Правопорядок и общественный порядок

Законность и правопорядок выступают основой общественного порядка, т.е. порядка в обществе. Общественный порядок- это обусловленная закономерностями социального развития система правил и институтов,обеспечивающая упорядоченность общественных отношений и придающая им определенную организационную форму.

Общественный порядок призван обеспечить социальный мир и справедливость, защиту всех слоев общества, гарантировать социально-экономические и духовные условия, обеспечивающие человеку достойное существование, гуманизацию жизнедеятельности общества.

Правопорядок составляет часть общественного порядка, они взаимообусловлены, тесно связаны и опираются на закономерности общественного развития. Однако между ними есть различия:

разная социально-нормативная основа: если для общественного порядка требуется вся совокупность соци­альных норм, то правопорядок устанавливается с помощью права и законности;

· они не совпадают по происхождению: общественный порядок появляется вместе с возникновением человеческого общества, а правопорядок — вместе с государством и правом;

· разные способы обеспечения: правопорядок — принудительной силой государства, а общественный порядок — всем обществом.

· при нарушенииправопорядка и общественного порядка возникают разные последствия: в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором - только меры морального характера;

· правопорядок и общественный порядок не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу; последний по указанным выше причинам шире первого.

Среди факторов, которые влияют на укрепление правопорядка и общественного порядка, большую роль играют уровень правовых знаний личности, социальных групп, всего общества, уровень их правосознания, правовой и общей культуры, отношение к ценностям общества, нравственное сознание и другие условия. Вопросы укрепления правопорядка и общественного порядка должны решаться в комплексе, так как без общественного порядка не будет и правопорядка, а без стабильного, прочного правопорядка невозможно установить общественный порядок.

Систематизация нормативно – правовых актов: понятие, виды,

Значение

Систематизация нормативно-правовых актов это деятельность, связанная с приведением этих актов в систему, с упорядочиннием этих нормативных актов. Это специальная работа, направленная на то, чтобы привести эти акты в систему (упорядочить). Благодаря систематизации правовая система упорядочивается, развивается, не отстает от развития общества.

Самостоятельными формами систематизации являются: кодификация, инкорпорация, консолидация, учет.

Виды. Прежде всего, выделяют:

· официальную систематизацию. Официальная систематизация осуществляется официальными органами и учреждениями. Главный вид официальной систематизации – кодификациянормативно-правовых актов, это сложная правотворческая деятельность. В результате неё появляются новые законы, а чаще кодексы, как результат кодификации. Официальная систематизация носит правотворческий характер. Неофициальной кодификация никогда не бывает потому, что это всегда властная правотворческая деятельность.

Кодификация - эта такая систематизация законов, при которой не ограничиваются внешней их обработкой, но ставят задачей создать сборники законов, проникнутые внутренним единством, исходящие из некоторых общих принципов. Присутствует как внешняя, так и внутренняя сторона систематизации. При кодификации отдельные положения действующих законов перерабатываются, дополняются или отменяются. Этот вид систематизации осуществляется только правотворческими органами. В результате получается новый законодательный акт, заменяющий собой весь ранее действовавший нормативный материал, регулировавший тот же круг вопросов.

Кодификация может быть: а) всеобщей; б) отраслевой; в) специальной.

Существуют следующие виды кодификации:

а) принятие основ и основных начал законодательства - пример, основы уголовного законодательства СССР.

б) принятие федеральных кодексов и уставов - устав железных дорог СССР.

в) принятие кодексов - гражданский кодекс, уголовный кодекс.

г) принятие уставов, регламентов, положений - основной вид кодификации.

· неофициальную систематизацию. Каждый человек может осуществлять эту систематизацию для написания дипломной работы, и она не будет носить никакого официального характера.

Есть ещё один вид систематизации правовых актов – инкорпорация - это объединение нормативно-правовых актов определенного уровня в сборники или собрания законодательства. Такая обработка законов и иных актов, содержащих нормы права, при которой их содержание не меняется, но весь правовой материал объединяется и располагается в определённом систематическом порядке. Присутствует лишь внешняя сторона систематизации, это лишь простая классификация. Может быть: генеральной (инкорпорация всего законодательства страны) или частной; официальной (свод законов государства) или неофициальной (создание сборников по инициативе частных лиц), полуофициальной (инкорпорация по поручению министерств). Официальной инкорпорацией чаще всего занимается Министерство юстиции.

В последние годы появляется большое количество нормативно-правовых актов, в связи с этим, должны разнообразиться формы и виды систематизации. Говорят, что есть что-то смешанное между кодификацией и инкорпорацией и называют это консолидацией. Она представляет собой нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией. Несколько нормативных актов объединяются в один. Устраняются противоречия и повторы, обычно носит неофициальный характер.

В последнее время стали ещё выделять такой вид систематизации, как учёт нормативно-правовых актов. Его ведут специальные учреждения и в Думе и в Совете Федерации и в Правительстве ведут такую работу. Берут на учёт все действующие нормативно-правовые акты.

Наши рекомендации