Лекция 7. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА
Механизм государства — это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.
В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.
Характерные черты механизма государства:
¾ он представляет собой систему, то есть упорядоченную совокупность государственных органов;
¾ целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;
¾ основным элементом механизма государства выступают государственные органы;
¾ он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.
Структура механизма государства включает в себя:
1. государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций;
2. государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.;
3. государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;
4. организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы — это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.
Такими принципами могут выступать: принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, принцип демократизма, принцип разделения принцип, законности, принцип гласности, принцип федерализма, принцип профессионализма, принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, принцип сочетания выборности и назначаемости, принцип иерархичности,
Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и совершенству.
Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.
Признаки органа государства:
1. представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;
2. образован и действует на основе правовых актов (Конституции и законов);
3. выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;
4. наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;
5. состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений, скреплённых единством целей, ради достижения которых образованы;
6. имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции.
По форме реализации государственной деятельности органы государства классифицируются на представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные органы; по принципу разделения властей — на законодательные, исполнительные и судебные; по иерархии — на федеральные, республиканские и местные; по срокам полномочий — на постоянные (создаются без ограничения срока действия) и временные (создаются для достижения краткосрочных целей); по порядку осуществления компетенции — на коллегиальные (Государственная Дума РФ) и единона-чальные (Президент); по правовым формам деятельности — на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные; по характеру компетенции — на органы общей (Правительство) и специальной компетенции (министерства) и т.п.
Все государственные органы образуют иерархически построенную систему,т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе.