Система органов государственной власти России

Совокупность органов государственной власти РФ об-единую систему органов государственной власти,обусловленную их тесной взаимосвязью, взаимодействием и взаимозависимостью. Единство системы органов государ­ственной власти обусловлено наличием на всех уровнях ее функционирования общего и единственного источника -многонационального народа Российской Федерации, кото­рый вправе осуществлять свою власть как непосредствен­но, так и через систему органов государственной власти (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).

Основой системы органов государственной власти явля­ется их организационное единство, поскольку одни орга­ны назначаются другими, одни руководят деятельностью других, подконтрольны или подотчетны другим. Единство системы органов государственной власти РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

В соответствии с принципом разделения властей в систе­ме органов государственной власти принято выделять три вида органов государственной власти: законодательные, ис­полнительные и судебные, которые составляют подсистемы единой системы органов государственной власти России.

1 Законодательные (представительные) органы государ­ственной власти -это прежде всего Федеральное Собра­ние РФ и законодательные (представительные) органы го­сударственной власти субъектов РФ. Основная особенность этих органов заключается в их представительном составе, так как они избираются народом, выражают волю россий­ского многонационального народа или его части, придают ей общеобязательный характер.

Законодательные (представительные) органы государ­ственной власти являются постоянно действующими выс­шими и единственными органами законодательной власти соответственно Российской Федерации и субъектов Фе­дерации. Они принимают законы - акты высшей юриди­ческой силы, которым должны соответствовать правовые акты других органов государственной власти, а также ор­ганов местного самоуправления. Посредством законов за­конодательные органы государственной власти определя­ют правовой статус иных органов государственной власти и органов местного самоуправления, решают основные во­просы государственной жизни.

2 Исполнительные органы государственной власти вклю­чают Президента России; Правительство РФ; федеральные

министерства, государственные комитеты; высших долж­ностных лиц субъектов РФ (руководителей высших испол­нительных органов государственной власти субъектов РФ), правительства и администрации субъектов РФ.

Исполнительные органы государственной власти вы­полняют две основные функции; исполнительную и распо­рядительную. Исполнительная функция заключается в ис­полнении актов законодательных органов государственной власти и правовых актов вышестоящих исполнительных органов государственной власти. Распорядительная функ­ция предполагает организацию исполнения этих актов по­средством своих распоряжений. Органы исполнительной власти по территории деятель­ности подразделяют на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные -это Президент РФ, Правительство РФ, феде­ральные министерства, государственные комитеты, ведомства. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации -это высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), правительства субъектов Федерации, их ми­нистерства, комитеты.

По характеру полномочий исполнительные органы госу­дарственной власти принято классифицировать на органы общей компетенции, решающие все общие вопросы государ­ственного управления, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами государ­ственного управления.

Исполнительные органы государственной власти специ­альной компетенции делят на отраслевые, ведающие во­просами отдельной сферы государственного управления (министерства), и межотраслевые, решающие определен­ные вопросы в сферах государственного управления (Фе­деральная антимонопольная служба).

Исполнительные органы государственной власти также принято делить на коллегиальные и единоначальные. К коллегиальным. органам государственной власти относятся пра­вительства, администрации субъектов РФ, принимающие решения коллегиально. Единоначалъными исполнительными органами государственной власти являются министерства, службы, агентства, в которых решения принимаются и прово­дятся в жизнь распоряжениями руководителей этих органов.

Особую группу органов государственной власти, являю­щихся исполнительными, составляют органы прокуратуры.

3 Судебная власть в Российской Федерации согласно гл. 7 Конституции РФ осуществляется посредством консти­туционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Существование самостоятельного и неза­висимого суда предопределено функцией, которую призвана выполнять судебная власть при взаимоотношениях с други­ми ветвями власти, так как именно здесь обеспечивается не­посредственное действие основных норм Конституции РФ во всех без исключения сферах применения права.

Судебная власть осуществляется исключительно судеб­ными органами. Судебная система России включает в себя федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и авто­номных округов, районные суды, военные и специализиро­ванные суды), федеральные арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ). К судам субъектов РФ следует от­носить аналогичные органы конституционного контроля (уставные суды) и мировых судей.

Конституционными принципами правосудия являются: независимость судей; неприкосновенность судей; несме­няемость судей; равенство всех перед законом и судом; презумпция невиновности; состязательность и равнопра­вие сторон; гласность судебного процесса; участие граждан в отправлении правосудия.

Наши рекомендации