Государственный суверенитет: понятие, принципы, гарантии.

Государственный суверенитет – это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государство осуществляет высшую власть в обществе в пределах собственных границ. Другие государства не вправе вмешиваться во внутренние дела суверенного государства. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.

Верховенство государственной власти предполагает:

1) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;

2) монопольную возможность применения таких средств воздействия, которыми не располагают другие субъекты политики (принуждение, силовые методы);

3) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной);

4) прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как:

– единство и неделимость территории;

– неприкосновенность территориальных границ;

– невмешательство во внутренние дела.

Суверенитет государства имеет экономические, политические и правовые аспекты. Экономической основой суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т д. Политическая основа суверенитета – существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политической организации власти. Правовой основой суверенитета являются конституции (основные законы), законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела и прочее.

Выделяются юридические, политические, духовные и экономические гарантии. Для конституционно-правовой науки приоритетное значение имеют юридические гарантии, т.е. те средства обеспечения государственного суверенитета, которые получили закрепление в различных правовых актах (в частности, в Конституции). Причем гарантии данной группы отличаются тем, что они непосредственно устанавливаются государством, которое утверждает также специальный порядок (процедуру) реализации этих средств обеспечения. Посредством юридического инструментария государство может целенаправленно воздействовать на те или иные области общественной жизни. В этом смысле юридические гарантии выступают в качестве государственно-правовых мер, с помощью которых государство предупреждает потенциальные и реальные угрозы своему суверенитету либо подавляет уже действующие факторы, направленные против него. Именно здесь, главным образом, реализуется государственное принуждение, для опосредованния которого, собственно, и служит правовая форма. В связи с этим под юридическими гарантиями представляется необходимым понимать такие средства, которые сами по себе требуют специально-юридического механизма реализации. Помимо юридических выделяются и другие виды гарантий суверенитета – политические, духовные, экономические. В качестве политических гарантий рассматриваются политические условия осуществления государственной власти, оказывающие непосредственное влияние на уровень обеспечения суверенных свойств государственной власти. Изучение юридических явлений невозможно без анализа политико-правового сознания общества как части духовной сферы в различных формах выражения этого сознания. Одной из таких форм является идеология, которая в наиболее концентрированном виде выражает взгляды, суждения людей по поводу окружающей их действительности. Идеология непосредственно связана с политическими отношениями, следовательно, единство государства как система, формулируемая не только в правовом пространстве, зависит от ее идеологического обоснования. Это убеждает в необходимости выделения духовных гарантий суверенитета государства. Особенностью политических и духовных гарантий является то, что они не устанавливаются государством и выступают в числе условий его бытия, и в силу этого государство не может их непосредственно регулировать. Иными словами, такие гарантии есть элементы среды, в которой существует государство. Однако, государство, будучи активным субъектом политической системы и являясь главным нормотворцем на своей территории, может до определенных пределов влиять на данные элементы среды для достижения необходимых целей. Что касается экономических гарантий суверенитета, то под таковыми следует понимать экономические факторы, которые способствуют реализации суверенных свойств государства. В научной литературе они, как правило, сводятся к закреплению особого правового режима национальных богатств, основ хозяйственных отношений.





Развернуть

Открыть в широком формате

Наши рекомендации