К государственному (итоговому) экзамену

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ГОСУДАРСТВЕННОМУ (ИТОГОВОМУ) ЭКЗАМЕНУ

Предмет и методология теории государства и права.

ТГП – общественная наука, которая представляет собой систему теоретических знаний о сущности и закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права и связанных с ними социальных явлений и процессов.

Каждая наука имеет свой предмет исследования.

Предмет ТГП изучает характеристику гип в целом, признаки присущие любому обществу, всем правовым системам, независимо от их временных и пространственных характеристик.

Предмет теории государства и права включает следующие особенности:

1.общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права (возникновение государства и права, смена их исторических типов, развитие их сущности, эволюция форм гип, осуществление функций гип, развитие правосознания и правовой культуры граждан, развитие юридической науки тгп).

2.Система основных понятий юриспруденции, т.к. специфика предмета ТГП заключается в том, что гип разрабатывает систему понятий не только для себя , но и для всей юриспруденции. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, норма права, институт, отрасль права, система права и система законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, законотворчество, правонарушение, юридические коллизии, правовые привилегии и иммунитеты, механизм правового регулирования и воздействия, правовой режим и правовая политика.

Особенности предмета ТГП является и то, что гип исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты.

Предмет ТГП следует отличать от объекта ТГП. Объектом ТГП являются гип, государственно-правовая действительность.

Предмет ТГП называют двуединым, в него входят два основных феномена – государство и право. Единство предмета тгп обусловлено неразрывным единством гип, поскольку они:

-возникают одновременно в силу действия одних и тех же факторов

-взаимодействуют в процессе своего функционирования

Методология тгп это система всех методов, то есть приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых изучается предмет науки.

Методы ТГП можно разделить на общенаучный, частнонаучный, специально-юридический.

Общенаучный метод:

-логический (описание, анализ и синтез, определение и классификация, доказывание и опровержение.

-системно-структурный (явление исследуется, как часть системы)

-функциональный (состоит из изучения функций одних государственно-правовых явлений по отношении к другим)

Частнонаучный метод:

-социологический (опросы, анкетирование, экспертные оценки)

-математические методы (измеряется уровень законности и эффективности норм права, в том числе в процентном соотношении)

-статистический (учет совершенных правонарушений за определенный период)

-кибернетический (позволяет с помощью системы понятий технических средств познать государственно-правовые явления)

Специально-юридические методы:

-формально-юридический метод (толкование юр.терминов, анализ текстов нормативных актов, устанавливает пробелы в праве, предотвращает коллизии)

-сравнительно-правовой метод (сопоставляет различные правовые системы, например Германия и Россия, данный метод привел к возникновению сравнительного правоведения)

Становление гражданского общества и правового государства в Российской Федерации: проблемы и перспективы.

На сегодняшний день идеи господства права в масштабе того или иного и приоритета защиты прав личности получили широкое распространение практически во всем мире, порицаются насильственные методы властвования и государственного управления, нарушения буквы закона.

Поэтому одной из основополагающих целей российских реформ является построение правового государства и гражданского общества.

Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности.

Устоявшийся термин «гражданское общество» восходит к древнеримскому слову civitas, обозначавшему гражданскую общину римлян, сообщество римских граждан. Вплоть до конца XVIII в. отсутствовало четкое различение неполитического (гражданского) общества и политического государства. Идея правового государства, при этом, была актуальной и волновала умы передовых людей всегда. Сам же термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно - в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века в работах К.Т.Велькера, Р. фон Моля и др. Однако, споры вокруг правового государства ведутся с самого зарождения этой политико-юридической конструкции. При этом, не подлежит никакому сомнению, что теория правового государства занимает достойное место среди достижений человеческой цивилизации, потому, что она сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол.

Правовое государство - это и определенная философско-правовая теория, и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека. Его общечеловеческая ценность определяет и современные установки, устремления и усилия по формированию и развитию начал правовой государственности в посттоталитарной России.

В исследование проблем правового государства определенный вклад внесли российские дореволюционные юристы - Гессен, Кистяковский, Палиенко. В СССР концепция правового государства не признавалась. Современная Конституция РФ провозглашает Россию правовым государством. Процесс становления правового государства занимает длительное историческое время, не вводится единовременным актом. Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.

Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.

В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов — это не самое главное.

Понятие и признаки права.

Право - это официальный, цивилизованный регулятор общественной жизни, социальная, культурная и моральная ценность, мера свободы и ответственности личности.

Признаки права - это его существенные характеристики, которые отличают право от иных социальных регуляторов, к ним относятся такие признаки как:

-право устанавливается или санкционируется гос.вом и выражает гос.волю.

-нормативность. право состоит из нормативных установок, правил поведения.

-социальность, она выражается в том, что право регламентирует важнейшие общественные отношения: организацию производства и распределения материальных благ, гос.должностей и т.д.

-системность, правовые предписания располагаются не хаотически, а представляют собой единую систему.

-формальная определенность, правовые предписания существуют в определенных формах, называемых "источниками права".

-процедурность, право имеет спец. процедуры своего создания, применения, защиты.

-общеобязательность, все члены общества обязаны соблюдать и исполнять требования правовых норм независимо от своего желания.

-право регулирует поведение человека, а не его внутренний мир. Плохие мысли не вызовут правовых последствий, пока не выразятся в действии.

-право охраняется и обеспечивается гос.вом.

Объективные свойства, которые объективно присущи П: 1. Нормативность: П обладает нормативностью поскольку состоит из норм правил общего характера, благодаря этому св-ву П способно охватить и урегулировать неопределенное число жизненных ситуаций и поведение неопределенного числа лиц. 2. П - общеобязательный регулятор общ-ых отношений, благодаря этому свойству (обязательность), П способно урегулировать поведение всех без исключения членов общ-ва. 3. Системность: П - это система норм, это единая система в масштабах всего Г, благодаря этому св-ву П способно урегулировать единообразно поведение людей в масштабах всей страны. 4. формальная определенность - это св-во появляется у П благодаря его письменной форме. Подавляющее большинство правовых норм закрепляется письменно, в определенных официальных документах называемых НПА-ми. В этой связи нормы П приобретают четкость, определенность своего содержания. Благодаря этому св-ву П четко определяет круг регулируемых отношений, участников этих отношений, их юр-ие права и обязанности, меры ответственности и т.д. 5. Волевой характер:Принудительность (обеспеченность) – это св-во возникает у П благодаря тому что П обеспечивается принудительной силой Г. Благодаря этому св-ву П способно утвердить в общ-ве тот порядок который необходим общ-ву или Г.

40. Принципы права: понятие и виды.

Принципы права - это основные, исходные цели, начала, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Именно в принципах и функциях права выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы права.

К общеправовым (характерным для всего права) относятся такие принципы как:

1.справедливость, выражает сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, гражданином и гос.вом.

2.юридическое равенство граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции)

3.гуманизм

4.демократизм

5.единство прав и обязанностей

6.законность, строгое соблюдение и исполнения правовых предписаний всеми субъектами права.

7.сочетание убеждений и принуждений

8.федерализм

К межотраслевым принципам (характерным для нескольких отраслей) относятся:

1. В ГПК и УПК гласность и обязательность судопроизводства

2. В УП, ГП, АП неотвратимость ответственности

3. В ГП, СП, Брачном Праве равенство сторон

К отраслевым принципам (присущи отдельной отрасли права)относятся:

1.В УПК презумпция невиновности

2.В ТП свобода труда

3. В ГП всеобщность защиты гражданских прав.

Принципы закреплены в Конституции

Принципы делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Общеправовые – характеризуют систему права в целом, они присущи всей системе права. Межотраслевые присущи двум и более отраслям права. Отраслевые принципы присущи одной отрасли права. Принципы гр-го права и т.д. ТГП изучает только общеправовые принципы межотраслевые и отраслевые изучаются отраслевыми юр-ми науками. Общеправовые принципы системы права – 1) принцип демократизма (сис-ма права строится на демократических началах). 2) гуманизма. 3) принцип справедливости (имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.), 4) принцип равенства юр-их прав и обязанностей, 5) принцип единства прав и обязанностей. 6) Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». 7) Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». 8) Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законе.

Принцип права по разному проявляется в системе права, Одни формируются в виде спец-ых правовых норм, др-ие выр-ся в виде определенной идеи вытекающей из содержания различных правовых норм. Как правило межотраслевые и отраслевые принципы выражены в виде норм принципов, а общеправовые принципы выступают в форме правовых норм.

Виды толкования норм права.

Виды толкования права по субъектам:

Любое лицо, организация или гос. орган может толковать нормы права, однако последствия такого толкования различны.

В зависимости от последствий толкования-разъяснения норм права можно выделить два основных вида толкования :официальное и неофициальное.

Официальное толкование дается уполномоченным на то органам и должностным лицам. Оно оформляется в специальных актах толкования и является юридически обязательным для всех, кого это касается, вызывая определенные последствия.

Официальное толкование разделяется на :

1.нормативное (общее) обязательное для всех лиц и органов подпадающих под юрисдикцию органа осуществляющего толкование, новых норм не создает, разъясняет действующие.

2.казуальное (индивидуальное) касается определенного дела, факта. Оно не имеет общеобязательного значения, его цель - правильное разрешение именно данного уникального случая. Оно обязательно только для решения дела, в отношении которого дано. Поэтому их ни в коем случае нельзя механически распространять на другие однородные дела, поскольку каждое из них имеет индивидуальные особенности.

3.аутентичное (авторское) толкование исходящее от органа или должн.лица, издавших толкуемый нормативно-правовой акт.

4.легальное (разрешенное) официально разрешенное толкование, делегированное какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции. Чаще всего это ведомственное толкование

Неофициальное толкование исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной, а стало быть не имеет юр.силы и не влечет правовых последствий.

Может быть устным или письменным, оно не связано с властью, принуждением, наказанием.

Неофициальное толкование делится на:

1.доктринальное (научное), дается ученными. Ценность его в аргументированности, доказанности, обоснованности. Примерами являются периодические научные комментарии к действующим кодексам. Хотя мнение ученных не обязательны для офиц.лиц, тем не менее их взгляды могут оказывать помощь в правоприменительной практике.

2.профессиональное,дается юристами-профессионалами, судьями, прокурорами, адвокатами, лицами с высшим юр.образованием. Такое толкование может быть устным (консультация), письменным (в виде заключения, справки, статьи)

3.обыденное, это первичный, житейский уровень понимания права обычными гражданами. Характерной чертой является то, что оно может быть неверным, эмоциональным.

Толкование права по объему:

1.Буквальное, такое толкование, при котором словесное выражение нормы права и ее действительный смысл совпадают, "дух и буква адекватны"

2.Ограничительное, при котором норме права придается более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы. Например: "Каждый обязан платить налоги" на самом деле не каждый (дети, не дееспособные, душевнобольные)

3.Распространительное, когда норме права придается более широкий смысл, нежели это вытекает из словесного выражения. Например: На территории РФ граждане РФ обладают равными правами и обязанностями", на самом деле еще и лица без гражданства и иностранцы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ГОСУДАРСТВЕННОМУ (ИТОГОВОМУ) ЭКЗАМЕНУ

Наши рекомендации