Каковы юридические особенности Конституции РФ 1993 г.?

Предметом регулирования Конституции РФ яв­ляются: основы конституционного строя, основы право­вого положения личности, федеративное устройство, избирательное право, система высших органов государ­ственной власти РФ, местное самоуправление, судебная власть.

По своей сущности Конституция РФ демократическая. Это проявляется: во-первых, в порядке ее принятия -впервые в истории России на всенародном референдуме; во-вторых, в закреплении в качестве основ конституцион­ного строя общечеловеческих ценностей, выработанных мировой цивилизацией и составляющих суть современно­го конституционализма; в-третьих, в закреплении баланса общественных интересов, которые должна обеспечить пу­бличная власть. Конституция РФ -это генеральное согла­шение между всеми социальными группами о фундаментальных правилах, по которым живет страна.

По форме правления Конституция РФ 1993 г. -конституция смешанной, президентски-парламентарной республики, по форме государственного устройства -федеративной.

По способу принятия Конституция РФ является всенародной, так как была утверждена на всенародном референдуме, и жесткой. По форме Конституция РФ является писаной.

Итак, Конституция РФ-основной закон государства, выражающий волю российского многонационального народа и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового положения личности, федеративное устройство, избирательную систему, систему высших органов государственной власти РФ, местное самоуправление, судебную систему.

11. Способы охраны и защиты Конституции Российской Федерации (конституционная ответственность, конституционный надзор, конституционный контроль).

Охрана конституции означает закрепление в самой кон­ституции и иных нормативных правовых актах мер профи­лактики, выявления и пресечения конституционных нару­шений, средств защиты конституционных норм.

Охрана Конституции РФ обеспечивается предписа­ниями самих конституционных норм, которые закрепля­ют обязанности Российского государства в целом, орга­нов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, а также граждан по соблюдению Конституции РФ.

Так, ст. 2 Конституции РФ провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и сво­бод человека и гражданина-обязанность государства».

В ч. 4 ст. 3 Конституции РФ указано, что «захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по фе­деральному закону».

На охрану конституционных норм направлено содер­жание всех федеральных законов и актов органов государ­ственной власти и местного самоуправления.

Примером может служить гл. 5 КоАП РФ, устанавливающая адми­нистративную ответственность за посягательства на права граждан.

Защита Конституции предполагает активные действия органов государственной власти, органов местного самоу­правления, их должностных лиц, общественных объедине­ний и граждан по устранению нарушений конституционных норм, восстановлению основных прав и свобод граждан.

Защита норм Конституции осуществляется прежде всего Федеральным Собранием РФ, которое обязано обеспечить соответствие принимаемых им нормативных правовых ак­тов Конституции РФ.

Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, определяющим в соответствии с Консти­туцией РФ основные направления внутренней и внешней политики государства, в ст. 80 Конституции назван Прези­дент РФ.

Ответственным за реализацию основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации, определенных Президентом, в соответствии с Консти­туцией является Правительство РФ. Оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента РФ постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Это предписание ст. 115 Кон­ституции РФ одна из многочисленных мер, обеспечиваю­щих верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов Российской Федерации.

Защиту норм Конституции РФ призваны осуществлять органы государственной власти субъектов РФ. Они несут ответственность за нарушение Конституции РФ, обеспечивают соответствие Конституции РФ принимаемых ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов фе­дерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

Защита Конституции РФ возложена Конституцией и на органы местного самоуправления.

Специальным органом контроля за соблюдением пред­писаний Конституции РФ в деятельности органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений и граждан является прокуратура РФ, осуществляющая общий надзор за соответствием правовых актов и действий перечислен­ных субъектов конституционно-правовых отношений Кон­ституции РФ.

Специфическим, активно действующим государствен­ным органом, призванным контролировать соблюдение норм Конституции РФ о правах и свободах человека, явля­ется Уполномоченный по правам человека в Российской Фе­дерации и аналогичные органы в субъектах РФ.

В условиях строительства правового государства неу­клонно растет роль и значение судебных органов в охране и защите Конституции РФ, и прежде всего Конституцион­ного Суда РФ, характеристика которых будет дана в других главах учебного курса.

Субъектом охраны и защиты Конституции РФ являются граждане Российской Федерации.

Формами охраны и защи­ты Конституции РФ гражданами могут быть: обращения в судебные органы, органы прокуратуры, милиции в связи с нарушением норм Конституции РФ, закрепляющей их основные права, свободы и интересы. Особую значимость имеет возможность обращения граждан России с жалобой на нарушения конституционных прав и свобод в Конститу­ционный Суд РФ.

Конституционно-правовая ответственность обладает всеми признаками, присущими юридической ответствен­ности, а также имеет собственные признаки, характеризую­щие ее как самостоятельный вид юридической ответствен­ности.

К числу признаков юридической ответственности, распространяющихся и на конституционно-правовую, от­носятся следующие:

• конституционно-правовая ответственность направ­лена против правонарушения;

• конституционно-правовая ответственность предполагает возможность применения государственного принуж­дения;

• формой государственного принуждения являются санкции, предусмотренные конституционно-право­выми нормами;

• конституционно-правовая ответственность налагается в ходе правоприменительной деятельности в порядке и формах, определенных законом.

Наряду с перечисленными признаками, характерными для любых видов юридической ответственности, консти­туционно-правовая ответственность, будучи самостоя­тельным видом юридической ответственности, имеет свои специфические признаки, обусловленные особенностями предмета правового регулирования конституционного пра­ва, а именно:

• наличие собственных юридических источников: Кон­ституция РФ; федеральные законы; конституции (уставы) и законы субъектов РФ; регламенты зако­нодательных органов государственной власти РФ, предусматривающие конституционно-правовую от­ветственность;

• наличие конституционно-правовых деликтов, суть ко­торых заключается в нарушении вышеперечисленных норм, предусматривающих конституционно-правовую ответственность;

• специфичность санкций, свойственных для консти­туционно-правовой ответственности: досрочное пре­кращение полномочий, запрет занимать определен­ные должности, отставка, досрочный отзыв депутатов и др.;

• каждой санкции в конституционно-правовой ответ­ственности соответствует присущая ей процедурная форма применения, нет единого для всех санкций конституционно-правовой ответственности порядка назначения и исполнения;

• среди санкций конституционно-правовой ответствен­ности преобладают не карательные, а предупреди­тельные;

• специфический круг субъектов конституционно-правовой ответственности, среди которых: государ­ство, органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, общественные объедине­ния, должностные лица, граждане. Конституционно-правовая ответственность наступает прежде всего за совершенное противоправное деяние (не­гативная или ретроспективная ответственность

Основанием конституционно-правовой ответственно­сти является конституционно-правовой деликт.

Конституционно-правовой деликт -это деяние (действие или бездействие) субъекта конституционно-правовых отношений, не отвечающее должному поведению, предусмотренному нормами конституционного права, и вле­кущее за собой применение мер конституционно-правовой ответственности.

Санкциями конституционно-правовой ответственности являются установленные конституционно-правовыми нор­мами меры государственного принуждения, применяемые к субъектам конституционно-правовых отношений при на­личии конституционно-правового деликта и выражающие его итоговую правовую оценку.

Виды санкций:

–отмена решения о принятии в гражданство Россий­ской Федерации; –лишение статуса беженца; – лишение государственных наград и званий; –лишение или приостановление избирательного права гражданина -активного и пассивного либо только пассивного;

–предупреждение общественному объединению в свя­зи с деятельностью, не соответствующей закону или уставу данного общественного объединения; –приостановление деятельности общественного объе­динения по решению суда; –ликвидация общественного объединения и запрет его деятельности решением суда;

–признание выборов депутатов и выборных должност­ных лиц недействительными;

–досрочное прекращение полномочий доверенных лиц, наблюдателей по решению кандидата, избирательного объединения;

–удаление из помещения для голосования члена изби­рательной комиссии, наблюдателя в случае нарушения ими избирательного законодательства, которое влияет на объективные результаты голосования;

–роспуск, прекращение полномочий органа, долж­ностного лица (например, роспуск Государственной Думы Президентом РФ, отрешение от должности выборного должностного лица местного самоуправ­ления);

– приостановление деятельности органа (например, приостановление Президентом РФ деятельности Конституционного Суда РФ в 1993–1994 гг.);

–переформирование состава органа (Президент РФ имеет право изменить состав Правительства РФ);

–отмена решения одного органа другим органом (так, Президент РФ вправе отменить постановление или распоряжение Правительства РФ, противоречащее Конституции РФ, федеральному закону, указу Пре­зидента РФ);

–отмена органом акта своего руководителя (например, Государственная Дума вправе отменить распоряже­ние Председателя палаты);

–отмена судом решения государственного органа или органа местного самоуправления;

–недоверие правительству со стороны парламента, от­каз в доверии; отставка депутата, выборного должностного лица, правительства;

отзыв депутата, выборного должностного лица изби­рателями;

прекращение полномочий депутата, выборного долж­ностного лица на основе вступившего в законную силу обвинительного судебного приговора по реше­нию соответствующего представительного органа; ^ процессуальные санкции в отношении депутатов: предупреждение, замечание, лишение слова при вы­ступлении не по теме или с использованием оскорби­тельных выражений, отключение микрофона, удале­ние из зала заседаний.

Конституционный надзор — правоохранительная деятельность по обнаружению законов и иных нормативных актов, не соответствующих Конституции. Конституционный надзор выносит требование отменить акт, признанный неконституционным, органу, принявшему данный акт (или вышестоящему по отношению к нему органу).

Назначение конституционного надзора заключается в систематическом слежении за соответствием законов и правовых актов действующей Конституции государства. Как правило, осуществляется по сообщениям о нарушениях, которые уже имеют место.

Конституционный надзор разделяется на предварительный и последующий.

Наши рекомендации