Основание и порядок отрешения Президента РФ от должности.
Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.
В обычном порядке През-т РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно:
1) по инициативе самого През-та РФ - в случае его отставки: (Это добровольный уход главы государства со своего поста. Механизм отставки През-та РФ Конституцией РФ не урегулирован, поэтому необходимо принятие специального федерального закона.)
2) по не зависящим от воли През-та РФ причинам - в случае стойкой неспособности През-та РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия: (Процедура прекращения полномочий През-та РФ в результате стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия также требует детальной правовой регламентации в федеральном законе, где необходимо указать: какой орган и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии и т. д.)
3) по инициативе Федерального Собрания - в случае принятия им решения об отрешении През-та РФ от должности: (Отрешение През-та от должности - это процедура привлечения к юридической ответственности главы государства. Впервые такая процедура под названием «импичмент» была установлена Конституцией США,а затем и конституциями многих других государств.)
Основаниями для отрешения През-та РФ от должности являются совершение През-том РФ государственной измены или иного тяжкого преступления. Перечень тяжких преступлений определяется в УК РФ.(Согласно ст. 15 УК РФ преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления - в зависимости от характера и степени общественной опасности. Думается, что по новому Уголовному кодексу През-т РФ должен нести ответственность за совершение особо тяжких преступлений.)
Процедура отрешения През-та РФ от должности складывается из трех этапов.
1. Выдвижение Гос.Думой обвинения против През-та РФ для отрешения его от должности. Инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Гос.Думы: Предложение о выдвижении обвинения против През-та РФ: - должно содержать конкретные указания на признаки тяжкого преступления, которое вменяется в вину През-ту РФ; - направляется Гос.Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения; - и заключение специальной комиссии рассматривается на заседании Гос.Думы.( По итогам обсуждения Гос.Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против През-та РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление Гос.Думы о выдвижении обвинения против През-та РФ в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Конституц.Суд РФ и Верховный Суд для дачи заключения. Если меньше две трети голосов от общего числа депутатов палаты, Гос.Дума оформляет постановление об отказе в выдвижении обвинения против През-та РФ) 2. Подтверждение решения Гос.Думы заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях През-та РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. 3.Принятие Советом Федерации решения об отрешении През-та РФ от должности.: Решение Совета Федерации об отрешении През-та РФ от должности: - должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Гос.Думой обвинения против главы государства. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным. - считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением Совета Федерации . - Если решение Совета Федерации об отрешении През-та РФ от должности не набрало необходимого количества голосов, рассмотрение обвинения против През-та РФ прекращается, что оформляется постановлением Совета Федерации. Постановление Совета Федерации незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения.С момента досрочного прекращения полномочий През-та РФ по рассмотренным выше основаниям до избрания нового главы государства соответствующие государственные функции временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности През-та РФ не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.
Федеральное собрание.
Федеральное собрание – представительный и законодательный орган РФ Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат: 1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); 2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования). Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности: 1) «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица) Черты Федерального Собрания РФ: 1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.
Принципы деятельности Федерального Собрания РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.
Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.
Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.
В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.
Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.