Общие положение разделение властей Российской Федерации.

Конституция РФ как основной закон государства определяет наиболее
важные, основополагающие моменты государственного устройства в целом и
различных его составляющих элементов. Иными словами Конституция
определяет тот строй, по которым развивается и существует общество и
государство, а также устанавливает наиболее значимые и существенные
принципы этого развития. Наиболее важными принципами Конституции РФ являются следующие: права и свободы человека и гражданина; федеративное устройство России, взаимоотношения Федерации с ее субъектами и разграничение полномочий между ними, организация и осуществление власти в Российской Федерации и некоторые другие.
Последний принцип получил широкое развитие в положениях Конституции.
Среди ее норм есть, например, такие, как запрет присвоения власти в РФ;
осуществление власти народом (непосредственно путем выборов или
референдума и в органах государственной власти и местного
самоуправления; установление системы органов государственной власти и
обеспечение осуществления их полномочий и т.д.
Ключом к трактовке конституционных статей об организации власти в
Российской Федерации - а в широком плане всего государственного строя -
служит принцип разделения властей. Принцип этот не нов, он был выдвинут
еще на рубежах Новой истории, когда нарождавшаяся буржуазия боролась с
абсолютной властью монарха и его дворянского окружения, когда в руках
монарха была сосредоточена вся полнота власти, причем ничем не
ограниченная, что значительно тормозило и затрудняло развитие класса
буржуазии [20 с.226].

За прошедшие столетия принцип разделения властей - разумеется, в
развитии и постоянном совершенствовании, с учетом условий отдельных
стран - выдержал испытания временем и ныне занимает ведущее место в
конституционном конструировании властных структур, распределении функций и полномочий между ними. Он современен и актуален и накануне третьего тысячелетия нашей эры. Этот принцип прежде всего демократичен: он предусматривает такую организацию государственной власти, которая
позволяет эффективно выявлять и отражать интересы как большинства, так и
меньшинства населения, его различных групп - национальных, региональных, профессиональных.
В условиях разделения властей население может непосредственно и через
своих представителей активнее участвовать в процессе принятия
государственных решений, чем при доминировании одной из властей или
устранении какой-либо из них. Разделение властей - необходимая
предпосылка формирования правового государства, реализации идей
верховенства закона и, самое главное, расширения и обеспечения прав и
свобод гражданина. Обращает на себя внимание организационно-правовой потенциал принципа разделения властей. Его реализация предполагает не только выявление и необходимое обособление функций управления делами государства, но и адекватную институционализацию этих функций, создание и развитие государственных учреждений, относящихся к различным властям и составляющих вместе с тем единый комплекс осуществления государственной власти. Разделение властей, далее, тесно связано с формированием правовой системы, в которой, с одной стороны, выделяются определенные группы юридических норм, а с другой стороны, устанавливается иерархия их отношений. Это вносит упорядоченность, согласованность и стабильность в развитие права, повышает его эффективность. Как известно, принцип разделения властей в своей основе не был принят марксизмом, который изначально выдвигал обеспечение и укрепление диктатуры пролетариата как главную задачу государства. Классовые, политические интересы предопределяли формирование институтов осуществления власти, распределение функций и полномочий между ними, их взаимоотношения. Как показал советский опыт, определенное разделение труда по управлению государством постепенно усиливалось, но до восприятия идеи разделения властей дело не доходило. Формально конституционным ограничителем оставался принцип полновластия Советов, а практически-политическим - монопольное руководящее положение коммунистической партии, которая во всех случаях оставляла за собой принятие важных решений в сфере управления страной. С провозглашением и утверждением государственной самостоятельности России разделение властей стало конституционным принципом. Однако освободиться от наследия прошлого было не так легко. В Конституции 1978 года оставались нормы, противоречившие этому принципу. Съезд народных депутатов сохранял полномочия, позволявшие ему принимать к рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Федерации. Это давало основания для его вторжения в сферу исполнительной власти, что с введением в Российской Федерации института Президента стало одной из
причин частых осложнений отношений между ветвями власти. Конституционные кризисы, разумеется, имели прежде всего политические причины, но рассогласованность норм, касавшихся разделения властей, отсутствие правил разрешения конфликтов также сыграли свою негативную роль в развитии событий. Лишь с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года принцип разделения властей был закреплен в основном законе государства в качестве принципа конституционного строя России [13, c. 428].





Россия восприняла принцип разделения властей как условие построения
демократического республиканского строя, правового государства. Сегодня
разделение властей свойственно прогрессу цивилизации. Вместе с тем
всеобщий характер принципа никоим образом не означает, что речь идет о
механическом копировании зарубежных моделей. Важно выявить и усвоить все самое ценное в теории и практике разделения властей, перспективу его
развития. Прежде всего разделение властей призвано стать гарантом демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Далее, данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни. Это достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей. Наконец, разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилий в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Обострение отношений между властями, особенно между законодательной и исполнительной, способно резко ослабить и даже парализовать управление страной.[12, c.184] У разделения властей есть свои границы. Это - принцип организации и осуществления власти прежде всего на общегосударственном уровне. Он может быть применим в соответствующих рамках и на уровне субъектов Российской Федерации. При этом каждый из субъектов Федерации может использовать свои формы и методы разделения властей, их
институционализация может идти разными путями. Общие подходы,
относящиеся к разделению властей, могут быть в какой-то мере и в системе
местного самоуправления, но здесь нужно учитывать, во-первых, что речь
идет об особом специфическом институте и, во-вторых, что местная власть
осуществляется в очень небольших территориальных рамках.[22, c.114]
Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя. Принцип, закрепленный в статье 10, гласит:" Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."
Разделение единой государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную выражается прежде всего в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства [25,c.328]. Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации, исполнительную - Правительство РФ, а судебную - федеральные суды (Конституционный суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд иные федеральные суды). Существует ошибочное мнение относительно института Президента в системе разделения властей. Нередко Президента пытаются отнести к определенной ветви власти (как правило к исполнительной). В действительности же Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а как прямо указано в части второй статьи 80, "является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти". Таким образом ни одна из вышеперечисленных функций Президента не указывает на его принадлежность к какой-либо из ветвей власти; Президент только создает базисные условия и обеспечивает гарантии деятельности органов государственной власти различных ветвей [24 с. 6].

Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьей 10,
реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.
Так, обособление функции принятия законов и наделение соответствующими полномочиями Федерального Собрания (федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации) сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для вторичного обсуждения, а также издавать указы (в том числе нормативного характера), которые не должны противоречить законам, и правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. Такой статус Президента производен от его титула главы государства и гаранта Конституции. Акты исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с необходимостью повседневного осуществления организующей деятельности и неизбежным наделением исполнительной власти дискреционными полномочиями (дискреция - право усмотрения в рамках, определенных законом). Лишь закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также посторонние влияния, требования и указания, - основа правосудия, судебной деятельности. Независимость как решающая характеристика, как конституционный принцип отличает именно судебную власть. При решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов. Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный Суд Российской Федерации, правомочный решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации. Понимая самостоятельность органов законодательной, исполнительной и
судебной власти как их известную независимость (в границах собственных полномочий) друг от друга, ее нельзя трактовать как независимость этих органов от Конституции и законов, как их свободу от контроля со стороны общества [26 с. 278]. В настоящее время разделение властей является одним из основных принципов конституционного строя Российской Федерации. Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Данное конституционное положение и должно обусловливать практическую деятельность государственных органов, подчиняя ее важнейшей цели — обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. А исключение любой возможности противозаконной узурпации государственной власти, нарушения прав и свобод гражданина должно быть обеспечено принципом разделения властей. [24].

Наши рекомендации