Применение как особая форма реализации права: понятие и стадии правоприменительной деятельности.
Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц
Характерные особенности применения права заключаются в следующем: 1) это - властно-императивная форма реализации права; 2) осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами; 3) носит процессуально-процедурный характер; 4) состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью; 5) имеет под собой соответствующие юридические основания; 6) связано с вынесением правоприменительных актов; 7) является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов; 8) направлено на урегулирование конкретных ситуаций
Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах: 1) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности; 2) когда нет добровольного исполнения обязательств; 3) когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права; 4) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение, уладить конфликт; 5) когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности 6) когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта; 7) когда по закону необходимо официально установить наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния.
Функции применения права
1)Правонаделительная функция проявляется в предоставлении конкретным лицам предусмотренных законом субъективных прав и возложении юридических обязанностей в случаях, когда определенные права и обязанности не могут возникнуть у данных лиц без правоприменительной деятельности компетентных государственных органов.
2)Правообеспечительная функция наглядно проявляется в конфликтных ситуациях при возникновении споров о праве, при неисполнении юридических обязанностей, когда необходимо устранить с помощью компетентных властных органов препятствия при осуществлении субъективных прав, восстановить нарушенные права путем принудительного осуществления юридических обязанностей, в случае правонарушения в установленном законом порядке возложить на лиц меры юридической ответственности.
3)Функция по индивидуальному регулированию общественных отношений. Эта функция применения права выражает меру оперативной самостоятельности и свободу правоприменительных органов в принятии решения в рамках закона. В ней проявляется возможность активного воздействия правоприменительных органов на разрешение правовых ситуаций в процессе правоприменительной деятельности
Стадии правоприменительного процесса:
1) Установление фактических обстоятельств дела
Применение юридических норм направлено на обеспечение их реализации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных фактов. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права. В целях процессуальной экономии правоприменительные органы должны отобрать, четко выделить и устанавливать только те из обстоятельств (и только в том объеме), которые необходимы для правильного решения юридического дела; затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов. Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. От этого зависит правильность применения норм права. Обоснованность и полнота установления обстоятельств дела достигается путем глубокого и всестороннего исследования фактов, выяснения их истинности и объективной достоверности. Для установления объективной истины по делу, факты анализируются в их взаимосвязи и причинно-следственной зависимости. Конечной целью первой стадии процесса применения права является достижение объективной истины, т.е. соответствия знаний о фактических обстоятельствах объективной действительности.
2) Выбор нормы права и юридическая квалификация дела
После установления юридического значения рассмотренных обстоятельств дела начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительный орган, прежде всего, решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму - значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дела.
3) Проверка и толкование нормы права
Определив круг нормативно-правовых актов и конкретных статей, в которых содержится правовая норма, требующая применения, необходимо установить подлинность (достоверность) ее с точки зрения законности, проверить, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма. В задачу компетентного органа на данной стадии входит толкование применяемой нормы, а также преодоление пробелов в праве путем применения права по аналогии.
4) Решение дела
Перед вынесением конкретного решения необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны и им дана правильная юридическая оценка, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компетентный орган выносит властное решение. В зависимости от сложности дела, характера применяемой правовой нормы устанавливается различная процедура формирования убеждения правоприменителя и его выражения лицами, участвующими в этом процессе. По одним делам решения принимаются тайным голосованием, по другим — открытым, по третьим — единолично должностным лицом посредством подписания правоприменительного акта.
5) Контрольно-исполнительная стадия
Субъектами правоприменительной деятельности, то есть компетентными органами и должностными лицами, принимающими властное решение, могут быть государственные органы и должностные лица (Суд, Министерство), муниципальные (Глава Муниципального образования, Муниципальный Совет), а также должностные лица и коллегиальные органы предприятий и организаций.