Конституционный принцип равноправия граждан РФ. Особенности правового положения различных категорий граждан РФ.
Принципы правового статуса человека и гражданина - это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина:
1. Центральное место занимает принцип равноправия (ст. 19). Равноправие означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях.
Принцип равноправия включает в себя следующие положения:
1) правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия. Суть этого положения сводится к тому, что как член гражданского общества каждый человек равноправен со всеми другими, но как член политически организованного общества (как гражданин своего государства) он равноправен только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству;
2) равенство конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от их фактических различий (пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т. д.). Принципу равенства противоречит дискриминация в пользовании правами и свободами, в наложении обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее правового статуса;
3) равноправие мужчины и женщины. Необходимость сформулировать указанное положение в виде отдельной правовой нормы в Конституции РФ (ч. 3 ст. 19) обусловлена требованиями Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», ратифицированной СССР в 1980 году;
4) равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом -необходимое, но не достаточное условие равноправия. Если закон устанавливает привилегии или произвольно ограничивает права отдельных категорий лиц, то равенство всех перед таким законом означает неравноправие.
Законодательство Российской Федерации допускает в отдельных случаях неравенство перед законом. Например, Федеральный закон «О статусе судей» запрещает судьям принадлежать к каким-либо политическим общественным объединениям. Данный запрет обусловлен соблюдением принципа независимости судей и подчинения их только закону.
Положение о равенстве всех перед судом означает:
- наличие единой для всех судебной системы, обеспечивающей каждому человеку независимо от происхождения, имущественного, должностного положения и других обстоятельств справедливое и гласное разбирательство дела компетентным и независимым судом;
- справедливое разбирательство его дела независимым и беспристрастным судом;
- равное для всех применение норм материального права в процессе разрешения спора;
- процессуальное равенство сторон в судебном заседании;
5) равноправие в социальном государстве. Российская Федерация, провозглашая себя социальным государством, устанавливает для отдельных категорий лиц, чьи социальные возможности ограничены (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.), дополнительные права и льготы. Предоставление указанных прав и льгот не может рассматриваться как нарушение принципа равноправия, поскольку является выражением идеи социальной справедливости.
Содержание правового положения, с одной стороны, едино, а с другой - различно, многогранно. В нем можно выделить экономическое, социально-политическое, классовое, нравственное, волевое, индивидуализированное и др. содержание. Все это обусловлено различием между людьми в их способностях, потребностях, сферой деятельности, возрастом и целым рядом других социальных факторов. Именно это приводит к социальному неравенству, которое обязан учитывать законодатель, соблюдая конституционное требование - «Все равны перед законом и судом» (часть 1 ст. 19 Конституции).
Такой подход к рассматриваемой проблеме дает основания для выделения общего, специального и индивидуального правого положения (статуса) граждан Российской Федерации.
Общий правовой статус человека, как гражданина, члена общества, государства это единое для всех правовое качество. Если правовой статус един для всех граждан, то отсюда закономерно раскрывать его содержание через общие права и обязанности, которые характеризуются тем, что они принадлежат всем гражданам «...независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» (часть 2 статьи 19 Конституции). К таким общим правам и свободам относятся - право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, право на объединение, право на отдых, право на образование и другие конституционные права и свобода. Это, как сказано в части 2 статьи 17 Конституции, неотчуждаемые права, которые принадлежат каждому от рождения.
Общие права и обязанности не исключают, а, наоборот, предполагают наличие прав и обязанностей, которые их конкретизируют, а в некоторых случаях и дополняют применительно к разным категориям граждан, объединенных в коллективы по производственному (профессиональному), возрастному, социальному и другим признакам. Эту конкретизацию общего правового статуса гражданина в особенном принято называть специальным правовым статусом.
Следовательно, специальное правовое положение личности определяет правовое положение человека, который выполняет определенные социально-полезные функции.
Специальный правовой статус в науке еще именуют отраслевым статусом, исходя из того, что детализация конституционного статуса осуществляется нормами других отраслей права - административного, трудового, уголовно-процессуального и др.
Помимо понятии общего (единого) и специального (отраслевого) правового статуса необходимо различать понятие индивидуального правового статуса гражданина Российской Федерации. В этом единичном статусе находит свое реальное воплощение все то общее и особенное, что потенциально содержится в правовом положении личности в целом. Так, пра- 150 вовое положение гражданина включает лишь то, что одинаково присуще правовому статусу всех граждан государства, оставляя за рамками те особенности, которые характерны для статуса отдельных категорий лиц, а тем более личностей, названных поименно. Индивидуальный правовой статус гражданина, то есть правовой статус отдельного лица, конкретной личности, выступающей в том или ином качестве, определяется общим правовым статусом, а также набором специальных правовых статусов.
Российское законодательство обеспечивает все необходимые условия для осуществления гражданами своих конституционных прав. При этом оно учитывает естественные (возраст, пол, состояние здоровья и др.) и социальные (профессия, отрасль деятельности, служба в армии и др.) характеристики в особенностях статусов отдельных граждан, первостепенное значение для фактического использования прав и исполнения обязанностей имеет значение возраст человека (ст.ст. 8, 14, 18, 20, 30, 36 и др. Конституции Российской Федерации); для использования некоторых конституционных прав и обязанностей имеет значение пол гражданина; национальная принадлежность; состояние здоровья может быть основанием для осуществления права на материальное обеспечение или освобождение от некоторых конституционных обязанностей (замена военной службы на альтернативную гражданскую службу) и др.
Особенности правового статуса вынужденных переселенцев. Еще совсем недавно такая категория не была известна отечественной государственно-правовой науке. Появление в нашей стране вынужденных переселенцев явилось результатом печальных событий, и в первую очередь, развала когда-то передового и могущественного государства, каким был Союз ССР.
Юридическую базу разрешения вопросов вынужденных переселенцев образует Конституция Российской Федерации и принятый 19 февраля 1993 года Федеральный закон «О вынужденных переселенцах», который действует в настоящее время в редакции от 12 декабря 1995 г. (с последними изменениями)
В пункте 1 статьи 1 названного Федерального закона установлено, что вынужденный переселенец - это «... гражданин (подчеркнуто мной - И.Б.) Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка».
По указанным обстоятельствам вынужденными переселенцами признаются:
во-первых, гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
во-вторых, гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
Названный Федеральный закон также предусматривает, что вынужденным переселенцем признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации, и изменившие место жительства в пределах Российской Федерации по ранее указанным обстоятельствам.
Основная работа по разрешению проблем вынужденных переселенцев возложена на Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и соответствующие территориальные органы Федерального органа исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства; он же направляет уведомление о результатах рассмотрению ходатайства заинтересованному лицу.
Лица, признанные вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.
Вынужденный переселенец имеет право: самостоятельно выбирать место жительства на территории Российской Федерации; при отсутствии такой возможности, он имеет право на получение направления для прожи- 152 вания в центре временного размещения вынужденных переселенцев; на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства.
К числу обязанностей вынужденных переселенцев относятся требования: соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральное законодательство; соблюдать установленный порядок проживания в центре временного проживания вынужденных переселенцев; проходить ежегодный переучет в установленные сроки.
В Федеральном законе также установлено, что если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в федеральном законе, то применяются правила международного договора.
43. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ: правовое регулирование; содержание особенности правового статуса.
Проблема статуса как беженцев, так и вынужденных переселенцев для российского общества и государства большая и сложная[1].
Советская доктрина конституционализма не имела положений о беженцах и вынужденных переселенцах и, более того, даже не содержала таких терминов. Следует заметить, что и в конституциях других стран также ничего не говорилось о беженцах. Этому имелись определенные причины: «беженцами могли быть лишь иностранцы»[2]. Никто иной не мог попасть в тот период в данную категорию лиц.
Ныне действующая в России Конституция[3] разрабатывалась и утверждалась в год, когда разворачивалась волна миграции на территории бывшего Советского Союза. Между тем в Конституцию не были включены нормы, регулирующие положение беженцев, хотя в науке к этому времени данный вопрос уже достаточно активно обсуждался[4].
Несмотря на то, что проблема беженцев имеет общемировой характер и в реальности возникает во многих государствах и в наши дни (например, в бывшей СФРЮ), на территории бывшего СССР она имеет ряд специфических особенностей.
Юридическую базу разрешения вопросов беженцев и вынужденных переселенцев образуют Конституция РФ, федеральные законы: «О беженцах» от 28 июня 1997 г[5] и «О вынужденных переселенцах[6]». Оба закона основаны на международных договорах и в первую очередь на Законе РФ о ратификации Соглашения «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 22 ноября 1994 г.[7]
Для раскрытия основ правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев необходимо, прежде всего, выяснить, что следует понимать под указанными лицами.
В ст. 1 Закона «О беженцах» записано: «Беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений[8]».
Определение понятия "беженец" в международном праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года "О статусе беженцев" и Протоколе к ней 1967 года, касающемся статуса беженцев. Между данными актами существуют некоторые расхождения, в частности, Конвенция ООН 1951 года предусматривает временное и географическое ограничение, т.е. она применяется в отношении стран, расположенных в Европе, и в отношении тех беженцев, которые стали таковыми в результате событий, происходивших до 1 января 1951 года. Что касается Протокола 1967 года, то он устраняет вышеназванные ограничения и применяется без таковых в отношении государств и в отношении любых событий как в прошлом, так и в будущем, в результате которых возникла или возникнет проблема беженцев. В связи с этим необходимо учитывать участие государства в вышеуказанных документах. Поскольку Российская Федерация является участником обоих документов, то в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, а также п. 3 ст. 18 комментируемого Закона, эти акты обладают прямым действием на территории России, и в случае, если внутреннее законодательство противоречит им, применяются нормы международных договоров, а не внутренних законов[9].
На содержание правового статуса беженца определенное влияние оказывают такие элементы, как гражданство, общая правосубъектность, права, обязанности и другие. Теоретически можно представить, что правовой статус беженца складывается из элементов общего правового статуса человека, а также правового статуса иностранного гражданина (лица без гражданства) и статуса, предоставляемого беженцу российским законодательством и международным правом[10].
Говоря о правовом статусе беженца, необходимо учитывать, что данный статус включает в себя следующие права:
а) права, характеризующие общий правовой статус человека;
б) права, характеризующие правовой статус иностранного гражданина (или лица без гражданства);
в) специальные права и специальные гарантии.
Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка[11].
Вынужденным переселенцем может быть признан, как правило, гражданин Российской Федерации, покинувший место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации либо, что встречается гораздо реже, на территории другого государства. В соответствии с Законом вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, который: вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России; вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.
Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам.
И, наконец, вынужденным переселенцем может быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории одной из республик, входившей в состав Советского Союза, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России. Приобретение гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации.
К числу причин, на основании которых лицо может быть признано вынужденным переселенцем, относятся: насилие или преследование либо реальная опасность подвергнуться такому преследованию в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями. Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятельства должны служить поводом для проведения враждебной кампании в отношении данного гражданина или группы граждан, либо массовых нарушений общественного порядка.
Закон предусматривает, что статус вынужденного переселенца получает конкретное лицо не только когда в отношении него были совершены вышеперечисленные действия, но и в том случае, если они были совершены в отношении членов его семьи.
Следует отметить, что лицо не может быть признано вынужденным переселенцем по иным причинам. В качестве примера можно привести дело, рассмотренное Курганским городским судом по заявлению П. о предоставлении статуса вынужденного переселенца. Так, Курганский городской суд признал правомерным отказ Миграционной службы Курганской области предоставить П. с семьей статус вынужденного переселенца. Суд установил, что П. зарегистрирована на территории России 30 июня 1997 г. и впервые в миграционную службу обратилась 3 марта 1999 г. В судебном заседании она пояснила, что пропустила установленный срок на обращение с ходатайством о признании вынужденным переселенцем, поскольку работала и пыталась устроиться на новом месте. Кроме того, как указала П. в ходатайстве в Миграционную службу Курганской области и в суде, ее семья была вынуждена выехать из Казахстана из-за отсутствия там работы, из-за болезни детей, а также из-за загрязненной воды. О каких-либо преследованиях, совершенных в отношении нее лично или ее семьи, П. не заявляла. Суд пришел к правильному выводу, что в силу подп.2 и 3 п.1 ст.2 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" заявительница с семьей относится к лицам, которые не могут быть признаны вынужденными переселенцами[12].
Наряду с этим следует различать правовой статус беженца и правовой статус вынужденного переселенца. Они совпадают с точки зрения оснований миграции, предоставления и создания благоприятных условий жизнедеятельности указанных лиц. Однако в отличие от вынужденного переселенца, признаваемого гражданином данного государства, беженец не является гражданином государства, в котором или перед которым ходатайствует о признании себя таковым.
Беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
В отличие от беженца, вынужденный переселенец - это как правило, гражданин РФ, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта. Вынужденным переселенцем признаётся также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории РФ и изменивший место жительства в её пределах по указанным выше основаниям[13].
Порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.