Конституционный контроль — особый вид правоохранительной деятельности.

Заключается в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны.

В России Конституционный Суд решает вопросы о соответствии Конституции федеральных законов, актов Правительства, Государственной думы, Совета Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации.

14 Референдум РФ : порядок назначения, подготовки и проведения.

Референдум

Конституция РФ высшим непосредственным выражени­ем воли народа называет референдум (ч. 3 ст. 3).

Референ­дум представляет собой голосование граждан по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, решение которого имеет высшую юридическую силу и обя­зательно для исполнения органами, организациями, граж­данами.

Отличительной чертой решения, принятого на референдуме, является его императивный ха­рактер.

Оно не может быть отменено или изменено иначе, как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или из­менения такого решения.

Референдумы подразделяют на общеобязательные и фа­культативные.

Обязательным следует признать рефе­рендум, проведение которого предусмотрено Консти­туцией РФ или другим нормативным правовым актом.

Например, обязательным является проведение референ­дума по вопросу объединения двух и более субъектов РФ в один, новый субъект Федерации.

Факультативным яв­ляется референдум, проведение которого не обязатель­но.

Решение вопроса о назначении референдума зависит от усмотрения компетентного органа, обладающего правом назначать референдум, либо от наличия установленной законом инициативы.

По территории проведения референдумы бывают:

феде­ральные,

республиканские (региональные)

и местные.

Правовое регулирование порядка проведения референ­дума осуществляется Федеральным конституционным за­коном от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» и законами субъектов РФ1.

Рассмотрим поря­док проведения федерального референдума.

Субъектом права на референдум является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет и об­ладающий обшей правоспособностью. Не имеют права уча­ствовать в референдуме граждане, признанные судом неде­еспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

На федеральный референдум не могут быть вынесены вопросы:

1) об изменении статуса субъекта РФ, закрепленного Конституцией РФ;

2) о досрочном прекращении или продлении срока пол­номочий Президента РФ, Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов Президен­та РФ, депутатов Государственной Думы либо о пе­ренесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении пол­номочий лиц, замещающих государственные долж­ности РФ;

4) о персональном составе федеральных органов го­сударственной власти, иных федеральных государ­ственных органов;

5) об избрании, досрочном прекращении, приостановле­нии или продлении срока полномочий органов, об­разованных в соответствии с международным дого­вором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с между­народным договором РФ, а также о создании таких органов, либо о назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным догово­ром РФ;

6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспе­чению здоровья и безопасности населения;

7) отнесенные Конституцией РФ, федеральными консти­туционными законами к исключительной компетен­ции федеральных органов государственной власти.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сфор­мулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, на него можно было дать только однозначный ответ и была исключена неопределен­ность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и прово­диться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории России, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного поло­жения.

Федеральный конституционный закон «О референду­ме Российской Федерации « предусматривает возможность выдвижения инициативы проведения референдума по тре­бованию не менее 2 млн граждан Российской Федерации. При этом на один субъект РФ должно приходиться не бо­лее 50 тыс. подписей участников референдума, место жи­тельства которых находится на территории данного субъ­екта РФ. Следовательно, подписи в поддержку проведения референдума должны быть собраны не менее чем в 40 субъ­ектах РФ.

Граждане Российской Федерации, желающие поставить вопрос о проведении референдума, должны образовать инициативную группу, состоящую из региональных под­групп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ. В каждую региональную подгруппу инициативной груп­пы по проведению референдума должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта РФ, где образована региональная подгруппа.

Избирательная комиссия субъекта РФ, получив хода­тайство о регистрации региональной подгруппы, уведом-п«рт ПИК РФ о вшюосе референдума. ЦИК РФ в течение 10 дней со дня первого такого уведомления проверяет соот­ветствие вопроса референдума требованиям федерального конституционного закона и принимает соответствующее решение.

Если ЦИК РФ установила несоответствие вопроса ре­ферендума требованиям федерального конституционного закона, она доводит это решение до сведения всех избира­тельных комиссий субъектов РФ.

Если ЦИК РФ установит соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему докумен­тов требованиям федерального конституционного закона, она в течение 10 дней принимает решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума. В ре­гистрационном удостоверении, выданном инициативной группе, указывается дата окончания срока сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума.

Сбор подписей в поддержку инициативы проведения ре­ферендума осуществляется в течение 45 дней со дня, следу­ющего за днем регистрации инициативной группы по про­ведению референдума.

Подписные листы представляются в ЦИК РФ, которая организует проверку соблюдения порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформ­ления подписных листов и достоверности сведений, содер­жащихся в подписных листах. По итогам проверки ЦИК РФ принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума.

Не позднее чем через 10 дней со дня поступления до­кументов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу рефе­рендума. В случае положительного заключения Конститу­ционного Суда Президент РФ назначает референдум.

Подготовку и проведение референдума обеспечивают комиссии референдума: ЦИК РФ, избирательные комис­сии субъектов РФ; территориальные избирательные комис­сии или избирательные комиссии муниципальных образо­вании, а также специальные территориальные комиссии Референдума в случае их сформирования, участковые из-ирательиые комиссии референдума. Специальные терри­ториальные комиссии могут быть сформированы ЦИК РФ Для руководства деятельностью участковых избирательных

комиссий, сформированных на участках референдума, ко­торые образованы на судах, находящихся в плавании и по­лярных станциях.

Референдум признается состоявшимся, если в голосова­нии приняло участие более половины участников референ­дума, внесенных в списки.

ЦИК РФ признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосова­нии. Результаты референдума признаются недействитель­ными, если итоги голосования признаны недействитель­ными на части участков референдума, на которых списки участников референдума на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем 25% от обще­го числа участников референдума, включенных в списки участников референдума.

Если результаты референдума признаны ЦИК РФ не­действительными, она назначает повторное голосование на референдуме, которое проводится не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу решения ЦИК РФ о при­знании результатов референдума недействительными.

Официальное опубликование результатов референдума осуществляется ЦИК РФ в течение трех дней со дня под­писания ею протокола о результатах.


Наши рекомендации