Экономические права человека

Особую группу основных прав составляют экономические права, гарантированность которых государством создает предпосылки выбора гражданами не только сферы приложения трудовых усилий, повышения своего благосостояния, но и условий для реализации личностью иных прав и свобод: личных, политических, социальных и культурных.

Важными экономическими правами являются право частной собственности на различные виды имущества, в том числе право собственности на землю, а также право на свободный труд.

Определяющим при этом является признание за гражданами конституционного права на частную собственность (ст. 35), в том числе на землю (ст. 36). Государство принимает на себя обязанность охраны частной собственности граждан, причем принудительное отчуждение имущества, в том числе для государственных нужд, возможно не иначе как по решению суда и только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Тесно связано с правом частной собственности и сопутствует ему право наследования, которое также гарантируется государством. Лишь при наличии права частной собственности возможна реализация права на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст. 34).

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, [[Конституция РФ 1993]] г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

§ принудительный труд запрещается;

§ закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

§ утверждается право на защиту от безработицы;

§ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение, отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья, в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

21. Органы государственной власти Российской Федерации: Экономические права человека - student2.ru
общая характеристика.

В Российской Федерации — России в соответствии с Конституцией России органы власти разделяются на три уровня:

• федеральные органы государственной власти

• органы государственной власти субъектов Российской Федерации (региональные)

• органы местного самоуправления (местные).

К федеральному уровню в соответствии с разделением на три ветви власти относятся:

• Федеральное собрание Российской Федерации — парламент Российской Федерации, представительный и законодательный орган государственной власти России. Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции России. Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой и Советом Федерации (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации).

• Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации — России. Подотчётно Президенту Российской Федерации и подконтрольно Государственной Думе. Статус и порядок его деятельности определены главой 6 Конституции Российской Федерации и положениями Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». В его главе находится Председатель Правительства.

• К органам исполнительной власти также относятся Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, руководство которыми осуществляют Президент России либо Председатель Правительства России.

• К судам высшей юрисдикции относятся Конституционный суд (занимается вопросами нарушения конституции или соответствии ей законов) и Верховный Суд РФ (всем остальным).

Президент РФ не относится ни к одной ветви власти, возвышается над ними, без прямого руководства, обеспечивая их согласованное функционирование.

22. Президент РФ: правовой статус, полномочия, функции.

Президент РФ - высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность.

Правовой статус: Президент России — единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан Российской Федерации. Правовой статус президента России закреплён в статьях 11, 78, 80-93, 107-109, 111-117, 125, 128, 134 Конституции Российской Федерации (глава 4 Конституции посвящена Президенту). Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Полномочия Президента: Экономические права человека - student2.ru

В процессе осуществления своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Функции Президента:

Я

23. Парламент РФ: структура, полномочия.

Экономические права человека - student2.ru Федеральное собрание Российской Федерации — парламент Российской Федерации, представительный и законодательный орган государственной власти России. Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции России. Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой и Советом Федерации (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации).

Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).

Палаты заседают в различных зданиях, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации).

Структура:

Федеральное собрание состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации.

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта России: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 85 субъектов, следовательно, 170 членов Совета Федерации). При этом, одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы.

Согласно новой редакции ст. 95 (ч. 2, 3, 4) Конституции России, в Совет Федерации входят теперь и, так называемые, представители Российской Федерации, назначаемые Президентом, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ

Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — пять лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными

 
  Экономические права человека - student2.ru

законами.

Полномочия: Экономические права человека - student2.ru

24. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118). Органы судебной власти образуют целостную систему, основы которой установлены Конституцией, федеральными конституционными законами, рядом федеральных законов и иными нормативными правовыми актами.

В основе организации и деятельности органов судебной власти лежат принципы, закрепленные в конституционном законодательстве. К их числу относятся:

· осуществление правосудия только судом;

· законность в осуществлении правосудия (строгое следование Конституции РФ и законам);

· независимость судей и подчинение их только Конституции и федеральному закону;

· осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

· обеспечение права граждан на судебную защиту;

· принцип обеспечения пользования родным языком в процессе судопроизводства;

· состязательность процесса и равноправие сторон;

· гласность судебного разбирательства;

· презумпция невиновности (ст. 49 К.РФ)

· недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст.50 К.РФ) и т.д.

·

В зависимости от характера разрешаемых дел и полномочий по их разрешению все суды разделяются на:

- конституционные (уставные) суды;

- суды общей юрисдикции;

- экономические (арбитражные) суды.

Судебная система в РФв силу федеративной природы государства включает федеральные суды и суды субъектов РФ.

К ФЕДЕРАЛЬНЫМ судам относятся:

· Конституционный суд РФ.Рассматривает дела о соответствии нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ). Состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Не моложе 40 лет, высшее юр.образование, стаж по юр.профессии не менее 15 лет, безупречная репутация. Предельный возраст пребывания в должности – 70 лет (кроме председателя). С 2003 года председатель КС РФ – Валерий Зорькин. С 2007 года место постоянного пребывания Конституционного суда - Санкт-Петербург.

· Суды общей юрисдикции.Верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, районные (городские) суды, военные суды. Осуществляют правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

· Верховный Суд РФ - с вступлением в силу Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ НЕ ВХОДИТ в систему судов общей юрисдикции РФ.(На основании этого Закона произошло объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ в новый орган, являющийся их правопреемником, - Верховный Суд РФ). Высший судебный органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Судья – не моложе 35 лет, со стажем от 10 лет.

· Арбитражные суды - разрешают экономические споры, возникшие между юридическими лицами из гражданских, административных и иных правоотношений. Специализированные арбитражные суды (например, суд по интеллектуальным правам).

СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ:

· Конституционные (уставные) суды субъектов РФ (соответствие нормативных правовых актов субъектов Федерации их Конституциям (уставам))

· Институт мировых судей.

Все дела рассматриваются мировыми судьями единолично. В их ведении: уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 3 лет лишения свободы; дела о выдаче судебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50 тысяч рублей; иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным; дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности при цене иска, не превышающей 50 тысяч рублей; дела об административных правонарушениях, отнесенные к ведению мирового судьи КоАП РФ или законами субъектов РФ и т.д. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах субъекта РФ. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тыс. человек. Мировой судья – гражданин РФ, с 25 лет, стаж – 5 лет, хорошая репутация и т.д.

Закон РФ 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает ряд требований к кандидатам на должность судей (ст. 4):

• наличие гражданства РФ;

• высшее юридическое образование;

• полное отсутствие судимости, в том числе снятой или погашенной;

• отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;

• наличие полной дееспособности;

• отсутствие данных о состоянии на учете в связи с лечением оталкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжныхпсихических расстройств;

• отсутствие иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Все судьи:

Независимы и подчиняются только Конституции РФи федеральному закону.

Несменяемы - их полномочия могутбыть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке, установленном федеральным законом.

Неприкосновенны -они не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

25. Прокуратура: понятие, структура, функции.

Прокуратура РФ(от лат. procurare — заботиться) — единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура должна осуществлять свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти. Это специальный государственный орган, обеспечивающий государственные интересы в сфере борьбы с преступностью.

Основными функциями прокуратуры являются возбуждение уголовных дел,поддержание обвинения и представительство интересов государствав судебном процессе.

Согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» цель прокурорской деятельности - обеспечение верховенства закона, единство законности и ее укрепление, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Основными задачами прокуратуры являются:

· осуществление надзора за исполнением законов;

· уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

· координация деятельности правоохранительных органов поборьбе с преступностью.

Систему прокуратуры РФ составляют:

· Генеральная прокуратураРФ;

· прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (природоохранная, транспортная и др);

· прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные ииные специализированные прокуратуры (например, закрытых административно-территориальных образований, межрегиональные природоохранные прокуратуры, транспортная прокуратура).

· В систему прокуратуры входят также научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.

Всю систему прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ (с 2006 – Ю.Я.Чайка), который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок полномочий - 5 лет. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.

Прокуроры субъектов РФ - граждане РФ не моложе 30лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органахпрокуратуры не менее 5 лет.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур – граждане РФ, не моложе 25 лет, стаж – 3 года в органах прокуратуры.

Основным направлением деятельности прокуратуры является прокурорский надзор. Виды прокурорского надзора:

1. Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными фед. органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления и т.д., а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми перечисленными органами и лицами.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Протест и представление прокурора.В случае обнаружения противоречащего закону правового акта прокурор приносит протест на этот акт в орган или должностному лицу, издавшим этот акт, либо в вышестоящий орган. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании.

Конкретные меры по представлению должны быть приняты в течение месяца.

Предостережение о недопустимости нарушения закона.В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам предостережениео недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.


26. Уполномоченный по правам человека: основы правового статуса, функции.

Уполномоченный по правам человека (далее – УППЧ) в РФ — должностное лицо, призванное рассматривать жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Данный институт впервые в российской практике введён К РФ 1993 г. (но фед.закон подписан лишь в 1997). УППЧ назначается Государственной Думой. УППЧ при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам. (Обобщенно институт УППЧ называется институтом омбудсмена).

В 2015—2016 гг. региональные УППЧ были фактически подчинены УППЧ в Российской Федерации. Таким образом, образовалась «вертикаль» государственных правозащитников.

Требования к кандидатуре: иметь гражданство РФ; возраст не моложе 35 лет; познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Наличие юридического образования не предусмотрено. Срок - 5 лет. Не более двух сроков подряд.

Направления деятельности. УППЧ способствует:

1) восстановлению нарушенных прав;

2) совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

3) развитию международного сотрудничества в области прав человека;

4) правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Правовой статус Уполномоченного характеризуется следующими чертами.

1. Независим и неподотчетен каким-либо госорганам или должностным лицам.

2. Должность несовместима с обладанием депутатским мандатом, нахождением на гос.службе, занятием какой-либо другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельностью.

3. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

4. Неприкосновенность.

5. Уполномоченный не наделен властными полномочиями, директивными мерами воздействия на государственные и иные органы и должностных лиц, не принимает правовые акты. Однако рассматриваемый Закон устанавливает широкий круг обязанностей названных субъектов в отношении действий и обращений УППЧ (оказание содействия, проведение по поручению УППЧ определенных действий, предоставление информации, необходимых материалов и т.п.).

6. Чтобы обеспечить независимость Уполномоченного от каких-либо органов, финансирование его деятельности осуществляется из федерального бюджета, в котором выделяемые ему средства предусматриваются отдельной строкой.

УППЧ не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания и РФ Федерации Уполномоченный. Рассматривает только те жалобы, которые были ранее обжалованы в судебном либо административном порядке, но заявитель не согласен с принятым решением. Срок подачи жалобы: не позднее года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда последнему стало известно об их нарушении.

Закон обеспечивает льготные условия при подаче жалобы Уполномоченному. Так, она не облагается государственной пошлиной; жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, не подлежат просмотру администрацией и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Уполномоченный имеет право в различных формах реагировать на полученные жалобы: 1) принять жалобу к рассмотрению; 2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению. При этом отказ обжалованию не подлежит, но должен быть мотивирован.

Уполномоченный наделен широким кругом прав, необходимых для надлежащей проверки жалобы. В частности, он правомочен:

- обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;

- беспрепятственно посещать все органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и т.д.;

- запрашивать и получать необходимые ему сведения и документы;

- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих (исключая судей).

По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

- обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, участвовать в судебном процессе;

- обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении соответствующего должностного лица;

- обращаться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда;

- изложить свои доводы должностному лицу, имеющему право вносить протест;

- обращаться в Конституционный Суд с жалобой на нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В 2012 году омбудсмену удалось добиться полного восстановления прав заявителя по 7,7 % дел.В 2013 году полного восстановления прав заявителей удалось достичь по 5,8 % дел.

Сейчас УППЧ - Татьяна Николаевна Москалькова (с 2016)

27. Система правоохранительных органов в РФ.

Правоохранительные органы — обособленная группа, преимущественно государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

Правоохранительные органы представляют собой систему специальных органов власти, в функции которых входит защита правопорядка, прав и свобод граждан, борьба с преступностью, другими правонарушениями, обеспечение охраны общественного порядка и безопасности государства, восстановление нарушенных гражданских прав, в необходимых случаях - применение предусмотренных законом санкций. Правоохранительная деятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из следующих функций:

1. Конституционный контроль

2. Прокурорский надзор

3. Расследование правонарушений

4. Обеспечение безопасности

5. Исполнение судебных решений

6. Оперативно-розыскная деятельность

7. Охрана общественного порядка

8. Оказание юридической помощи

9. Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений

К правоохранительным органам относятся военизированные органы, которые осуществляют оперативную или следственную деятельность. В таких органах предусмотрена правоохранительная или военная служба:

1. Прокуратура Российской Федерации. Принципы прокуратуры: независимость от федеральных органов гос.власти, от органов субъектов, органов местного самоуправления и общественных объединений; гласность, если это не противоречит законам РФ; открытость - осуществляется постоянное информирование населения, а также органов власти всех уровней о состоянии законности.

 
  Экономические права человека - student2.ru

МЧС России.

3. Следственный комитет Российской Федерации. Принципы те же.

Основные органы: центральный аппарат Следственного комитета РФ, главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета РФ по субъектам РФ (в том числе их подразделения по административным округам), следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета РФ по районам, городам.

Функции: оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью; обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина; осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц; организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств; осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства; разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве; совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

Наши рекомендации