Лекция 16 правовые отношения

Правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Правоотношение является результатом воздействия нормы права на фактическое общественное отношение. Оно выступает в качестве одной из форм реализации права, когда абстрактная модель возможного или должного общественного отношения, сформулированная в норме, обретает характер персонально-определенной юридической связи между лицами. К признакам правоотношений относятся:

1. это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами;

2. оно возникает на основе норм права;

3. это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;

4. это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников;

5. это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;

6. это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством.

Для правоотношений характерна индивидуализированная связь между его субъектами, которая осуществляется через субъективные права и обязанности. При этом юридическая связь между субъектами выражается в их взаимных правах и обязанностях. Правоотношение носит предоставительно-обязывающий характер. Без взаимных прав и обязанностей нет и самого правоотношения. Если одному участнику правоотношения предоставлено субъективное право, то у другого участника возникает субъективная обязанность, исполняя которую, он обеспечивает обладателю субъективного права необходимые условия для его реализации. В то же время у обязанного лица есть право требовать от обладателя субъективного права, чтобы оно не выходило за его пределы.

Структура правоотношения состоит из субъекта, объекта, субъективного права и юридической обязанности.

Под предпосылками обычно понимают условия, порождающие правовые отношения. Выделяют два вида предпосылок возникновения правоотношений: материальные (общие) и юридические (специальные).

К материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. В самом широком смысле под материальными предпосылками понимается система социально-экономических, культурных и иных обстоятельств, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений. Также наличие объекта правоотношения, не менее двух субъектов и соответствующее поведение участников правоотношений. К юридическим предпосылкам относятся: норма права; правосубъектность; юридический факт (как реальное жизненное обстоятельство). Без названных предпосылок правоотношение невозможно.

Правоотношение — есть форма реализации нор­мы права. Правовая норма и правоотношение соотносятся как причина и следствие.

В юридической литературе есть две точки зрения на характер взаимосвязи нормы права и правоотношения: первая заключается в том, что правоотношение — это результат воздействия нормы права на общественные отношения (норма права — общественные отношения — правоотношения); согласно второй, правоотношение — это средство регулирования общественных отношений (последовательность здесь уже другая: норма права — правоотношения — общественные отношения).

Субъекты правоотношений — это участники правовых отноше­ний, обладающие соответствующими субъективными правами и юриди­ческими обязанностями. Субъект правоотношения — это субъект права, который использует свою праводееспособность.

Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индивидуальные (граждане, лица с двойным гражданством, лица без гражданства, иностранцы, - физические лица) и коллективные (государство в целом, государственные организации; негосударственные организации – ю/л)

Для того чтобы быть субъектом правоотношения, лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность — это способность индивида иметь права и обязанности. Дееспособность — это способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности. Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствами человека и зависит от них. Выделяют следующие виды дееспособности: полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет). Статья 27 ГК РФ предусматривает «Эмансипацию» когда: несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.

Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда».

Правоспособность и дееспособность обычно неразделимы и наступают одновременно. Разрыв между правоспособностью и дееспособностью в гражданском праве объясняется тем, что: имущественные права необходимы всем гражданам независимо от возраста, состояния их воли; в области имущественных правоотношений вместо правоспособного, но недееспособного лица может выступать его законный представитель.

Дееспособность может быть ограничена. В части 3 статьи 55 Конституции РФ закреплено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». В соответствии со статьей 30 ГК РФ «гражданин, который вследствие злоупотребления напитками или наркотическими средствами, ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть огра­ничен судом в дееспособности...»

Если общественные отношения выступают материальным содержанием правоотношений, то субъективные права и обязанности — юридическим. Именно через права и обязанности осуществляется юридиче­ская связь участников правоотношений.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Субъективное право есть средство для удовлетворения какого-либо интереса управомоченного лица для достижения определенного блага, ценности. В этом заключается его предназначение, главная роль.

Структура субъективного права:

1. возможность определенного поведения управомоченного лица;

2. возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица;

3. возможность обращаться за защитой к компетентным государственным органам (прежде всего в суд);

4. возможность пользоваться определенным социальным благом, ценностью.

Юридическая обязанность — это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность — есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее превратится в фикцию.

Юридическая обязанность, являясь обратной стороной субъективного права, имеет следующую структуру:

1. необходимость совершать определенные действия или воздерживаться от них;

2. необходимость отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного;

3. необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований;

4. необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.

Различия между субъективным правом и юридической обязанностью:

¾ если субъективное право призвано удовлетворять собственные интересы лица, то юридическая обязанность — «чужие» интересы (управомоченного лица);

¾ если субъективное право — мера возможного поведения (реализация его зависит от усмотрения управомоченного лица), то юридическая обязанность- мера необходимого поведения (от ее реализации отказаться нельзя).

Объект правоотношения — это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.

Люди всегда участвуют в правоотношениях ради удовлетворения своих интересов. Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих получение определенных благ. Выделяют два подхода к пониманию данной категории: согласно первому из них, объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поступки людей; согласно второй точки зрения (разделяемой большинством ученых), объекты весьма разнообразны и могут быть: материальными благами; нематериальными благами; продуктами духовного творчества; результатами действий участников правоотношений; ценными бумагами и документами.

Возникновение, изменение и прекращение правоотношений связано не только с правосубъектностью, но и с юридическими фактами. Юридические факты - это те жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Признаки юридических фактов закреплены в законе, как правило, в гипотезе правовой нормы. Т.е. с точки зрения законодателя все жизненные факты и обстоятельства делятся на юридически значимые и юридически безразличные. Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юридических норм. Юридические факты классифицируются по различным основаниям:

¾ по характеру наступающих последствий они делятся на: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие ;

¾ по связи с волей участников правоотношений — на: события и действия. Последние делятся на правомерные и противоправные. Правомерные делятся на юридические акты и юридические поступки. Противоправные деяния могут быть уголовными, административными, гражданскими, дисциплинарными.

Событияне зависят от воли и желания человека (землетрясения, наводнения, пожар и др.), но порождают для него юридические последствия и помимо его воли. Действия(бездействие) связано с проявлением воли человека. Действия (бездействие) в свою очередь делятся на правомерные и неправомерные. Правомерные действия, в зависимости от намерений лица, направленности его воли, делятся на юридические акты и юридические поступки.Юридический акт - это правомерное действие, совершаемое с намерением достичь юридического результата (заключение сделки, заявление о принятии наследства). Юридический поступок - это такое действие лица, которое не направлено на достижение юридического результата, но такой результат возникает, помимо его воли, в силу предписаний закона. (Например, студент написал курсовую работу. Этот поступок с неизбежностью влечет для него возникновение авторского права на это произведение). Неправомерные действия (бездействие) или правонарушения делятся в зависимости от степени их опасности для общества на преступления и проступки. Признаки каждого правонарушения указаны в законодательстве. Совершение правонарушения влечет за собой возникновение у правонарушителя обязанности нести юридическую ответственность.

Как правило, для возникновения конкретного правоотношения требуется не один юридический факт, а их совокупность (для получения права на пенсию необходимы определенный возраст, стаж работы). Совокупность таких юридических фактов называют фактическим составом.

Виды правоотношений. В зависимости от роли в регулировании общественных отношений они делятся на регулятивные и правоохранительные. Регулятивные правоотношения служат формой правомерного поведения, а правоохранительные возникают тогда, когда происходит нарушение права, юридическим фактом для их возникновения служит правонарушение. Регулятивные правоотношения, в зависимости от их направленности, делятся на два типа - "пассивного" и "активного". Регулятивные правоотношения "пассивного типа" направлены на закрепление существующих отношений. В таких правоотношениях определенным лицам предоставляются права на совершение положительных действий, а на всех других возлагаются обязанности воздерживаться от действий определенного рода, т.е. обязанное лицо должно вести себя пассивно, не мешать обладателю субъективного права. Регулятивные правоотношения "активного типа" направлены на обеспечение динамики общественных отношений. В таких правоотношениях активной стороной выступает обязанное лицо, от которого требуется совершить положительные действия по реализации своей обязанности, а субъективное право состоит в возможности требовать известного поведения от обязанного лица.

Известно также деление правоотношений на абсолютные и относительные. В абсолютных правоотношениях персонально определен только один его участник - носитель субъективного права. Все остальные персонально неопределены и считаются по отношению к нему обязанными лицами. В относительных правоотношениях все участники известны, персонально определены. Часто правоотношения делят по отраслям - гражданско-правовые, трудовые, семейные, уголовно-правовые и т.д. Такое деление также предполагает разделение правоотношений на материально-правовые и процессуальные. Первые возникают на основе норм материального права, а процессуальные - на основе норм процессуальных отраслей права (гражданского процессуального, уголовно-процессуального и т.д.).

ЛЕКЦИЯ 16 ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА

Большинство правовых норм рассчитано на непосредственную их реализацию в различных формах в правомерном поведении субъектов права. Но имеются правовые нормы иного рода. Предусмотренные ими права и обязанности по своему характеру не могут возникнуть у конкретных лиц только благодаря их собственному желанию и воле, только благодаря их собственным действиям. Для возникновения таких прав и обязанностей в каждом отдельном случае требуется издание уполномоченным органом государства властного индивидуального акта, предписания индивидуального характера, касающегося конкретного лица (приговор, решение суда, акт регистрации брака). Такая деятельность органов государства называется применением права.

Применение права либо предшествует возникновению правоотношений, либо обеспечивает их реализацию. Таким образом, потребность в применении норм права для реализации содержащихся в них предписаний возникает в следующих случаях:

1. когда предусмотренные нормой субъективные права и обязанности по своему характеру таковы, что не могут возникнуть у конкретных лиц из их односторонних действий, а требуют для своего возникновения соответствующего индивидуального властного акта органа государства;

2. когда налицо факт правонарушения и необходимо устранить его последствия или применить санкцию.

Применяя норму права, уполномоченные на это органы государства включаются в механизм правового регулирования, как бы добавляют властную энергию, обеспечивают реализацию правовых норм до конца, до наступления необходимого результата.

Применяя право, орган государства выполняет функцииорганизации выполнения предписаний правовых норм, позитивного регулирования с помощью индивидуальных актов и охраны права от нарушений.В целом правоприменительная деятельность направлена на то, чтобы решить конкретный вопрос на основе юридического предписания, имеющего общий характер. К признакам применения права относятся:

¾ применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты;

¾ носит властный характер;

¾ имеет ряд стадий;

¾ осуществляется в процессуальной форме;

¾ связано с применением соответствующего индивидуального, властного акта;

¾ направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав и обязанностей, мер наказания и поощрения и т.п.

Правоприменение — сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий. Выделяют три основные стадии правоприменительного процесса: установление фактической основы дела; установление юридической основы дела; решение дела.

Вся деятельность органа государства, предшествующая вынесению решения, представляет собой единый в своем осуществлении процесс, и выделить отдельные стадии в нем можно лишь логически, а не в смысле последовательности во времени действий органа, применяющего право. В этой связи целесообразно выделить следующие стадии процесса применения права, каждая из которых имеет самостоятельное значение во время рассмотрения дела:

1. изучение фактических обстоятельств дела;

2. выбор соответствующей нормы права;

3. проверка подлинности текста нормы, анализ ее с точки зрения законности, действия во времени, в пространстве, по кругу лиц;

4. анализ содержания нормы (толкование);

5. вынесение решения компетентным органом;

6. доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций.

Акт применения права — это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Правоприменительный акт выступает итогом правоприменитель­ной деятельности и обладает следующими чертами: исходит от компетентных органов; носит государственно-властный характер; носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями; имеет определенную установленную законом форму. Вместе с тем следует различать акт применения как действие и как акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Деятельность уполномоченных органов государства по применению права завершается и оформляется соответствующим актом (документом), который фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение. Это -акт применения права. В таком акте получают официальное закрепление юридические права и обязанности конкретных субъектов, в отношении которых было совершено применение права. Данный актимеет доказательственное значение, служит юридическим основанием конкретных прав и обязанностей персонально определенных лиц.

Одна из особенностей правоприменительных актов состоит в том, что они обладают юридической силой. Юридическая сила правоприменительных актов характеризуется их подзаконностью по отношению к нормативным правовым актам. Применение права должно основываться на предписаниях нормативного правового акта, не противоречить им, не искажать содержания правового предписания. Юридическая сила актов применения права основывается и на властной компетенции правоприменяющих органов. Поэтому правоприменительные акты обладают более высокой юридической силой, чем индивидуальные акты реализации права. Отсюда их особая роль в правовом регулировании. Юридическая сила придают правоприменительным актам способность властно порождать определенные правовые последствия, вызывать возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В связи с этим особое значение приобретает вопрос обеспечения ихзаконности и обоснованности. Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:

1. по форме — на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.;

2. по субъектам, их издающим — на акты государственных и негосударственных органов;

3. по функциям права — на регулятивные и охранительные;

4. по юридической природе — на основные и вспомогательные;

5. по предмету правового регулирования — на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.;

6. по характеру — на материальные и процессуальные.

К общими чертами между нормативным актом и актом применения права относятся такие как: принятие и обеспечение компетентными органами; выступают властными по своему характеру документами. В отличие от нормативного акта правоприменительный акт:

¾ применяется именно на основе нормативного;

¾ конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном акте, применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям;

¾ носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер;

¾ не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение;

¾ выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений.

Пробел в праве - это отсутствие нормы права, регулирующей отдельное общественное отношений, хотя это отношение входит в круг урегулированным правом отношений. То есть оно должно быть урегулировано, но почему то не урегулировано. Такой пробел называется действительным. Его следует отличать от мнимого или кажущегося пробела. Кажущиеся пробелы вытекают из представлений, когда полагают, что общественное отношение должно быть урегулировано правовой нормой, хотя на самом деле оно вообще находится вне той сферы, которое правом регулируется (любовь, дружба и т.п.). Обычно, такие представления характерны для людей несведущих в праве.

Действительный пробел в праве может возникнуть с начала правового регулирования или вследствие развития новых отношений, которые не могли быть предусмотрены законодателем. Пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях неизбежны. Вместе с тем, действует правило, что если существует пробел, то нельзя на этом основании отказать в официальной правовой оценке поведении лиц, оказавшихся в ситуации, которая находится в сфере правового регулирования. В этом случае, для преодоления пробела используется два приема:аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрас­ли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права, которые, как правило, устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, базируясь во многом на собственное правосознание и мо­тивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституци­онные статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается.

Юридические коллизии — это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством. К видам коллизий относятся:

1. между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в пользу Конституции);

2. между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов, как актов большей юридической силы);

3. между общефедеральными актами и актами субъектов федерации;

4. между актами одного и того же органа, но изданные в разное время;

5. между актами, принятыми разными органами;

6. между общим и специальным актом:

Наши рекомендации