Частный и публичный интерес в семейном праве.

Категория «публичный», активно используемая в настоящее время в юриспруденции, имеет ярко выраженное государственно-правовое значение. Поскольку в основе публичного интереса лежит объективно существующий интерес общества и государства, логично заключить, что и сам публичный интерес объективен. Реализация его в праве в большинстве своем зависит от своевременного и правильного осознания действительных и «разумных» общественных интересов. В сфере семейного права государство, выступая в качестве носителя публичной власти, организует, регулирует и обеспечивает социальные связи, являющиеся пред- метом семейного права, но не участвует непосредственно в семейных правоотношениях, так как не является их субъектом. Но именно в семейном праве публичный интерес проявляется в двух своих формах – как общественный и государственный интерес. Публичный интерес в регулировании семейных отношений непосредственно выражен в нормах Конституции Российской Федерации (ст. 7 и ст. 38), в соответствии с которыми в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, а также защита со стороны государства семьи, материнства и детства. Социально-экономические и политические изменения, происходя- щие в современной России, ставят в центр внимания проблему взаимодействия семьи и, определения значимости семьи, ее роли в процессе обеспечения публичных интересов и границ допустимого воздействия государства на сферу частных интересов семьи и ее членов. Понятие частного1 интереса определяется путем его отграничения от публичного, посредством оперирования родовым понятием «интерес» и выделения видовых при- знаков, способных дать критерии для вы- членения их особенностей. Суть сочетания интересов различных субъектов в процессе правового регулирования состоит в попытке формирования у носителей частного интереса таких интересов, которые бы соответствовали интересам всего общества. При этом следует учитывать, что интерес направлен на получение благ, поэтому законодателю необходимо стремиться к тому, чтобы соблюдение публичных интересов было выгодным каждому носителю частно- го интереса. Средство достижения этой гармонии может выступать ограничение проявления частных интересов, не соответствующих интересам общества и государства, а также учет иерархии интересов и их выстраивание именно на стадии правотворчества. Правовое регулирование как способ воздействия на социальные связи, выражая соответствующую волю государства, уже само по себе привносит публичный эффект в структурирование и упорядочивание раз- личных по своей природе общественных отношений, в том числе обладающих част- ной сущностью. Наряду с этим наблюдается диффузия частного начала в публично- правовую сферу. Необходимо учитывать, что социальная природа интереса сама предопределяет содержание законодательства, а потому особое значение приобретают два момента: момент приоритета интересов и момент объективной необходимости обновления законодательства с решением проблемы учета и выражения интересов. Как справедливо замечено профессором А.А. Ушаковым, «при всех противоречиях между жизнью и правом, при всем отставании права от жизни… между ними имеется единство. Если это единство нарушается в силу устарелости права, то право превращается в памятник права, в своеобразную антикварную письменность. Если же оно нарушается вследствие забегания права, то последнее приобретает фантастический характер.». Основной задачей любой правовой системы является установление баланса частных и публичных интересов. Идеальная модель правового регулирования отношений в семье может быть представлена в виде связи, которой присуще доминирование интересов семьи над интересами общества. В рамках этой модели мотивы действий, поступков человека определяются интересами семьи. Эта модель характеризует такой уровень взаимоотношений, когда интересы семьи согласованы с интересами общества и, наоборот, развитие общества способствует всестороннему развитию полноценной семьи. Роль семьи в обществе не сравнима с ролью ни одного другого социального института. Семья выступает как коллектив первичной социализации, как единственный, по сути, воспитательный институт, влияние которого человек ощущает от рождения и до последних дней. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, в ней с наибольшей полнотой раскрываются индивидуальные качества личности, ее внутренний мир. Становление и развитие гражданского общества вызвало существенные коррективы в законодательном регулировании многих сторон жизни семьи. Современная семья живет и развивается как основная правовая и социальная структура, поэтому трудности, наблюдающиеся в обществе, не обходят ее стороной. Следствием этого является нарушение основных семейных устоев, проявляющихся в частности, в снижении брачности, проблемах рождаемости, росте числа безнадзорных детей и детей, оставшихся без родительского попечения.





Публично-правовое начало присутствует в семейном праве в разных институтах в различной мере. Результатом многих исследований стал вывод о том, что чисто Т.В. Шершень 152 частноправовых отношений, полностью лишенных публичного элемента, в природе не существует. И.А. Покровский прозорливо заметил это, указав, что «жизнь заставляет во многих случаях прибегать к известному комбинированию обоих указанных приемов, и если мы разделяем области публич- ного и частного права одну от другой, то мы руководимся лишь тем основным принципом, на котором каждая из них построена». Необходимый публичный элемент, на наш взгляд, должен применяться в целях защиты слабой стороны (как правило, нетрудоспособных и несовершенно- летних участников семейных отношений) и установления разумного соотношения между публичным и частным интересами.

Наши рекомендации