Понятие и функции правосознания

Пра­восознание отражает отношение человека к различным правовым явлениям — нормам права, правовым учреждениям, правонару­шениям и т.д.

Правосознание является одной из форм общественного созна­ния, наряду с религией, моралью, искусством, наукой и т.д.

В составе правосознания выделяются правовая идеология и правовая психология.

Правовая идеология представляет собой со­вокупность правовых идей, концепций, которые отражают право в реальность в систематизированном виде.

Правовая психология соответствует обыденному уровню пра­вового сознания и включает чувства, эмоции, переживания, на­строения, которые возникают у людей в связи с действующим законодательством и практикой его реализации.

Основными функциями правосознания являются познаватель­ная, оценочная и регулятивная.

Познавательная функция правосознания заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни – социальной или даже естественной, природной. Субъектом такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.

Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Для того чтобы идентифицировать (оценить) то или иное поведение с позиций права, необходимо иметь достаточный уровень правового сознания.

Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентации, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования.

97. Правовая культура: подходы, определения, основные черты

Правовая культура – совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере.

Основные подходы к понятию культуры:

Антропологические – культура - совокупность всех благ, созданных человеком, в отличии от того, что создала природа.

Социологические – культура – совокупность всех духовных ценностей.

Филосовские – культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

Методологические подходы к исследованию правовой культуры:

Аксиологическое направление в исследовании правовой культуры основывается на философском изучении именно ценностного аспекта культуры и дает возможность определить социальные основы правовой культуры, объективные свойства ее нормативности, духовные и нравственные аспекты. В данном случае «прослеживается связь правовой культуры и нравственности членов общества, без которой правовая культура невозможна».

Функциональное исследование правовой культуры. Основное содержание данного подхода состоит в уяснении роли правовой культуры под углом зрения деятельности субъектов права, критерием которой является соответствие ее высшим ценностным критериям права. В данном случае под правовой культурой следует понимать совокупность всех элементов юридической надстройки, рассматриваемых в динамике. Используя функциональное определение правовой культуры, можно говорить о связи ее содержательной стороны со степенью развитости социальных качеств субъектов права, активной преобразующей роли человеческого мышления в сфере правовой культуры.

Деятельностный подход - акцентирует внимание на различных сторонах или характеристиках человеческой деятельности. В этом аспекте культура понимается как синоним творческой деятельности, как воплощение творческих сил общества, как специфический способ человеческой деятельности. Сторонники данного подхода подчеркивают, что правовая культура возникает, развивается и преобразуется с помощью деятельности. Причем речь идет именно о творческой деятельности.

Одним из направлений деятельностного подхода является технологический. Систематизирующим принципом выступает специфический способ организации и развития общественно-человеческой деятельности. Культура рассматривается как определенная система социальных норм и учреждений, регулирующих взаимоотношения между людьми и их отношение к природе.

Семиотическая концепция культуры, которую, в частности, разрабатывали Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский и которая является комплементарной ценностному и деятельностному подходам. Ученые акцентировали внимание на том, что культура представляет собой знаковую систему, и определяли культуру как «непосредственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний». Существуют и иные подходы к пониманию правовой культуры.



Наши рекомендации