Акты официального толкования в Российской Федерации
Акты административного толкования издаются административными органами в процессе применения норм права к конкретным случаям и распространяют свое обязательное действие на данный случай. Особенность этого вида актов толкования в том, что они могут существовать не только в форме решений по конкретному делу, но и в форме указаний нижестоящим органам (по их запросам или заявлениям заинтересованных лиц), как эти органы должны решать то или иное конкретное дело. Акты казуального толкования имеют огромное значение для юридической практики. Имея формально-обязательное значение только для лиц, участвующих в данном деле, фактически они оказывают влияние на всю деятельность судебной системы, т.к. служат неофициальным образцом того, как должны решаться дела подобного рода. Особое значение приобретают решения, опубликованные в официальных печатных изданиях правоприменительных органов. В такого рода решениях содержатся образцы понимания законов. В связи с этим вполне закономерны выводы ряда авторов о существовании в актах казуального толкования прецедента правовой нормы. Следует отметить, что прецедент в данном случае рассматривается не как источник права, а понимается в обыденном смысле этого слова как случай, имевший место ранее и служащий примером при разрешении сходного дела.
Так, А.Б.Венгеров, анализируя судебную практику, указывает, что в ней усматривается прецедент толкования нормы». Являясь образчиком правильного применения нормы права, прецедент толкования в силу своего информационного характера, неоднократного применения получает общеизвестность, устойчивость и учитывается в судебной деятельности при применении нормы права, способствует правильному разрешению уголовных и гражданских дел». По мнению А.А.Пионтковского, решения, вынесенные по конкретным делам, приобретают общее значение в силу их внутренней убедительности и выступают как примеры правильного понимания и применения закона. Говоря о значении прецедентов толкования, А.Ф. Черданцев отмечает: «Общеобязательность прецедентов толкования основывается на imperio rаtiouis (силе, власти разума). Поэтому авторитетом обладают те прецеденты, которые имеют в своем основании убедительную аргументацию. Неопровержимость аргументации ведет к неопровержимости выводов о содержании толкуемых законов. Неопровержимость, доказанность выводов из общеобязательных законов делает общеобязательными и сами выводы из законов».
Таким образом, значение актов казуального толкования состоит в том, что они способствуют правильному разрешению конкретных случаев, являются образцами при рассмотрении аналогичных дел, чем существенно влияют на юридическую практику, и, кроме того, служат прообразом будущих нормативных предписаний.
Подводя итог анализу вышеизложенных признаков актов официального толкования, следует отметить, что по своей юридической природе данные акты не являются источником (формой права), их содержание характеризуется организационно-вспомогательным и правообосновывающим значением, а их предназначение заключается в уточнении и конкретизации действующего законодательства. Характерная особенность этих актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативными юридическими актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от них и разделяют их судьбу. В то же время правовая природа актов толкования неодинакова. Большей степенью обязательности, а иногда и общеобязательностью, обладают акты нормативного толкования, в то время как акты казуального толкования распространяют свое действие на ограниченный круг лиц. Различна и функциональная нагрузка этих актов (о чем будет сказано ниже).
Разнообразие форм деятельности по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, множество субъектов, осуществляющих процесс толкования, различная юридическая сила актов официального толкования предопределяют множественность этих актов.
Многообразие существующих актов официального толкования можно классифицировать по различным основаниям: по форме, по наименованию, по субъектам толкования, по юридической силе, по сфере действия, по объему толкования, по структурным элементам разъясняемых норм и т.д.
В зависимости от формы актов официального толкования различаются письменные акты (акты-документы) и устные акты.
Акты-документы представляют собой источники, содержащие результат процесса толкования, объективированный вовне в форме письменного документа. Это юридический документ, который издается специально уполномоченным на это органом и влечет за собой юридические последствия. Что касается таких письменных документов, как мемуары, частные письма, научная литература, то, несмотря на наличие в их содержании элементов толкования, они не являются юридическими документами, а, следовательно, не могут быть отнесены к категории актов официального толкования.
Устные акты толкования выражается обычно в форме устных рекомендаций, ответов на вопросы представителями органов государственной власти, суда, прокуратуры, общественных объединений и т.д. К числу актов официального толкования относятся только те устные акты, которые исходят от уполномоченных на дачу официального толкования должностных лиц и влекущие за собой определенные юридические последствия для лиц, к которым обращено разъяснение смысла правовых норм.
Многообразие письменных актов-документов влечет за собой необходимость их классификации по наименованию.
В настоящий момент в практике представительных и исполнительных органов государственной власти имеют место такие акты официального толкования, как указы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, письма; в судебной практике актами толкования являются приговоры, решения, постановления, определения и т.д.
Классификация актов официального толкования по юридической силе может быть рассмотрена, по нашему мнению, в нескольких аспектах.
Во-первых, правовая система Российской Федерации характеризуется иерархичностью, соподчиненностью и внутренней согласованностью правовых актов. В соответствии с Конституцией РФ ее составляют следующие виды правовых актов:
- Конституция РФ;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- подзаконные нормативные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные подзаконные акты);
- законы и подзаконные нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ;
- международные договоры Российской Федерации и иные акты, содержащие нормы международного права.
Конституция Российской Федерации признает в правовой системе верховенство Конституции РФ и ее высшую юридическую силу (ст. 15 Конституции РФ), а также устанавливает верховенство законов над всеми подзаконными актами.
Будучи вспомогательными правовыми актами, акты официального толкования разделяют судьбу толкуемых норм и располагаются в той же иерархической последовательности, что и нормативные акты, образуя систему актов официального толкования. Эту систему возглавляют акты толкования Конституции РФ (решения Конституционного Суда РФ), затем следуют акты толкования федеральных конституционных законов, за ними акты толкования текущих федеральных законов и затем подзаконных нормативных правовых актов. Что касается актов толкования международных договоров РФ и иных актов, содержащих нормы международного права, то им отводится особое положение в связи с тем, что Конституция РФ закрепляет приоритет норм международного права. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Во-вторых, с учетом структуры правовой системы РФ, а она характеризуется наличием трех подсистем: федеральная правовая подсистема, правовая подсистема субъектов Федерации и правовая подсистема местного самоуправления с присущими ему элементами саморегулирования, нормативные правовые акты, составляющие каждую из подсистем, различаются по своей юридической силе. Так, нормативные правовые акты федеральных органов обладают большей юридической силой по сравнению с нормативными правовыми актами органов субъектов Федерации и местного самоуправления. Аналогичная иерархичность характеризует соответствующие им акты официального толкования, среди которых наибольшей юридической силой обладают акты официального толкования нормативных правовых актов федеральных органов, за ними следуют акты толкования нормативных правовых актов органов субъектов Федерации и акты толкования нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В-третьих, классификация актов официального толкования в соответствии с их юридической силой совпадает с делением официальных разъяснений в зависимости от субъектов толкования. Наибольшей юридической силой обладают акты нормативного толкования представительных органов власти, затем органов исполнительной власти, суда, прокуратуры, МВД и т.д. Степень нормативности этих актов различна. Что касается актов казуального толкования, то они не должны противоречить разъяснениям общего характера, содержащимся в актах нормативного толкования.
По сфере действия акты официального толкования делятся на: а) разъяснения федерального значения, действие которых распространяется на всю территорию государства; б) акты толкования регионального характера, действующие в пределах территории того или иного субъекта РФ; в) акты толкования локального (местного) применения. К числу первых относятся акты толкования центральных федеральных органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Акты толкования органов субъектов Федерации распространяют свое действие только на территории данных субъектов, акты толкования органов местного самоуправления имеют локальную сферу применения.