Основные черты конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации.

Республика в составе Российской Федерации - это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации.

Основные черты конституционно-правового статуса республик:

1. Республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с КРФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти;

2. Каждая республика имеет свою территорию. Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов Российской Федерации. Она может иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств. Внешняя граница республики является вместе с тем государственной границей Российской Федерации. Территория республики не может быть изменена без ее согласия. Границы между республикой и другими субъектами Российской Федерации, согласно КРФ (ст. 38), могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов;

3. Каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, включающую в себя конституцию республики, республиканские законы и другие НПА, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с РФ, другими СРФ, а также с зарубежными странами.

4. Республика пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном собрании РФ. Она вправе участвовать в разработке федеральных нормативных актов по предметам совместного ведения Федерации и республик.

5. Республики в составе самостоятельно определяют систему органов государственной власти республики в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в РФ и законодательством республики.

6. Каждая республика имеет свой представительный и законодательный орган (парламент), главу исполнительной власти или главу республики (Президента), свое правительство, Верховный суд и Высший арбитражный суд. Многие республики имеют также свой конституционный суд. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор республики, подчиненный Генеральному прокурору Российской Федерации.

7. Наличие республиканского гражданства. Каждая республика имеет свое гражданство, которое определяется республиканским законом. Наличие гражданства РФ и гражданства республики в ее составе означает не двойное гражданство, а лишь два уровня единого гражданства.

8. Наличие республиканской собственности. Она включает в себя землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, а также памятники истории и культуры. Вопросы владения республиканской собственностью регулируются законодательством РФ и законодательством республик в составе РФ, по взаимной договоренности между федеральными органами государственной власти республик в составе РФ часть природных ресурсов может приобретать статус федеральных.

9. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с русским языком - государственным языком РФ. Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на их сохранение и равноправие.

10. Республики обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций. Однако международная правосубъектность республик ограничена. Она не может противоречить КРФ и законам РФ, Федеративному договору. Ее международная деятельность координируется федеральными органами государственной власти совместно с республиками.

11. Право республик на государственную символику, включающую Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.

12. Республики не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус. Вместе с тем статус республики не может быть изменен без ее согласия. Согласно КРФ (ст. 66) статус республики может быть изменен по взаимному согласию РФ и республики в составе РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Наши рекомендации