Вестминстерский статут 1931 г. Судьба Британской империи. Содружество наций.

Одной из характерныхчерт 20 столетия стала ликвидация колониальной системы, повлекшая возникновение десятков новых независимых государств.

Вестминстерский статут 1931 — акт парламента Великобритании от 11 декабря 1931, установивший правовое положение доминионов и их взаимоотношения с Великобританией. Таким образом, была создана правовая база Британского содружества наций, он стал ее своеобразной конституцией.

Этот парламентский акт ввёл в силу решения колониальных конференций империи 1926 и 1930 годов о полной самостоятельности доминионов во внутренних и внешних делах и об их равенстве с Великобританией. При этом Великобритания ещё сохраняла за собой фактический контроль над внешней политикой доминионов.

Основные положения:

· Статут провозглашал свободный союз членов этого содружества, объединенных «общей верностью короне»

· Отныне законы Великобритании не могут распространяться на доминионы без их согласия.

· Отменялось положение, при котором закон доминиона считался недействительным, если он противоречил законам Великобритании.

· Парламенты доминионов на своей территории могли отменять и изменять любой английский акт в той мере, в какой он являлся частью права доминиона.

· Парламенты доминионов могут самостоятельно решать вопросы внешней политики.

· Парламент доминиона наделяется полномочием издавать законы, имеющие экстерриториальное действие.

· Генерал – губернатор в доминионе отныне назначался Короной по совету правительства доминиона и стал играть такую же роль, какую играет монарх в самой Великобритании.

После 2 мировой войны кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад.

Великобритания видоизменила форму Британского содружества наций. Членами Содружества наций (официальное название объединения с 1947 ) наряду с Великобританией и «старыми доминионами» могли стать колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри содружества неуклонно ослабевали. Единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя в настоящее время объединяет почти 50 государств.

42. Законодательство и преобразования в государственном аппарате в эпоху «Нового курса» Франклина Рузвельта.

Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. с особой силой поразил США:

§ резко со­кратил объем производства,

§ привел к расстройству финансы,

§ вызвал повсеместное разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм,

§ массовую безработицу,

§ общий объем продукции американской промышленности составил в 1932 г. лишь около 54% по сравнению с докризисным 1929 г.

За годы кризиса прекратила существование пятая часть всех бан­ков США, каждый третий рабочий был лишен работы, прину­дительно распроданы за неуплату долгов и налогов сотни тысяч фермерских хозяйств. Кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к невиданным ранее в США выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюцион­ной ситуации, требующей коренной ломки всего старого уклада жизни.

Весной 1933 г., когда кризис достиг своего апогея, на пост президента вступил кандидат от Демократической партии Франклин Делано Рузвельт.

Разработанная правительством Рузвельта программа анти­кризисных мер получила в истории США название «новыйкурс», основные реформы которого были проведены в период первых «ста дней» его президентства, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны.

«НОВЫЙ КУРС» В ФИНАНСОВОЙ И БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

Одной из важнейших задач первого периода «нового курса» в 1933 г. была задача сохранения и по возможности укрепления финансово-экономической системы корпоративного капитала США.

Экономическая политика «нового курса» этого времени бы­ла направлена на восстановление полностью расстроенной банковско-финансовой системы. С этой целью на основании при­нятого Конгрессом Чрезвычайного банковского закона, предоста­вившего президенту широкие полномочия в финансовой сфере.

§ Произошло сокращение количества мелких банков, в крупные банки США и штатов произошел приток вкладов

§ Установлен полный контроль за золотом, находившимся в обращении. Экспорт золота был запрещен. Вся золотая волюта граждан, превышающая 100 долл., подлежала обязательной сдаче резервным банкам, входящим в систему

«НОВЫЙ КУРС» В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В середине 1933 г. был принят Закон о восстановлении национальной промышленности (Nаtional Industrial Rесоverу Асt — НИРА), самый значительный в законодательстве «нового кур­са». Он был принят в целях обеспечения «всеобщего благосостояния» путем

§ установления координации для решения проблем массовой нищеты;

§ дости­жения сотрудничества между рабочими и работодателями при содействии правительства;

§ устранения и решения трудовых конфликтов и проблем разрушительной конкуренции, ведущих к снижению прибылей, сокращению инвестиций и занятости.

НИРА должен был не только решить проблему стабили­зации промышленности с помощью специально создаваемого государственного органа — Национальной администрации вос­становления промышленности, но и снять остроту трудовых кон­фликтов с помощью мер социального маневрирования, удовле­творения некоторых требований рабочих, выдвигаемых ими в ходе массовой стачечной борьбы.

В ст. 7а НИРА в общей форме были провозглашены:

§ права рабочих на создание профсоюзов;

§ коллективный договор;

§ обя­занность предпринимателей «соблюдать максимальную продол­жительность рабочего времени, минимальный уровень оплаты и другие условия труда».

Эти положения, однако, не сопровож­дались твердыми гарантиями их соблюдения со стороны пред­принимателей.

«НОВЫЙ КУРС» В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Аграрная политика «нового курса» нашла воплощение преж­де всего в Законе о регулировании сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Act — ААА), предусматривающем создание специ­ального административного органа, который был призван сба­лансировать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены.

С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей всех фермеров с выплатой компенсации за необработанные земли, что больно ударило по мелкому фермерству.

Вместе с политикой сокращения посевных площадей еще в 1936 г. стала проводиться политика восстановления плодородия почв.

Вокруг экономической политики «нового курса» разверну­лась ожесточенная борьба. Против нее выступали и правые силы, которые считали «новый курс» чрезмерно ради­кальным, и левые, считавшие его (в силу продолжающегося бедственного положения значительных слоев населения, безре­зультатности попыток правительства решить проблему безрабо­тицы и т. п.) недостаточно решительным.

Правая оппозиция «новому курсу» особенно сильна была среди представителей корпоративного капитала, тяготившихся государственным вмешательством в социальные отношения, особенно в части, касающейся условий труда рабочих и проч. Крайним проявлением этих оппозиционных настроений стало требование отказа от всяких реформ. Поддерживал оппозицию и Верховный суд США, который с консервативно-индивидуалистических позиций невмешательства государства в сферу ча­стного предпринимательства объявил в мае 1935 г. о неконсти­туционности НИРА, а затем в 1936 г. — ААА и еще девяти за­конов.

Эти решения Верховного суда касались не только конститу­ционности конкретных законов, они поставили на повестку дня более широкую, исторически важную проблему — о преде­лах вмешательства государства в экономику в целях ее урегули­рования, в том числе и не в последнюю очередь за счет прове­дения социальных программ. Перед страной и ее президентом, таким образом, встал со всей остротой судьбоносный вопрос: куда идти — дальше, вперед по пути углубления реформ, или повернуть назад. Рузвельт пошел вперед.

Во второй половине 30-х гг. меняется главное направление деятельности правительства Рузвельта, определяемое необходи­мостью проведения кардинальных социальных реформ. Провозглашенные ранее НИРА профсоюзные права не удовлетво­ряли требований рабочих, так как законодательно не было га­рантировано право на стачку и не закреплялось традиционное требование американских рабочих «закрытого цеха» (запрещаю­щего предпринимателям путем «индивидуальных соглашений» принимать на работу нечленов профсоюза). Права профсоюзов нарушались и в силу необязательности их участия в определении условий труда рабочих путем заключения кол­лективных договоров.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ЭПОХУ «НОВОГО КУРСА»

В 1935 г. был принят Закон Вагнера(«Акт о трудовых отношениях»), он впервые в истории США провозгласил офи­циальное признание прав профсоюзов и предусмотрел зако­нодательные и судебные гарантии этих прав. В ст. 7 Закона перечислялись права рабочих, нарушение которых входило в по­нятие «нечестная трудовая практика» предпринимателей. Закон закреплял так называемое «правило большинства», согласно которому от имени рабочих в договорные отно­шения с предпринимателем могла вступать лишь та организа­ция, которая признавалась большинством рабочих, т. е. их профсоюз.

Закон закреплял и право рабочих на забастовку. Но всем своим содержанием он был направлен на сужение оснований для массовых конфликтов. С этой целью был создан новый орган – Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО), на который была возложена обязанность рассматри­вать жалобы рабочих на «нечестную трудовую практику» пред­принимателя. Решения этого квазисудебного органа могли быть отменены только в судебном порядке.

Другим направлением деятельности правительства «нового курса» стало создание (впервые в истории Америки) разветв­ленной государственной системы социальной защиты населе­ния. В 1935 г. был принят первый Закон о социальном обеспече­ниии другие законы помощи бедным.

Закон о социальном обеспечении предусматривал федераль­ную социальную помощь престарелым, безработным и некото­рым категориям нетрудоспособного населения. Он не распро­странялся, однако, на сельскохозяйственных рабочих, домаш­нюю прислугу, государственных служащих, затрагивая, таким образом, интересы только половины всех работающих по най­му лиц. Кроме того, уровень страховых выплат, фонд которых создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабо­чих, был крайне низок. Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около 10 недель в году.

СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМЫ Ф. РУЗВЕЛЬТА

Успешное дальнейшее проведение в жизнь этого курса Руз­вельт видел и в осуществлении его плана судебной и админист­ративной реформы, предусматривающего, в частности, увели­чение возможного числа членов Верховного суда до 15 человек (если судьи, достигшие 70 лет, не уходили в отставку), создание специального Исполнительного управления президента (ИУП) и двух новых министерств: Министерства общественных работ и Министерства социальных услуг, которые должны были упоря­дочить деятельность множества возникающих в это время регу­лирующих ведомств и агентств.

Судебная реформа провалилась из-за опасения Конгресса, что она нарушит систему «сдержек и противовесов», предоста­вив президенту слишком большие полномочия. Так же на провал судебной реформы повлияло то, что позиция обновленного в своем составе ВС США изменилась, он признал конституционность Закона Ваг­нера и Закона о социальном обеспечении, а к концу 30-х гг., по существу, перестал возражать против любых мер экономическо­го регулирования.

Административная реформа была воплощена в жизнь в 1939 г., когда было создано ИУП. Отказав президенту в создании двух новых министерств, Конгресс пре­доставил ему неограниченное право осуществлять реорганиза­цию федеральных агентств, результатом чего и было создание двух новых структурных подразделений президентской власти – Федерального агентства общественных работ и Агентства ценных бумаг, которые на постоянной основе должны были, на­ряду с другими ведомствами, руководить осуществлением при­нятых программ. Тем самым было окончательно признано право президента на регулирование экономических и социальных отношений и на создание с этой целью постоянно действующего административного механизма.

Совершенствование методов государственного регулирова­ния экономики и социальных отношений (в частности, прове­дение активной политики в области бюджета и кредита, направ­ленной на обеспечение устойчивого уровня спроса, производст­ва и занятости) становится со времени проведения «нового курса» главной задачей всех ветвей власти американского госу­дарства.

Решая эту задачу, американский Конгресс в 1946 г. принял Закон о занятости, который впервые официально возложил на президента ответственность за состояние американской эконо­мики. На основании этого закона был создан Совет экономиче­ских консультантов, который должен был представлять главе государства ежегодный доклад с тщательным анализом эконо­мической конъюнктуры.

Впоследствии были приняты и другие законы, дополняю­щие и корректирующие законодательство «нового курса», но главные направления экономической и социальной политики американского государства оставались неизменными. Одним из таких корректирующих законов в сфере социальных отноше­ний стал, в частности, Закон Тафта—Хартли 1947 г., внесший существенные поправки в Закон Вагнера.

Наши рекомендации