Система права и система нормативно-правовых актов.
Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.
Соотношение системы права и системы законодательства:
1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;
2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;
3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;
4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.
Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.
Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:
1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;
2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;
3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;
4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;
5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя.
Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.
Публичное и частное право.
Предмет и метод правового регулирования, на которых основываются деления системы права на отрасли, определяются глубинным делением права на две подсистемы: частное и публичное, известные еще со времен Древнего Рима. По известной формуле римского юриста Ульпиана, публичное право есть относящимся к положению государства, частное - к пользе отдельных лиц.
Публичное и частное право - это, с одной стороны, противоречивые, а с другой - взаимосвязанные грани права. Сегодня правовые системы многих цивилизованных стран основываются на принципе разделения права на частное и публичное (ФРГ, Франция, Италия, Испания и др.). Мировая юридическая наука признает деление права на частное и публичное в определенной степени условным, но необходимым.
Представим деление права на частное и публичное с указанием предмета, признаков, метода, которые являются относящимися к каждому из них:
Публичное право
Частное право
- подсистема права, регулирующая государственные, межгосударственные и общественные отношения.
- подсистема права, регулирующего имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу духовных благ и связаны с личностью 'их участников.
Предмет регулирования публичного права
Предмет регулирования частного права
- сфера "государственных дел": сфера устройства и деятельности государства как публичной власти, всех публичных институтов, аппарата государства, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций и т.д.
- сфера частных дел": сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и т.д.
Признаки публичного права:
Признаки частного права:
1) регулирует отношения между государственными органами или между частными лицами и государством;
2) обеспечивает публичный интерес - акцентирует внимание на запретах, обязанностях людей (подданных) перед государством;
3) обеспечивает одностороннее волеизъявление субъектов права;
4) предполагает широкую сферу усмотрения;
5) содержит нормы общие и безличные, имеющих нормативно-ориентационная влияние; 6) характеризуется преобладанием директивно-обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов;
7) широко использует новейшие технические приемы.
1) регулирует отношения частных лиц между собой; 2) обеспечивает частный интерес: акцентирует внимание на экономической свободе, свободном самопроявления и равенства товаропроизводителей, защите собственников от произвола государства; 3) обеспечивает свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав; 4) предполагает широкое использование договорной формы регулирования; 5) содержит нормы, которые являются обращенными к субъективного права и обеспечивают судебную защиту; 6) характеризуется преобладанием диспозитивных норм, рассчитанных на самовідповідаль-ность за свои обязанности и действия; 7) сохраняет классическую юридическую технику.
Метод публичного права - Метод частного права -императивный диспозитивный
Отрасли права, в которых началом является публичное право:
Отрасли права, в которых началом является частное право:
- конституционное,
- административное,
- уголовное,
- финансовое,
- что включает бюджетное и налоговое, административно-процессуальное; - уголовно-процессуальное, - международное публичное, - международное гуманитарное право и др.
- гражданское, - семейное, - авторское, - жилищное, - трудовое, гражданское процессуальное, - международное частное право и др.
Критерии отнесения норм к частному ны публичного права:
1) интерес (публичный, государственный интерес - отрасль публичного права, частный - отрасль частного права);
2) предмет правового регулирования (частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному - немай-новые);
3) метод правового регулирования (в публичном праве - метод субординации, в частном - координации);
4) субъектный состав (публичное право регулирует отношения частных лиц с государством либо между государственными органами, частное - частных лиц между собой).
Таким образом, отрасли права можно разделить на те, в которых преобладают начала публичного права, и те, в которых превалируют начала частного права. Для первых характерен императивный (соподчинение) метод правового регулирования, для вторых-диспозитивный (автономии).
Преобладание в области права начал публичного (или частного) права не исключает наличия в ней норм частного (или публичного) права и, соответственно,
определенного совмещения императивнаяго и диспозитивного методов регулирования, что свидетельствует об отсутствии "чистых" отраслей права.
К примеру, предпринимательское право - система норм, регулирующих имущественные (товарно-денежные) и управленческие отношения. Если методом регулирования первых является диспозитивный (ориентирован на равенство сторон-предпринимателей), то вторых - императивный (в отношениях предпринимателей и органов управления он предусматривает обязательные управленческие акты, адресованные предпринимателям - в пределах компетенции управленческого органа).
Экологическое, аграрное, земельное право в силу специфики предмета правового регулирования требуют совмещения нескольких методов правового регулирования.
В экологическом праве применяются: императивный (властный) метод, необходимый для обеспечения выполнения экологических предписаний; диспозитивный метод равенства сторон и свободного волеизъявления, необходимый для рационального использования природных ресурсов, экономических мер регулирования качества окружающей среды.
Земельное право также сочетает в себе элементы ведущих методов (императивный) административного и (диспозитивный) гражданского права.
Процессуальным отраслям права - гражданскому процессуальному праву и уголовному процессуальному праву - присущи элементы как диспозитивного, так и императивного метода, с превалированием одного из них. Понятно, что система методов правового регулирования находится в постоянном движении, динамике.