретационные акты достаточно сильно отличаются от нормативных и правоприменительных.

Так, нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный лишь толкует, объясняет эти нормы. Не имея норм права, интерпретационный акт неотделим от толкуемого нормативного акта. При утрате нормативным актом юридической силы утрачивает значение и интерпретационный акт. От правоприменительного акта интерпретационный отличается тем, что первый связан с решением конкретного дела, а последний имеет общий характер.

Поскольку интерпретационные акты - акты правовые, они имеют форму выражения и публикуются в официальных источниках.

Способы толкования

Подспособами толкования понимается совокупность приемов и средств, используемых дляустановления содержания норм права.

Грамматическое толкование состоит в выяснении смысла правовой нормы на основе грамматического анализа текста статьи нормативного акта, в которой она содержится. Всякий правовой акт представляет собой выраженную словами мысль законодателя. Поэтому при толковании закона в первую очередь встает необходимость выяснения терминологического или грамматического содержания отдельных понятий, из которых складывается его суть. Этот процесс связан с выяснением значения отдельных

Наши рекомендации