ДОП вопрос: каков режим в нашем нынешнем гос-ве?

-псевдодемократический -формирующаяся (складывающаяся) демократия

По Конституции:-управляемая демократия,-суверенная демократия.

№ 34 Правовая система гос-ва: понятие, характеристика элементов системы.

Правовая система об-ва - это совокупность всех правовых явлений образующих право. Все то, что есть в об-ве правового входит в правовую систему. Всякая системасостоит из элементов. Правовое явление - то или иное проявление пра­ва во вне, а поскольку существует множество правовых явлений, поскольку пра­во проявляет себя по -разному, поскольку правовая система об-ва сложное об­разование. Выделяют 3 основных элемента: 1. нормативный компонент - нормы права, НПА, принципы права. 2. функциональный компонент- правовые явления, отражающие действие, функционирования права, это правоотношение, юр. практи­ка - понимается как накопленный опыт юр. деятельности, правопорядок, пони­маемый как итог, результат функционирования права. 3 субъективный компонент-правосознание: правовая психология, правовая идеология об-ва, юр. наука. Некоторые добавляют: юр. учреждения, суды, адвокатуру. Правовая система рассматривается на уровне об-ва в целом. В реальности существует множество национально- правовых систем: 200 правовых систем.

№ 35. Способы изложения норм права: понятие, виды.

Важное научное и практическое значение имеет вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Смешение и отождествление приводит к неправильному понятию о внутренней структуре юридической нормы, к отрицанию ее трехэлементного состава, а также усложняет процесс закрепления права правоохранительными органами.

Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержанию права. При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения. Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом:

1) структурные элементы правовой нормы располагаются в нескольких статьях разных нормативных актов;

2) несколько правовых норм включаются в одну статью нормативного акта;

3) все элементы структуры нормы права излагаются в одной статье нормативного акта;

4) разные элементы нормы права закрепляются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения:

1) при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности;

2) при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом.

Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (статьям) этого же нормативного акта. Например, ст. 12, 13, 14 Семейного кодекса РФ имеют условия заключения брака (гипотеза); ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция); ст. 27, 28, 30 говорят об основаниях и последствиях признания брака недействительным (санкция).

Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч. 2 ст. 65 Конституции РФ принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Обычно тексты нормативных правовых актов могут быть примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение, с тем чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов».

№ 36 Соотношение гос-ва и общества.Общество - складывающиеся м/у людьми в процессе их деятельности отношения (экономические, семейные, правовые) соответствующие их отношениям институты, формы общественного сознания. Основными сферами общества является экономика, политика, культура, идеология.

Гос-во – политическая организация общества. Гос-во можно рассмотреть как часть общества, но с другой стороны это организация осуществляющая управление, руководство обществом.

Роль гос-ва в обществе определяется и выражается в понятии социального назначения гос-ва. Оно состоит в том, чтобы обеспечивать нормативные функции общества путем управления общественными делами.

Гос-во защищает общество от внутренних и внешних угроз, содействует экон., соц., культурному развитию общества, сглаживает существенные в обществе противоречия, согласует различные интересы существующие в обществе. Гос-во может рассмотреть и как продолжает развиваться общество.

Само возникновение гос-ва связано с тем, что общество достаточно определенного уровня в своем развитии, такого уровня когда появляется потребность в образовании спец. организаций и по мере изменений происходящих в обществе изменяется гос-во.

Можно выделить несколько концепций соц. назначения гос-ва, различающихся степенью вмешательства гос-ва в жизнь общества: 1. Консервативная – гос-во выполняет защитную функцию, занимается обороной страны, иностранными делами, борьбой с преступностью. Соц. назначение гос-ва – сохранить существующий порядок.,2. Либеральная – обеспечение и защита прав и свобод

граждан.,3. Концепция гос-ва всеобщего благоденствия (социал-демократическая) – обеспечение определенного уровня равенства в обществе, достойное условие жизни каждому члену общества.,4. Коммунистическая конц-я соц. назначения гос-ва – преобразовать общество и человека в соответствии с коммунистическим идеалом.

№ 37 Понятие правообразования, его специфика в правовых семьях. Объективное и субъективное в праве.Правообразование – это процесс происхождения права, процесс появления в правовой системе новых норм права. Право порождается обществом. Власть устанавливает нормы действуя из интересов присутствующих в обществе. Нормы права могут складываться в ходе юр. практики, когда в процессе разрешения конкретных юр. дел формируется то или иное правило поведения.

Право – это не только нормы права, но и право возможности субъекта.

Объективное право – это нормы, общее правило поведения, а субъективное право – это возможности имеющиеся у субъекта, мера возможного поведения лица обеспеченная обязанностью др. лица.

,0Нормы объективного права одинаково для всех, а субъективного права отличаются.

№38. Гражданское общество: понятие, структура, роль государства и права в его формировании.

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.).

Признаками (особенностями) гражданского общества являются: высокое сознание людей; высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью; широкие связи между членами общества; наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества; децентрализация власти; передача части власти органам самоуправления; согласование позиций вместо конфликтов; развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации; личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность. наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

Некоторые авторы к признакам гражданского общества относят следующие: Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя ( например, через суд).

Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различныеобщественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу. Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы егожизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы. Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем. Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта. Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

№ 39 Внешние функции гос-ва: понятие, характеристика.

Функции гос-ва – это определяемые его сущностью и соц.назначением основные направления деят-ти гос-ва по решению стоящих перед ним задач. Внешние функции гос-ва – это ф-ции в кот-х деят-ть гос-ва направлена за его пределы, во вне государства.

Можно выделить две основные внешние ф-ции гос-ва:

1/ военная – ведение захватнических войн, оборона страны в военное время, готовность к обороне в мирное время, охрана гос.границ;

2/ сотрудничество с другими гос-вами – является необходимой для современных гос-в. Основа – двухсторонние или многосторонние соглашения. Сотрудничество:а/ в экономике,б/ в поддержании мира

в/ в поддержании мирового правопорядка,г/ в борьбе с международной преступностью,д/ в природоохранительной деятельности

е/ в сфере культуры, науки, образования,ж/ в решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, в освоении космоса

№ 40 Источник (форма) права: понятие, виды.Источники права (форма) многозначен. Понимают силу творящую право, факторы определяющие содержание норм, источник права в материальном смысле (полит., экон., религия). Источник права в юр. смысле – это способы внешнего выражения и закрепления норм права. Источник права – это источник норм права. На источники обязательно ссылаются при разрешении юр. дел.

Существует несколько разновидностей источников права:1-правовой обычай- общее правило поведения сложившееся в результате многократного повторения,2-судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, являющее обязательным при рассмотрении аналогичных дел.,3-НПА – документ компетентного органа направленный на установление, изменение или отмену норм права. Определяется тем, что по сравнению с иными источниками обладают рядом достоинств, преимуществ, нормы выражаются наиболее точным образом. Может быть быстро принят, изменен. Является доступным для публики. Используется нормативный договор-это отношение между сторонами устанавливающее общее правило поведения, следует отличать от обычного договора. Нормативный договор содержит нормы права, используется в трудовом праве.

№ 41 Основные западные теории гос-ва (общая характеристика).Теория гос-ва определяется и сложностью вопроса и политической значимостью и тем что гос-во может рассмотреть с разных сторон. Отсюда среди западных теорий гос-ва отметим теории отражающие принадлежность к гос-ной власти:1-теория элит, согласно которой народ не способен управлять гос-вом, управление осуществляется верхом общества, его элитой. Элиты могут формироваться различным образом. Может быть несколько элит между которыми идет борьба за власть. 2-технократическая теория – управлять обществом должны специалисты, управленцы, менеджеры, именно они способны определить действительные потребности общества, пути его развития. Они обеспечат научное управление в обществе, обеспечат его прогрессивное развитие. 3-теория плюралистической демократии (смысл: в современном обществе власть утратила классовый характер, поскольку классы перестали существовать, общество представляет собой совокупность соц. объединений людей, формирующихся по различным признакам любой человек участвует в управлении гос-вом, а гос-во становится в интересах всего общества)

Среди западных теорий можно выделить теории отражающие цели гос-ной деятельности: 1-теория гос-ва всеобщего благоденствия (теоритическая концепция социального гос-ва, согласно которому цель гос-ва обеспечить достаточные условия жизни каждому члену общества. Можно выделить либеральную концепцию согласно которой цель гос-ва обеспечение свободы гр-н и власть не должна вмешиваться в жизнь общества. Среди западных теорий гос-ва весьма распространенное явление ,2-теория правового гос-ва, согласно которому вся деятельность гос-ва должна осуществляться в правовых целях, на основе права, правовыми средствами.

Правовое гос-во – гос-во главной целью которого является закрепление, обеспечение и защита прав и свобод чел -ка.

Наши рекомендации