Предмет и методология теории государства и права.

Предмет и методология теории государства и права.

Предмет ТГП– закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права, связанных с ним государственно-правовых процессов и явлений.

Единство предмета теории государства и права обусловливается ее практическим и научно-понятийным единством. Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом. А потому теория государства и права не изолированные отрасли знания, а единая наука. Но оставаясь целостной наукой, она подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение).

Методология ТГП- это система всех методов, то есть приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых изучается предмет науки.

Методы ТГП можно разделить на:

1. Всеобщие (философские) методы– основа:

- Метофизика (исследование предмета в статистике как нечто постоянное).

- Диалектика (изучение природы и общества через их внутренние противоречия).

2. Общенаучные (общие) – их используют почти все науки в различных сферах познания:

- Исторический метод (Рассматривает развитие, специфику и условия существования народов, стран, особенностей и т.д.)

- Логический (Использование анализа (разложения целого на части для выявления особенностей), синтеза (соединении в одно целое разделенных частей), индукции (получений знаний от частного к общему), дедукции (от общего к частному) и гипотезы (научное предположение))

- Системный(раскрытие объекта, выявлением однообразных связей)

- Функциональный (выяснение развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций).

* Отдельно в науке рассматривают синергетический метод (изучение случайных процессов.Пример: роль личности в истории).

3. Частнонаучные (специальные):

1. Специально неюридические:

-социологический (опросы, анкетирование, экспертные оценки)

-статистический (учет совершенных правонарушений за определенный период)

-кибернетический (позволяет с помощью системы понятий технических средств познать государственно-правовые явления) и др.

2. Специально-юридические:

-Формально-юридический (Позволяет определить юр. понятия, выявить их признаки, проводить классификацию и т.д.) Пример:

-Сравнительно-правовой (позволяет сравнить различные правовые системы (либо их элементы) для того, чтобы выделять общие и особенные свойства) Пример: Сравнение демократии в РФ с демократией других стран.

Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.

Республика как форма правления: понятие и виды.

Республика - это форма правления, где верховная государственная власть осуществляется выборными органами избираемыми на определенный срок.

Признаки республики:

1. выборность органов, их коллегиальный характер

2. представительный характер органов гос. власти

3.глава государства несет юридическую ответственность за принимаемые решения

4.осуществляет свои полномочия в течение определенного срока.

5. возможность досрочного прекращения властных полномочий

На данный момент республика преобладающая форма правления.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно,республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

1. Президентская республика - форма правления, при которой президент избирается независимо от парламента, является главой государства и правительства(США, Аргентина, Бразилия, Мексика).

• соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства;

• президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);

• президент самостоятельно формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом;

• парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент;

• парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить президента от должности (нарушение конституции, преступление - процедура импичмента)

• президент в свою очередь, наделен правом отлагательного вето(запрета) на решения законодательного органа. (США)

Президентские республики более стабильны и эффективны, чем парламентские. Однако, основным их недостатком является концентрация власти в руках одного лица (президента), что создает предпосылки для злоупотребления ею и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, при которой представительные органы практически утрачивают свое значение.

2. Парламентская республика- форма правления, при которой правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.

• президент является главой государства, но не главой правительства, который избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

• президент занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, реальной же главой государства выступает руководитель правительства. Однако президент может распускать парламент или его нижнюю палату (Италия, Германия)

• правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;

• правительство ответственно перед парламентом;

• наличие должности премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

• парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства

Парламентарная республика считается более демократической, нежели чем президентская, т.к. правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не единолично президентом. Недостатками парламентский республик считаются нестабильность гос. политики, и ее зависимость от расстановки сил в парламенте, частая смена правительства вследствие вотумов недоверия.

3. Смешанная республика - форма правления, в которой смешаны признаки президентской и парламентской республик (Россия, Франция, Финляндия).

Признаки:

• глава государства в таких республиках обычно не относится ни к одной ветви власти;

• в таких республиках президент и парламент избираются народом;

• двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом;

• президент глава государства, он назначает главу правительства и министров;

• президент председательствует на заседаниях кабинета министров, утверждает его решения;

• парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Что касается современной России, то по форме правления она представляет собой президентскую республику с сильной исполнительной властью. Это подтверждается:

1. увеличением срока президентских полномочий с четырех до шести лет;

2. главы регионов ныне не избираются непосредственно населением путем прямых выборов, а назначаются парламентами субъектов Федерации по представлению Президента РФ;

3. он же назначает всех руководителей в системе МВД РФ, а также в системе регионов.

Наличие сильной исполнительной власти подтверждается полномочиями главы Правительства РФ, который:

1) руководит Правительством РФ и организует его работу;

2) обеспечивает функционирование системы федеральных органов исполнительной власти;

3) обеспечивает единство системы исполнительной власти в масштабе страны

Признаки монархии:

1.единоличный характер власти

2.власть передается по наследству

3.пожизненное осуществление властных полномочий

4.не зависит от воли населения

5.юридическая безответственность монарха за принимаемые решения

6. характер властвования обосновывается божественностью монарха

Монархии разделяются наабсолютные и ограниченные:

1. Абсолютная (неограниченная) монархия - форма государственного правления , при которой монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парламента – законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха (Саудовская Аравия, Катар, Осман, Российская Империя).

Таким образом в абсолютных монархиях:

• отсутствуют органы или законы, которые могли бы ограничить власть монарха

• монарх контролирует все ветви власти

• фактически власть монарха ограничивается правящей семьей. (Саудовская Аравия) (НО Юридически сегодня абсолютных монархий не существует)

2. Ограниченная (конституционная) монархия- форма правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникла в период становления буржуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Конституционная монархия может быть

- дуалистической (Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн и др.), при которой организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть и контрольные функции принадлежат парламенту (при этом, однако, монарх может распустить парламент или его нижнюю палату, наложить на законы парламента абсолютное вето; акты монарха по юридической силе равны или даже выше законов парламента);

- парламентарной (Великобритания, Бельгия, Испания, Швеция, Нидерланды), для которой характерны следующие черты:

• власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;

• исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;

• правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

• главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

• законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт;

• если монарху и принадлежит право вето или право роспуска парламента, то фактически монарх данными полномочиями не пользуется

• иногда акты монарха не могут вступить в силу без контрассигнации, т.е. без подписания премьер-министром либо соответствующим министром. (Великобритания,Япония)

Виды политических режимов.

Предмет и методология теории государства и права. - student2.ru

Демократический режим- это способ осуществления государственной власти, обеспечивающий участие народа в управлении государством.

Антидемократический режим - это способ осуществления государственной власти, предусматривающий отстранение широких масс населения от участие в управлении государством.

Разновидности антидемократических режимов:деспотия, тирания, авторитарный, тоталитарный, фашистский.

Деспотический– режим, характерный для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии (древневосточный монархии), когда неограниченная власть сосредотачивается в руках одного лица, получающего ее законно (по наследству). Данный режим отличается крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Деспот опирается на разветвленный бюрократический аппарат и армию. Жестоко подавляется любое инакомыслие.

Тиранический – режим, основанный на узурпации власти тираном
и жестоких методах ее осуществления (тирании часто устанавливались в античных полисах, например, тирания Агафокла в Сиракузах). Власть тирана устанавливается насильственным, захватническим путем, смещением законной власти с помощью государственного переворота; отличается произволом, террором, жестокостью.

Авторитарный –режим, при котором власть осуществляется ограниченным кругом лиц и не контролируется народом; режим может осуществляться в разных формах. Представительные органы реально никакой роли в жизни общества не играют. Управляет правящая элита во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией, партийной группировкой). Устанавливается авторитарный режим в результате военного илигосударственного переворота.

Тоталитарный –режим,являющийся крайней формой авторитарного режима (социалистические государства периодов «культа личности»). Характеризуется наличием одной официальной идеологии, одной политической партией, слиянием партийного аппарата с государственным и формированием партийной номенклатуры; наличием «культа личности», партийной монополией на средства массовой информации, крайним центризмом в управлении, огосударствление собственности, милитаризацией. Формально политические права и свободы закрепляются в законе, но отсутствует механизм их реализации.

Фашистский -режим, являющийся крайней формой тоталитаризма (Италия, Венгрия в 20-40 гг. XX в.). При фашистском режиме национализм становится государственной политикой. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при нарастании социальной напряженности, обнищании масс.

Нормативный подход.

Нормативный подход наиболее ярко выражен в теории юридического позитивизма и теории нормативизма. Нормативное понимание права основано на представлении, что “право - это система общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают и призваны обеспечить классово определенную свободу поведения в её единстве с ответственностью и сообразно этому выступают в качестве государственно-властного критерия правомерного и неправомерного поведения”.

Из этого определения можно выделить ряд следующих признаков:

1. Право - это совокупность норм установленных или санкционированных государством.

2. Правовые нормы отличаются от других социальных норм, а) формальной определенностью, так как право это нормы изложенные в законах и др. нормативных актах.

3. Государство выступает гарантом соблюдения законности, посредством поощрительных мер воздействия, а также посредством карательных и право - восстановительных санкций.

4. Правовые нормы воздействуют на поведение людей непосредственно или через правовые отношения, образующиеся между физическими и (или) юридическими лицами.

К позитивной черте нормативного подхода следует отнести то, что лишь при таком понимании права могут быть обеспеченны законность, господство права, восходящее к его официальному установлению и единообразному пониманию.

Ущербность нормативного подхода усматривается в его отрицании обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему

Понятие и признаки права

Право— явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т. п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, эстетических и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т. п.).

Во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право (или собственно право) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п. ), которые субъективном смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и от его воли и сознания.

Если объективное право — это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Вместе с тем следует не забывать, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения, и обязанность государства — признавать и защищать эти права.

Признаки права:

1) волевой характер (право есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства общества).

2) общеобязательность (в этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов);

3) нормативность (означает, что право, прежде всего, состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих большое количество общественных отношений);

4) связь с государством (означает, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью);

5) формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязательно должно быть объективировано, воплощено во вне);

6) системность (означает, что право не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль).

Признаки подзаконных актов

1) содержат в себе только те нормы, которые уже закреплены в законах. Новые нормы подзаконные акты вводить не могут;

2) обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то применяется закон).

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 - 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

48. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона

Действие закона во времени - от момента вступления в законную силу (при специальном указании в законе) либо в порядке, предусмотренном действующим законодательством, до прекращения его действия (отмены).

Нормативные правовые акты вступают в действие (силу): с момента принятия, с момента опубликования (неопубликованные акты не имеют юридической силы и не могут применяться); с момента, указанного в самом акте.

Согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".

Отраслевые общности

Правовые общности: публичное и частное право, материальное и процессуальное.

Деление на частное и публичное право- это разделение на группы, которые систематизируют пра­вовые нормы, служащие для обеспечения обще­значимых (публичных) интересов, т. е. интересов го­сударства и общества в целом (конституционное, административное, уголовное, процессуальное, фи­нансовое, военное право), и правовые нормы, кото­рые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и Т. д.).

Публичное правоНепосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство. Частное правоПризвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юри­дических), которые имеют властные полномочия и вы­ступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появ­лением и развитием института частной собственно­сти и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновремен­но с частной собственностью.

Материальное и процессуальное право. В правовой науке все юридические нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Первые - регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д. Вторые - определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

Принципы правотворчества.

Выделяют 5 принципов правотворчества: законность, гласность, справедливость, научность, демократизм.

1. Законность. Рассматривая принцип законности важно учитывать два момента. Во-первых, каждый НПА должен приниматься государственным органом только в пределах его компетенции и только в установленном соответствующими нормативными актами процедурном порядке. Во-вторых, принципу законности должно удовлетворять и содержание НПА, не должно быть противоречий с уже принятыми нормативными актами, обладающими по сравнению с ним более высокой юридической силой.

2. Гласность. Этот принцип не должен наносить ущерб интересам общества и государства. Т.е. тексты принимаемых и принятых НПА должны быть доведены до сведения граждан. Проекты законов должны публиковаться, обсуждаться на собраниях трудовых коллективов, в печати, на телевидении.

3. Справедливость. Устанавливает равенство прав и обязанностей для всех субъектов права независимо от их происхождения, социального положения, отношения к религии, принадлежности к той или иной политической партии.

4. Научность. Заключается в учете и разработке текста научных рекомендаций экономических, политических, идеологических, юридических обоснований необходимости принятия данного НПА.

5. Демократизм. Заключается в участии народа в обсуждении и принятие НПА. Непосредственной формой демократии в правотворчестве является принятие НПА на референдуме.

Виды правотворчества.

1. Непосредственное правотворчество народа.

Проявлением данной формы правотворческой деятельности является референдум, который проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. При этом итоги народного правотворчества (референдума), в отличие от правотворчества других видов, являются окончательными и не могут быть изменены ни в каком порядке.

2. Правотворчество государственных органов.

Это деятельность, в результате которой формируется система российского законодательства. В состав данного законодательства входят: законы и подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения территориальных исполнительных органов).

3. Санкционированное правотворчество

Это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой становятся подзаконные нормативные акты и предписания.

Официальное опубликование

Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ, актов Правительства РФ такими изданиями являются "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации" (ст. 4 ФЗ от 14.06.94 N 5-ФЗ, ст. 2 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 N 5-ФЗ официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

При определении, какая публикация является первой, следует учесть положения п. 6 Постановления Конституционного Суда от 24.10.96 N 17-П, в котором на конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта. В частности, указывается, что дата выпуска "Собрания законодательства Российской Федерации" не может считаться днем его обнародования, так как она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента реально еще не обеспечивается получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты "Российской газеты" и "Собрания законодательства Российской Федерации" и самостоятельно делать вывод, какая дата является реальной датой обнародования НПА.

Объект правоотношения

Объект правоотношения - это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений; то, по поводу чего они вступают в юридические связи.

Выделяют два подхода к пониманию данной категории:

1. согласно первому из них, объектом могут выступать только действия субъектов, поступки людей, повеление участников правоотношений, так как именно на него направлено регулирующее воздействие юридической нормы;

2. согласно второму (поддерживаемому большинством ученых), объектом правоотношения является не само поведение, а те явления окружающего мира, по поводу которых люди вступают в отношения друг с другом. Таковыми могут быть:

материальные блага (веши, предметы, ценности) — они характерны для гражданских правоотношений;

нематериальные личные блага (жизнь, честь, достоинство, свобода, безопасность, неприкосновенность человека) — типичны для уголовных, гражданских и процессуальных правоотношений;

поведение субъектов и его результаты (действие или бездействие субъектов, услуги и т. п.) — характерны для административных, хозяйственных правоотношений, отношений в сфере бытового обслуживания и др.;

продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, научные открытия, изобретения и т. д.). Следует отметить особенно широкое распространение такого объекта, как интеллектуальная собственность, под которой понимают материально выраженные продукты умственной деятельности человека, востребованность которых признана государством в нормативной форме. К сожалению, данный объект еще не получил надлежащей защиты в российской правовой системе, о чем свидетельствует широко распространенное интеллектуальное «пиратство»;

ценные бумаги, официальные документы (акции, векселя, деньги, дипломы, аттестаты и т. п.) — характерны для финансовых, хозяйственных, гражданских и иных правоотношений.

Современное гражданское законодательство в ст. 128 ГК. РФ дает весьма четкий перечень различных видов объектов гражданских прав. Вместе с тем в ст. 129 ГК РФ оно обращает внимание на то, что есть объекты, изъятые из оборота (атомное оружие, космическая техника и проч.), и объекты, ограниченные в обороте, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо допускаются в оборот только по специальному разрешению (земля, полезные ископаемые, огнестрельное оружие и т. д.).

Содержание правоотношения образуют субъективные юридические права и юридические обязанности участников правоотношения.

Субъективное юридическое право представляет собой меру возможного поведения лица, обеспечиваемую исполнением юридических обязанностей другими лицами и гарантируемую государством. Принадлежащее лицу право называется субъективным потому, что только от воли субъекта зависит, как именно он его реализует. Под юридической обязанностью понимается мера должного поведения лица, соответствующая нормам права и обеспеченная возможностью государственного принуждения. Юридическая обязанность может иметь активный, пассивный или негативный характер. Активная обязанность состоит в совершении определенных действий. Пассивнаязаключается в воздержании от совершения определенных действий. Негативная наступает в случае совершения правонарушения и состоит в претерпевании правонарушителем неблагоприятных последствий, являющихся результатом его неправомерного поведения.

Виды правоотношений:

Классификация правовых отношений осуществляется по различным основаниям.

1) Прежде всего, правоотношения, как и юридические нормы, можно разделитьпо отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений.

2) Виды правоотношений по характеру содержания правоотношения:

· общерегулятивные;

· регулятивные;

· охранительные.

Общерегулятивные правоотношения субъектов связаны непосредственно с законом. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы).

Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами.

Охранительныеправоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

3) Виды правоотношений в зависимости от степени определенности сторон:

· относительные;

· абсолютные.

В относительных конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). Вабсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона — это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

4)Виды правоотношений по характеру обязанности правоотношения:

· активные;

· пассивные.

В правоотношенияхактивного типаобязанность одной стороны состоит в совершении определенных действий, а право другой — лишь в требовании исполнить эту обязанность

Наши рекомендации