Основные подходы в определении содержания семейного правоотношения.
Содержание семейного правоотношения составляют установленные нормами семейного права субъективные права и юридические обязанности его участников, приобретаемые ими при возникновении юридических фактов, предусмотренных семейным законодательством.
Субъективное право – это мера дозволенного поведения субъекта, а юридическая обязанность – мера его должного поведения. Субъективное право включает в себя право на собственное положительное действие и право требовать исполнение встречной обязанности, при этом его реализация обеспечивается наличием юридических гарантий. Юридическая обязанность предполагает совершение обязанным лицом определенного законом или договором действия либо воздержание от его совершения под угрозой применения к нарушителю мер ответственности или наступления иных негативных последствий.
Субъективные права и юридические обязанности создают правовую связь между участниками семейных отношений. По определенности сторон правоотношения последние можно разделить на относительные и абсолютные.
A. М. Белякова и E. М. Ворожейкин утверждали, что субъективные семейные права по своей правовой природе выступают в качестве относительных прав[1]. М. В. Антокольская отмечает, что более типичными для семейного права являются чисто относительные правоотношения и относительные правоотношения с абсолютным характером защиты, а чисто абсолютные правоотношения нетипичны[2]. В качестве примера приводится правоотношение родителей и детей, относительное по своей структуре, но абсолютное по характеру защиты родительских прав, ибо все лица обязаны воздерживаться от их нарушения. На наличие в семейных правах "оттенков абсолютности" указывали О. С. Иоффе[3], А. М. Белякова, E. М. Ворожейкин[4], В. А. Рясенцев[5] и др.
B. А. Рясенцев предложил оригинальную, хотя и небесспорную, классификацию правоотношений в семейном праве с учетом сочетания в них относительного и абсолютного характера[6]. Применительно к возможности разграничения семейных отношений на абсолютные и относительные А. М. Рабец верно замечает, "что абсолютных правоотношений в чистом виде в семейном праве не бывает. Их можно представить себе лишь теоретически, в качестве охранительных правоотношений, устанавливая их абсолютную охрану от любого возможного нарушения права"[7].
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что семейные правоотношения носят относительный характер, где всегда четко обозначены управомоченное и обязанное лица (ребенок и родитель в родительском правоотношении, получатель и плательщик алиментов в алиментном обязательстве, опекун и подопечный в отношениях по опеке (попечительству) и т.д.).
Семейные права и обязанности в силу их ролевого распределения между субъектами носят строго личный характер и не могут отчуждаться[8] и переходить ни по наследству, ни по договору. Невозможно себе представить передачу родительских прав. Даже при усыновлении ребенка между ним и усыновителем возникает самостоятельное правоотношение, нс основанное на прежнем родительском правоотношении. Равно не могут быть переданы права и обязанности супругов, алиментные права и обязанности и т.д.
Справедливости ради надо заметить, что непередаваемость (неотчуждаемость) некоторых семейных прав не является абсолютной истиной, а в большей степени связана с национальными особенностями регулирования семейных отношений российским законодательством[9].
От непередаваемости семейных прав и обязанностей следует отличать их реализацию через представителя. Большинство прав и обязанностей не могут быть реализованы действиями других лиц: право ребенка на воспитание, право на выражение ребенком своего мнения могут быть реализованы только им самим; исключена реализация прав или обязанностей супругов, опекунов, усыновителей, родителей через представителя.
Нельзя прекратить семейные права и обязанности путем фактического отказа от них. Как правило, такой отказ влечет негативные последствия (лишение родительских прав, взыскание алиментов в принудительном порядке или применение мер ответственности за нарушение этой обязанности, расторжение брака и т.п.)• Однако по решению суда родители могут быть лишены родительских прав или ограничены в них, что не прекращает само родительское правоотношение, а лишь поражает родителей в их правах, основанных на родстве с ребенком. Только судебное решение либо акт государственного органа (органа опеки и попечительства или органа ЗАГС) может стать основанием прекращения семейного правоотношения (при усыновлении, отмене опеки (попечительства), при расторжении брака).
Смерть как юридический факт всегда влечет прекращение семейных прав и обязанностей субъекта в силу личного характера семейных правоотношений.