Органы при Президенте Российской Федерации.
Государственный совет -совещательный орган, содействующий реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В состав Государственного совета входят Председатель -в этом качестве выступает Президент РФ, и члены, которыми по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.
По решению Президента РФ в состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ два и более срока подряд, имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности.
Для решения оперативных вопросов создается Президиум Государственного совета из семи членов Государственного совета. Персональный состав Президиума Государственного совета определяется Президентом каждые полгода. Он рассматривает план работы Государственного совета, а также повестку дня его очередного заседания и материалы к заседанию.
Для оказания консультативной помощи членам Государственного совета, Президиума Государственного совета по вопросам, включенным в план работы Государственного совета, формируется консультативная комиссия Государственного совета. Ее персональный состав также определяется Президентом РФ. По решению Президента в состав консультативной комиссии Государственного совета могут быть включены лица, имеющие опыт публичной (государственной и общественной) деятельности. Члены консультативной комиссии Государственного совета участвуют в работе Государственного совета на общественных началах или на платной основе.
Основным органом, обеспечивающим работу Президента РФ, является Администрация Президента, правовой статус которой урегулирован Положением об Администрации ^резидента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 06.04.2004 № 490.
Администрация формируется в целях: обеспечения реализации Президентом РФ полномочий главы государства; осуществления контроля за исполнением решений Президента РФ; подготовки предложений Президенту РФ о мерах, направленных па охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; содействия Президенту РФ в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства и т д.
Б целях обеспечения деятельности Президента РФ Администрация осуществляет следующие функции: организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы; подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой; подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении; подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту РФ документов и др.
Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ.
Органом, помогающим в решении возложенных на Президента задач, является СоветБезопасности. Правовой статус этого органа урегулирован Положением о Совете Безопасности, утвержденным Указом Президента РФ от 07.06.2004 № 726.
Совет Безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.
Основными задачами Совета Безопасности являются: обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутрен-
Вопросы и задания для самоконтроля ней и внешней политики государства; решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.
К основным функциям Совета Безопасности относятся: / рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности; ^ подготовка проектов решений Президента РФ по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности; ^ рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности; ^ подготовка проектов указов Президента РФ по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих обеспечение национальной безопасности и тд.
Совет Безопасности в соответствии с Конституцией РФ формирует и возглавляет Президент РФ.
Б состав Совета Безопасности входят: Председатель Совета Безопасности, которым по должности является Президент РФ; Секретарь Совета Безопасности; постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности.
Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности. Работой Совета Безопасности руководит Председатель Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности оформляются протоколами заседаний Совета Безопасности. Для реализации решений Совета Безопасности могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента РФ.
Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации: функции, структура, взаимоотношения палат.
Термин «Федеральное Собрание» впервые закреплен за парламентом России Конституцией РФ 1993 г., ст. 94 которой гласит: «Федеральное Собрание -парламент Российской Федерации -является представительным и законодательным органом Российской Федерации».
Федеральное Собрание отвечает всем признакам, характеризующим классический парламент. Оно является выборным органом, нижняя палата которого -Государственная Дума -формируется на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании с использованием пропорциональной избирательной системы. Это позволяет российскому многонациональному народу иметь своих представителей в Федеральном Собрании и свидетельствует о наличии принципа многопартийности при формировании Государственной Думы. Многопартийная система -необходимый элемент демократического правового государства, без которого невозможна представительная демократия. Политические партии, представленные в Государственной Думе, создают партийные фракции, вырабатывают единую позицию своих депутатов по важнейшим вопросам повестки дня.
Совет Федерации формируется органами государственной власти субъектов Федерации, т.е. является органом косвенного представительства. Принцип федерализма, присутствующий в формировании Совета Федерации, призван обеспечивать интересы российского многонационального народа, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти.
Будучи представительным органом государственной власти, Федеральное Собрание призвано выражать волю народа, учитывать интересы различных классов, социальных слоев российского общества. Представительный характер Федерального Собрания обеспечивается обязанностью членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы поддерживать связи с избирателями, информировать их о своей работе и деятельности парламента в целом, выражать и отстаивать общественное мнение и государственные интересы.
Федеральное Собрание состоит из профессиональных политиков, которые занимаются только депутатской работой и получают за это материальное вознаграждение. Вопросы, отнесенные к компетенции палат Федерального Собрания, решаются посредством четко прописанных в регламентах палат Федерального Собрания парламентских процедур.
Компетенция палат Федерального Собрания определена исходя из принципа разделения властей и включает принятие законов, бюджета и контроль за деятельностью иных государственных органов в пределах полномочий, закрепленных Конституцией РФ.
Должное выполнение представительной функции Федеральным Собранием обеспечивает исполнение главной, а именно законодательной функций. Законодательная функция Федерального Собрания является наиболее важной и объемной. Посредством законов Федеральное Собрание осуществляет правовую регламентацию: основных прав, свобод и обязанностей личности на территории России; экономической, политической, социальной основ конституционного строя; федеративного устройства России; порядка организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Законы, принятые Федеральным Собранием, обладают верховенством в правовой системе. Благодаря этому обеспечивается единство правового регулирования на территории России.
Хотя Конституция РФ не называет в числе функций Федерального Собрания контрольную, тем не менее Федеральное Собрание наделено контрольными полномочиями, которые в совокупности позволяют говорить о наличии контрольной функции российского парламента. 30 декабря 2008 г. был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации», что является подтверждением наличия у Федерального Собрания контрольной функции.
Контрольная функция представляет комплекс различных мер по постоянному наблюдению и проверке деятельности системы исполнительных органов, а также по устранению выявленных в результате такой проверки нарушений и предупреждению возможных несоответствий.
Основными направлениями парламентского контроля, осуществляемого палатами Федерального Собрания,
следует считать контроль за соблюдением федеральных законов, за исполнением федерального бюджета. Текущий контроль за расходованием бюджетных средств осуществляет образованная палатами Федерального Собрания Счетная палата РФ, выполняющая их поручения и наделенная правом давать общую оценку исполнения федерального бюджета. Последующий контроль за исполнением федерального бюджета осуществляется при представлении в Государственную Думу Правительством РФ отчетов об исполнении федерального бюджета в истекшем году, который утверждается в дальнейшем соответствующим федеральным законом.
Федеральное Собрание осуществляет контроль за распоряжением федеральной государственной собственностью посредством ежегодного заслушивания отчета Правительства РФ о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год.
Через назначаемого Государственной Думой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Федеральное Собрание контролирует соблюдение и охрану прав и свобод граждан.
Российский парламент влияет также на судьбу находящихся на территории РФ культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны. Это влияние обусловлено тем, что в Федеральном законе от 15.04.1998 № 64-ФЗ, посвященном данному вопросу, установлено, что передача другому государству таких ценностей допускается только на основе федерального закона.
Важной формой реализации контрольной функции Федерального Собрания являются парламентские расследования, позволяющие контролировать деятельность исполнительной власти, разрешать конфликтные ситуации в случаях массовых нарушений прав человека, расследовать сооытия, имеющие большой общественный резонанс. Федеральное Собрание реализует контрольную функцию также посредством депутатских запросов, парламентских запросов, вопросов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
Федеральное Собрание состоит из двух палат; Государ-гвенной Думы и Совета Федерации, которые иногда называют нижней и верхней палатой. Данная терминология ляется условной. Она обусловлена особенностями законодателъного процесса, в котором проект закона совершает путь снизу вверх. Сначала его рассматривает Государственная Дума (нижняя палата), а затем -Совет Федерации (верхняя палата).