Практика взаимоотношение законодательный , исполнительный , судебный власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации
государственную власть в России наравне с другими осуществляет
Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), причем
статья 94 Конституции, дополняя это положение определяет, что
"Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является
представительным и законодательным органом Российской Федерации".
Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что Федеральное
Собрание является высшим законодательным органом Российской Федерации и осуществляет законодательную власть на ее территории. Конституция Российской Федерации учредила парламент, который существенно отличается от ранее действовавших представительных органов, и следовательно является в определенной степени новшеством для нашего государства . В связи с этим особенно значимы два момента. [4, c.127]
Во-первых, оставаясь важным органом федеральной государственной власти, парламент не наделен более всевластными полномочиями, которые позволили бы ему, в нарушение принципа разделения властей, стать над другими федеральными органами государственной власти, определенными статьей 11 Конституции Российской Федерации (Президент, Правительство и суды Российской Федерации), и вторгаться в их компетенцию.
Во-вторых, парламент не выступает сегодня как высшее звено в
иерархической соподчиненной системе Советов, как это было прежде. Создан парламент, строго соответствующий федеральному устройству государства и разделению властей по вертикали. Это отражено и в его названии - Федеральное Собрание. Таким образом, в соответствии с принципом разделения властей, Федеральное собрание является высшим законодательным органом Российской Федерации и имеет строго определенные рамками этого принципа функции. Федеральное собрание не вмешивается в функционирование других ветвей государственной власти; Конституция определяет в качестве основной функции Федерального Собрания законотворчество и называет его поэтому законодательным органом [24].
Федеральное Собрание является высшим законодательным органом Российской Федерации. Это положение обуславливается юридической природой и сущностью принимаемых им законодательных актов. Дело в том, что Федеральное собрание принимает федеральные законы, которые имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы должны соответствовать и не противоречить Конституции Российской Федерации, в отношении же обычных законов иных нормативно-правовых актов они являются базой, определяющей основные направления и развитие нормотворчества. Обычные законы дополняют и развивают положения Конституции и федеральных законов и должны следовать и не противоречить им [4 c.129].
Сегодня при установлении разграничения предметов ведения между
Российской Федерацией и субъектами республики получили право
законодательной деятельности и активно используют это право в своих
интересах, создавая собственные законодательные органы. Кроме этого
правом нормотворчества обладают и органы других ветвей власти.
Например, Президент может издавать указы, с помощью которых можно
налагать вето на принятие законов, Правительство издает постановления и
распоряжения, также являющихся нормативно-правовыми актами. Но ни один из этих органов не имеет права принимать федеральные законы. Именно поэтому Федеральное Собрание является высшим законодательным органом Российской Федерации и несет на себе главные функции осуществления законодательной власти [4,c.137]. Субъекты Российской Федерации в зависимости от их статуса могут принимать различные законодательные акты в силу принципа разграничения полномочий. Так в соответствии с пунктом а) части первой статьи 72 Конституции республики в составе Российской Федерации могут принимать конституции и законы; края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа - уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Но вместе с этим та же статья устанавливает, что обеспечение соответствия названных правовых актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Из этого следует, что о соответствии федерального и местного законодательства
должны равным образом заботиться как Федерация в лице своих органов, так
и субъекты Федерации. На практике же нередко создаются ситуации, когда
законодательные органы субъектов Федерации, пользуясь предоставленным им Конституцией правом законодательной деятельности, превышают свои
полномочия при принятии нормативных актов. В таких случаях федеральные
органы используют свои властные полномочия для обеспечения
предусмотренного Конституцией Российской Федерации верховенства
федерального закона над законодательством субъектов Федерации. Так, к
примеру , Президент может использовать согласительные процедуры при
возникновении разногласий между федеральными органами государственной
власти и органами власти субъектов Федерации, а Конституционный Суд
имеет право отменить действие нормативного акта субъекта Федерации в
случае признания его несоответствующим Конституции Российской Федерации или федеральному закону. Федеральное Собрание как высший законодательный орган имеет ряд дополнительных полномочий в отношении иных органов государственной власти. Однако не стоит понимать это как какое-либо исключение из принципа разделения властей. Данные полномочия в совокупности составляют контрольную функцию парламента, хотя прямо в Конституции эти функции таковыми не названы и не выделены. Контрольные функции Федерального Собрания включают в себя следующие: ответственность Правительства перед Государственной Думой, участие палат в формировании государственных органов власти, контроль за исполнением государственного бюджета, право ратификации международных договоров, заслушивание должностных лиц и д.р [5, c.264]. Статья 110 Конституции Российской Федерации регулирует вопросы осуществления исполнительной власти в России. В части первой данной статьи прямо указано: "Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации." Положения этой статьи непосредственно связаны с основополагающими установлениями, содержащимися в главе Конституции об основах конституционного строя. Правительство Российской Федерации является полноправным субъектом системы осуществления государственной власти в России, именно поэтому Конституция вверяет ему реализацию полномочий одной их функциональных ветвей единой государственной власти - исполнительной. В рамках своей компетенции Правительство несет полную ответственность за осуществление этой власти на федеральном уровне. Являясь федеральным органом исполнительной власти, обладающим общей компетенцией, Правительство России призвано возглавлять всю систему
органов исполнительной власти, обеспечивать их согласованную
деятельность. При этом Правительство должно руководствоваться такими
конституционными принципами, как народовластие, федерализм, разделение
властей, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, а
также реализовывать конституционное требование приоритетности и
гарантированности прав и свобод человека и гражданина, определяющих
"смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и
исполнительной власти..." (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Правительство Российской Федерации возглавляет исполнительную власть в
России и осуществляет ее на федеральном уровне. Система федеральных
органов исполнительной власти состоит из различных министерств и
ведомств, которые также участвуют в осуществлении исполнительной власти
и в свою очередь "для осуществления своих полномочий могут создавать
свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных
лиц." (часть 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем существует система государственных органов исполнительной
власти на уровне субъектов Федерации, подчиненная Федеральному
Правительству. Статья 77 Конституции регулирует деятельность этих
органов. В части первой данной статьи указано: "Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в
соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и
общими принципами организации ... исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом."
Подписанный 31 марта 1992 года Федеративный договор отнес к компетенции Российской Федерации установление системы лишь федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности. Тем самым решение аналогичных вопросов относительно органов власти республик в составе России отошло к их ведению. Договор также передал в компетенцию Федерации установление общих принципов организации системы государственных органов власти субъектов Российской Федерации.[28,c.126]
Опираясь на эти правовые нормы, субъекты Российской Федерации снесли
изменения в свои системы органов исполнительной власти. В ряде республик
изменениям не раз подвергались системы министерств и ведомств,
закрепленные, как правило, их законами о правительствах. В некоторых
субъектах исполнительным органом общей компетенции стал единоличный
глава администрации, наряду с которым возникли региональные
правительства. Конституция Российской Федерации не называет каких-либо конкретных органов исполнительной власти субъектов Федерации; их система устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно. Вместе с этим статья 77 устанавливает некоторые требования общего характера, а именно: органы власти субъектов Федерации создаются в соответствии, во-первых, с основами конституционного строя России, а во-вторых, с общими принципами организации исполнительных органов власти,
установленными федеральным законом. Среди основ конституционного строя, имеющих прямое отношение к данному вопросу, следует назвать разделение властей, правило о том, что разграничение полномочий между
государственными органами Российской Федерацией и ее субъектов
осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного договора и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий [28, c. 223]. Хотя Конституция и предоставляет субъектам Федерации значительную самостоятельность и некоторую обособленность в установлении системы органов исполнительной власти, но все же в части второй статьи 77 устанавливает следующее положение:
"В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской
федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую
систему исполнительной власти в Российской Федерации."
Это положение отражает более тесную организационно-правовую связь
органов, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность.
Федеральные органы исполнительной власти и исполнительные органы
субъектов Федерации по соглашению могут взаимно делегировать часть своих полномочий (статья 78 Конституции). В соответствии со статьей 115 акты Правительства Российской Федерации обязательны на всей территории
России, а адресуются они обычно и федеральным, и региональным органам
исполнительной власти. Согласно Закону Российской Федерации "О
Правительстве Российской Федерации" федеральное Правительство направляет и проверяет работу правительств в республиках и администраций в других субъектах Федерации. Многие федеральные министерства и ведомства руководят деятельностью аналогичных министерств республик, отделов, управлений, комитетов и других структур краевой, областной, городской администрации [27]. Однако единство системы органов исполнительной власти в масштабе Российской Федерации не является абсолютным. Ведь речь идет о взаимосвязи органов двух уровней в федеративном государстве. Такое единство имеет рамки, оно органически увязано с распределением компетенции между Федерацией и ее субъектами и их широкой самостоятельностью в пределах своей компетенции. Направляя и проверяя деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации, федеральное Правительство, федеральные министерства и ведомства должны помнить о пределах своей компетенции и о недопустимости нарушения предусмотренной законом самостоятельности субъектов Федерации. Судебная власть, являясь органической частью государственной власти Российской Федерации, представляет собой самостоятельную ветвь власти в системе разделения властей и имеет, пожалуй, наибольшее значение, поскольку несет на себе функции осуществления правосудия в Российской Федерации. Статья 11 Конституции Российской Федерации закрепляет, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют суды. Статья 118, дополняя это положение устанавливает, что: "Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства." Непосредственно реализация судебной власти, или осуществления правосудия, происходит в установленном законом процессуальном порядке. Он в целом универсален и базируется на таких общепризнанных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, уважение личности, открытое судебное разбирательство, состязательность и равноправие сторон. Однако в зависимости от характера рассматриваемых правоотношений, т.е. от того нормы какой отрасли материального права нарушены, судопроизводство приобретает некоторые особенности. Именно поэтому осуществление судебной власти происходит путем применения конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Система судебных органов, т.е. учреждение судов в Российской Федерации, устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом на основании части 3 статьи 118. Система судов, осуществляющих в государстве судебную власть, имеет важное политическое и правовое значение и, как правило, определяется на конституционном уровне. Причем если перечень судов закреплен именно в Конституции, то никакие другие суды не могут быть учреждены при помощи обычного закона, ибо для этого необходимо изменить Конституцию. Конституционным закреплением системы судов достигаются дополнительные гарантии прав личности [3,c.36].Конституция Российской Федерации 1993 года не содержит конкретный
перечень судебных инстанций. Связано это прежде всего с тем, что в
настоящее время продолжается реформирование судебной системы, и
законодатель оставляет возможности для поиска оптимального варианта
построения судебной системы. Однако Конституция содержит следующие
положения, относящиеся к структуре судебной власти:
- действуют Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
- действуют также другие федеральные суды;
- судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и
федеральным конституционным законом;
-создание чрезвычайных судов не допускается.
Система судебных органов Российской Федерации имеет следующую структуру:
а) суды общей юрисдикции: Верховный суд Российской Федерации; Верховные суды республик в составе Российской Федерации; краевые, областные суды; суды автономной области, автономных округов; Московский и Санкт-Петербургский городские суды; районные (городские) народные суды;
б) военные суды, рассматривающие дела о преступлениях военнослужащих и
лиц, приравненных к ним по закону, учреждаются в гарнизонах, армиях,
флотилиях, воинских соединениях, военных округах, группах войск, флотах,
видах Вооруженных Сил;
в) суды, рассматривающие экономические споры и правонарушения в сфере
управления: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Высшие
арбитражные суды республик в составе Российской Федерации; арбитражные
суды краев, областей, автономной области, автономных округов; Московский
и Санкт-Петербургский городские арбитражные суды;
г) Конституционный Суд Российской Федерации [3,c.40]
Статья 126 Конституции Российской Федерации определяет статус Верховного Суда Российской Федерации: "Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики." Придание Верховному Суду статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции: дела, подсудные судам "общей юрисдикции". Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом[11,c.157].
Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве
суда высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских,
уголовных и административных дел, в статье 126 названы еще и иные дела.
Это положение отражает ведущиеся поиски более совершенных форм судебной деятельности. Так, в частности, высказываются предложения о создании специализированных подсистем общей юстиции - судов по делам
несовершеннолетних, судов по трудовым спорам и т.д. В случае принятия
этих предложений законодателем статья 126 Конституции не станет
препятствовать их реализации[12,c.37]. В состав Верховного Суда входят Пленум, Президиум, Судебные и Военная
коллегии. Верховный Суд рассматривает дела в качестве суда первой
инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь
открывшимся обстоятельствам. Полномочий Верховного Суда как суда первой инстанции по делам вверенной ему компетенции, то в соответствии с Концепцией судебной реформы, предлагается максимально ограничить их либо вовсе отменить. Однако необходимо сохранить право судьи, обвиняемого в совершении преступления, настаивать на рассмотрении его дела Верховным Судом Российской Федерации по первой инстанции.
Долгое время считалось, что руководящие указания Пленума Верховного Суда обязательны для судов. Однако это положение противоречит принципу
независимости судей и подчинения их только закону. Статья 126 изменила
данное положение и сегодня уже не рассматривает вышеназванные
разъяснения в качестве обязательных для судей [3, c.37].
Конституционный Суд Российской Федерации - специализированный орган
правовой охраны Конституции. Его деятельность в данной области имеет
контрольный характер, и в этом смысле Конституционный Суд является
основным инструментом в системе сдержек и противовесов. Такое положение Конституционного суда определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции Российской
Федерации. Основными принципами деятельности Конституционного Суда
Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность,
состязательность и равноправие сторон. Часть вторая статьи 125 регулирует полномочие Конституционного Суда в области контроля за соответствием Конституции Российской Федерации правовых актов. Прежде всего дан четкий перечень субъектов возбуждения такого рода дел в Конституционном Суде: Президент, Совет Федерации, Государственная Дума (или одна пятая часть их членов), Правительство
Российской Федерации, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Установлена конкретная форма обращения о проверке
конституционности - запрос. Конституционный Суд не имеет права
рассмотрения вопросов по собственной инициативе, что обеспечивает в
значительной мере принцип объективности и беспристрастности в
деятельности Конституционного Суда при принятии им решений.
В Конституции определены объемы конституционного контроля. Отправной
точкой в этой сфере является сама Конституция России, поскольку именно
она имеет высшую юридическую силу; ее приоритет является неотъемлемым и непременным признаком демократического правового государства.
Конституционный суд с точки зрения соответствия Конституции
рассматривает четыре группы нормативных актов:
1) акты федерального уровня: федеральные законы, акты Президента,
Правительства и Федерального собрания Российской Федерации;
2) акты субъектов Российской Федерации: конституции республик, уставы,
законы и иные нормативные акты, причем только те из них, которые приняты
по вопросам, относящимся к ведению государственных органов Российской
Федерации и совместному ведению органов государственной власти
Российской Федерации и субъектов Федерации;
3) внутригосударственные (внутри федеральные) договоры России;
4) международные договоры России.
Помимо рассмотрения вопросов о соответствии Конституции нормативных
актов, Конституционный Суд Российской Федерации обладает правом
разрешать споры о компетенции между различными органами (федеральными и субъектов Федерации государственной власти всех видов); рассматривать дела о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан, реально обеспечивая эти права и свободы; толковать российскую Конституцию и некоторыми другими [32 с.317]. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, в соответствии со статьей 127 Конституции, является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Система арбитражных судов в России состоит из Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Высших арбитражных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, городских арбитражных судов, арбитражного суда автономной области, арбитражных судов автономных округов; арбитражные суды в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом [34,c.39]. Конституция возлагает на Высший Арбитражный Суд выполнение следующих функций: разрешение отнесенных к его ведению споров в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществление судебного надзора, т.е. проверки законности вступивших в силу решений и определений арбитражных судов; дачу разъяснений по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд имеет свою внутреннюю структуру; в его состав входят различные коллегии (по разрешению дел по экономическим спорам, по разрешению дел в сфере управления, по проверке в кассационном порядке законности решений арбитражных судов); Пленум; Председатель Высшего Арбитражного Суда, его заместители; секретари Пленума и др. Основной функцией Высшего Арбитражного Суда является разрешение экономических споров, вытекающих из гражданских правоотношений, возникающих в связи с признания права собственности на имущество, с истребованием имущества, находящегося в федеральной собственности и т.д. Кроме этого статья 127 предусматривает и иные правомочия Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. К таким правомочиям относятся рассмотрение дел в сфере управления с участием государственных и иных органов Российской Федерации, таких как о признании недействительности актов государственных и иных органов, о возмещении убытков, причиненных этими актами и т.п. Наконец, Конституция возложила на Высший Арбитражный Суд судебный надзор за деятельностью иных арбитражных судов. Этот надзор осуществляется на основании федерального закона в процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимы и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда.[34,c.41]