Органы при Президенте Российской Федерации.

Государственный совет -совещательный орган, со­действующий реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функциониро­вания и взаимодействия органов государственной власти. В состав Государственного совета входят Председатель -в этом качестве выступает Президент РФ, и члены, кото­рыми по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государ­ственной власти) субъектов РФ.

По решению Президента РФ в состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших испол­нительных органов государственной власти) субъектов РФ два и более срока подряд, имеющие большой опыт публич­ной (государственной и общественной) деятельности.

Для решения оперативных вопросов создается Пре­зидиум Государственного совета из семи членов Государ­ственного совета. Персональный состав Президиума Го­сударственного совета определяется Президентом каждые полгода. Он рассматривает план работы Государственного совета, а также повестку дня его очередного заседания и ма­териалы к заседанию.

Для оказания консультативной помощи членам Госу­дарственного совета, Президиума Государственного совета по вопросам, включенным в план работы Государственного совета, формируется консультативная комиссия Государ­ственного совета. Ее персональный состав также опреде­ляется Президентом РФ. По решению Президента в состав консультативной комиссии Государственного совета могут быть включены лица, имеющие опыт публичной (государ­ственной и общественной) деятельности. Члены консуль­тативной комиссии Государственного совета участвуют в работе Государственного совета на общественных началах или на платной основе.

Основным органом, обеспечивающим работу Президен­та РФ, является Администрация Президента, правовой ста­тус которой урегулирован Положением об Администрации ^резидента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 06.04.2004 № 490.

Администрация формируется в целях: обеспечения реа­лизации Президентом РФ полномочий главы государства; осуществления контроля за исполнением решений Прези­дента РФ; подготовки предложений Президенту РФ о ме­рах, направленных па охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целост­ности; содействия Президенту РФ в определении основ­ных направлений внутренней и внешней политики госу­дарства и т д.

Б целях обеспечения деятельности Президента РФ Администрация осуществляет следующие функции: ор­ганизация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу в порядке за­конодательной инициативы; подготовка проектов заключе­ний на законопроекты, принятые Государственной Думой; подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении; подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президен­та РФ, а также аналитических докладов, справок и иных не­обходимых Президенту РФ документов и др.

Общее руководство Администрацией осуществляет Пре­зидент РФ.

Органом, помогающим в решении возложенных на Пре­зидента задач, является СоветБезопасности. Правовой статус этого органа урегулирован Положением о Сове­те Безопасности, утвержденным Указом Президента РФ от 07.06.2004 № 726.

Совет Безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Прези­дента РФ по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важ­ных интересов личности, общества и государства от вну­тренних и внешних угроз, проведения единой государ­ственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Основными задачами Совета Безопасности являются: обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целост­ности, организации взаимодействия органов государствен­ной власти, определению основных направлений внутрен-

Вопросы и задания для самоконтроля ней и внешней политики государства; решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.

К основным функциям Совета Безопасности относятся: / рассмотрение вопросов внутренней, внешней и воен­ной политики Российской Федерации в области обе­спечения национальной безопасности; ^ подготовка проектов решений Президента РФ по во­просам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности; ^ рассмотрение законопроектов по вопросам внутрен­ней, внешней и военной политики в области обеспе­чения национальной безопасности; ^ подготовка проектов указов Президента РФ по во­просам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельности федеральных органов испол­нительной власти, осуществляющих обеспечение на­циональной безопасности и тд.

Совет Безопасности в соответствии с Конституцией РФ формирует и возглавляет Президент РФ.

Б состав Совета Безопасности входят: Председатель Со­вета Безопасности, которым по должности является Пре­зидент РФ; Секретарь Совета Безопасности; постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом РФ по представлению Секретаря Со­вета Безопасности.

Секретарь Совета Безопасности входит в число посто­янных членов Совета Безопасности. Работой Совета Без­опасности руководит Председатель Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности оформляются протоколами заседаний Совета Безопасности. Для реализации решений Совета Безопасности могут издаваться указы, распоряже­ния и даваться поручения Президента РФ.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации: функции, структура, взаимоотношения палат.

Термин «Федеральное Собрание» впервые закреплен за парламентом России Конституцией РФ 1993 г., ст. 94 которой гласит: «Федеральное Собрание -парламент Рос­сийской Федерации -является представительным и зако­нодательным органом Российской Федерации».

Федеральное Собрание отвечает всем признакам, ха­рактеризующим классический парламент. Оно является выборным органом, нижняя палата которого -Государ­ственная Дума -формируется на основе всеобщего равно­го прямого избирательного права при тайном голосовании с использованием пропорциональной избирательной систе­мы. Это позволяет российскому многонациональному на­роду иметь своих представителей в Федеральном Собрании и свидетельствует о наличии принципа многопартийности при формировании Государственной Думы. Многопартий­ная система -необходимый элемент демократического правового государства, без которого невозможна предста­вительная демократия. Политические партии, представлен­ные в Государственной Думе, создают партийные фракции, вырабатывают единую позицию своих депутатов по важ­нейшим вопросам повестки дня.

Совет Федерации формируется органами государствен­ной власти субъектов Федерации, т.е. является органом косвенного представительства. Принцип федерализма, при­сутствующий в формировании Совета Федерации, призван обеспечивать интересы российского многонационального народа, являющегося носителем суверенитета и единствен­ным источником власти.

Будучи представительным органом государственной власти, Федеральное Собрание призвано выражать волю народа, учитывать интересы различных классов, социаль­ных слоев российского общества. Представительный харак­тер Федерального Собрания обеспечивается обязанностью членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы поддерживать связи с избирателями, информировать их о своей работе и деятельности парламента в целом, вы­ражать и отстаивать общественное мнение и государствен­ные интересы.

Федеральное Собрание состоит из профессиональных политиков, которые занимаются только депутатской ра­ботой и получают за это материальное вознаграждение. Вопросы, отнесенные к компетенции палат Федерального Собрания, решаются посредством четко прописанных в ре­гламентах палат Федерального Собрания парламентских процедур.

Компетенция палат Федерального Собрания определена исходя из принципа разделения властей и включает приня­тие законов, бюджета и контроль за деятельностью иных государственных органов в пределах полномочий, закре­пленных Конституцией РФ.

Должное выполнение представительной функции Фе­деральным Собранием обеспечивает исполнение главной, а именно законодательной функций. Законодательная функция Федерального Собрания является наиболее важ­ной и объемной. Посредством законов Федеральное Со­брание осуществляет правовую регламентацию: основных прав, свобод и обязанностей личности на территории Рос­сии; экономической, политической, социальной основ кон­ституционного строя; федеративного устройства России; порядка организации и деятельности органов государствен­ной власти и местного самоуправления. Законы, принятые Федеральным Собранием, обладают верховенством в пра­вовой системе. Благодаря этому обеспечивается единство правового регулирования на территории России.

Хотя Конституция РФ не называет в числе функций Федерального Собрания контрольную, тем не менее Феде­ральное Собрание наделено контрольными полномочиями, которые в совокупности позволяют говорить о наличии контрольной функции российского парламента. 30 декабря 2008 г. был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в от­ношении Правительства Российской Федерации», что яв­ляется подтверждением наличия у Федерального Собрания контрольной функции.

Контрольная функция представляет комплекс различ­ных мер по постоянному наблюдению и проверке деятель­ности системы исполнительных органов, а также по устра­нению выявленных в результате такой проверки нарушений и предупреждению возможных несоответствий.

Основными направлениями парламентского контро­ля, осуществляемого палатами Федерального Собрания,

следует считать контроль за соблюдением федеральных законов, за исполнением федерального бюджета. Те­кущий контроль за расходованием бюджетных средств осуществляет образованная палатами Федерального Со­брания Счетная палата РФ, выполняющая их поручения и наделенная правом давать общую оценку исполнения федерального бюджета. Последующий контроль за испол­нением федерального бюджета осуществляется при пред­ставлении в Государственную Думу Правительством РФ отчетов об исполнении федерального бюджета в истекшем году, который утверждается в дальнейшем соответствую­щим федеральным законом.

Федеральное Собрание осуществляет контроль за рас­поряжением федеральной государственной собственностью посредством ежегодного заслушивания отчета Правитель­ства РФ о результатах приватизации федерального имуще­ства за прошедший год.

Через назначаемого Государственной Думой Уполно­моченного по правам человека в Российской Федерации Федеральное Собрание контролирует соблюдение и охрану прав и свобод граждан.

Российский парламент влияет также на судьбу находя­щихся на территории РФ культурных ценностей, переме­щенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны. Это влияние обусловлено тем, что в Федеральном зако­не от 15.04.1998 № 64-ФЗ, посвященном данному вопро­су, установлено, что передача другому государству таких ценностей допускается только на основе федерального за­кона.

Важной формой реализации контрольной функции Федерального Собрания являются парламентские рассле­дования, позволяющие контролировать деятельность ис­полнительной власти, разрешать конфликтные ситуации в случаях массовых нарушений прав человека, расследовать сооытия, имеющие большой общественный резонанс. Феде­ральное Собрание реализует контрольную функцию также посредством депутатских запросов, парламентских запро­сов, вопросов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат; Государ-гвенной Думы и Совета Федерации, которые иногда на­зывают нижней и верхней палатой. Данная терминология ляется условной. Она обусловлена особенностями законодателъного процесса, в котором проект закона совершает путь снизу вверх. Сначала его рассматривает Государствен­ная Дума (нижняя палата), а затем -Совет Федерации (верхняя палата).


Наши рекомендации