Президент РФ – глава государства, его место в системе государственной власти
Согласно Конституции Президент РФ – глава государства. Это определяет его место в системе государственной власти. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, выступает в качестве высшего представителя государственной власти, высшего должностного лица государства.
Действующая Конституция РФ ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Российский Президент наделен большими реальными полномочиями, которые применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но взаимодействуя с ними. Он не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, получая свои полномочия от народа на основе Конституции РФ, не несет за свой политический курс, проводимую политику, за свои законные действия политической ответственности перед парламентом. Исключение составляет лишь юридическая ответственность его в случае обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления с соблюдением сложной, в несколько этапов, процедуры отрешения от должности, осуществляемой палатами Федерального Собрания. Глава государства обладает, таким образом, неприкосновенностью, что обеспечивает повышенную защищенность, устойчивость президентской власти. Естественно, Президент РФ должен реализовывать государственную власть в соответствии с Конституцией РФ, не выходя за рамки своих полномочий, исполняя федеральные законы, в том числе и при определении им основных направлений внутренней и внешней политики государства.
Президент РФ выполняет особую роль в системе государственной власти. Прежде всего Президент РФ являетсягарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Принося президентскую присягу, глава государства обязуется сам уважать, соблюдать и защищать эти важнейшие государственные и социальные ценности, но у него для их обеспечения и охраны есть реальные правовые средства воздействия на другие органы власти. Президент РФ наделен действенными конкретными полномочиями, обеспечивающими реализацию этих его важнейших прав и обязанностей. Их осуществлению служат полномочия Президента в области внешней политики, обороны и безопасности, другие его правомочия.
Как гарант Конституции РФ Президент может принимать не противоречащие Конституции России и федеральным законам нормативные указы по широкому кругу вопросов, восполняющие пробелы в законодательстве. Он вправе принимать определенные Конституцией меры в отношении актов, противоречащих Конституции РФ, нарушающих права и свободы человека и гражданина. Президент РФ может отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам (и указам Президента РФ). В его компетенции приостанавливать действие решений органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам государства или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения вопроса соответствующим судом. Глава государства может обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ нормативных актов государственных органов Федерации и ее субъектов (ст. 125). Президент (и также Правительство РФ) обеспечивает (в соответствии с Конституцией РФ) осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России, гарантируя ее целостность и суверенитет.
На Президента РФ возложена очень важная функция в системе органов государственной власти: он в установленном Конституцией РФ порядке обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Это способствует и выполнению его роли гаранта Конституции РФ, ее защите, обеспечивая реализацию конституционных норм, регламентирующих организацию и деятельность органов государственной власти, осуществление принципов их взаимоотношений, в том числе разделения власти, поддержание законности в деятельности органов исполнительной власти. Он может быть своего рода «арбитром» в системе органов государственной власти (в определенной степени и в рамках Конституции – даже координатором их деятельности), помогая разрешению противоречий между ними, согласованию их работы. Это, прежде всего, относится к взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей, а также федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации. Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов. Если же не удается достичь согласованного решения, он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Президент занимает особое место в государственном механизме, в системе разделения властей.
Президент РФ тесно связан с исполнительной властью, занимая по отношению к ней определяющее, верховное положение и существенно воздействуя на ее осуществление, хотя нынешняя Конституция РФ (в отличие от прежней) не применяет к нему формулу «глава исполнительной власти». Конституция РФ наделяет Президента РФ весомыми, эффективными полномочиями по формированию Правительства РФ, воздействию на его работу (при определенной его самостоятельности), на исполнительную власть.
Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, имеет решающие права по назначению Председателя Правительства, других его членов, может отменять акты Правительства РФ (в случае их противоречия его указам), может принять решение об отставке Правительства, имеет право председательствовать на его заседаниях. Правительство издает свои постановления и распоряжения на основании и во исполнение не только Конституции РФ, федеральных законов, но и нормативных указов главы государства. Председатель Правительства РФ, определяя основные направления его деятельности и организуя его работу, руководствуется не только Конституцией и федеральными законами, но и указами Президента РФ. Он, согласно ст. 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. с изменениями и дополнениями*, руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляет полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. Президенту РФ непосредственно подведомственны Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности, другие силовые структуры, а также некоторые другие ведомства. Он осуществляет полномочия исполнительной власти, принимает ключевые решения по управлению страной, обязательные для Правительства РФ, всех органов исполнительной власти. Поэтому Президента РФ правомерно рассматривать как верховного руководителя исполнительной власти, даже как ее фактического главу, т.е. считать Российскую Федерацию в основном президентской республикой**.
*СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.
**Но эта точка зрения в государствоведении не является единственной. Есть и другая, в соответствии с которой он не является главой исполнительной власти, а занимает положение как бы «над ветвями власти», будучи лишь «арбитром» в системе органов государства.
Глава государства взаимодействует с федеральной законодательной властью, используя систему «сдержек и противовесов», свойственных реализации принципа разделения властей. Он выступает как бы «арбитром» между законодательной и исполнительной властью, обеспечивая их взаимодействие, необходимое для нормального функционирования государственного механизма, способствуя согласованию их позиций, разрешению противоречий и конфликтов между ними.Президент может оказывать существенное влияние на федеральный законодательный орган, имея для этого необходимые правовые инструменты. Сам он единолично не осуществляет законодательную власть, но обладает правом законодательной инициативы, является непременным участником законодательного процесса, подписывая и обнародуя законы, наделен эффективным правом вето. Оно помогает отстаивать политическую позицию главы государства, исполнительной власти. Важное место среди средств воздействия Президента на законодательную власть занимает право Президента РФ распускать Государственную Думу* в определенных Конституцией РФ случаях, связанных с противоречиями между этой палатой и главой государства, Правительством. Это действенный способ разрешения конфликтов между ними. Но Президент может избрать и другой путь при выражении недоверия Правительству, отказе ему в доверии со стороны Думы (ст. 117 Конституции РФ), приняв решение об отставке Правительства и разрешив конфликт в пользу законодателя.
*См. об этом подробнее в следующих главах.
Своевременное разрешение противоречий между ветвями власти, права Президента РФ, направленные на это, способствуют согласованию законодательной деятельности и политики, проводимой исполнительной властью, должны помочь избежать острого политического противоречия между властями, в обществе в целом.
На реализацию обязанности главы государства обеспечивать согласованное функционирование органов государственной власти, верховенство федерального законодательства, а значит, и права парламента направлены и уже рассмотренные выше его права по приостановлению и отмене актов органов исполнительной власти, не соответствующих Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85, ч. 3 ст. 115).
Конституция РФ, возлагая на Президента РФ данную обязанность и наделяя его соответствующими правами для ее исполнения в отношении других государственных органов, вместе с тем и его самого ориентирует на взаимодействие, согласованную работу с ними. Особенно ярко это проявляется в отношении Федерального Собрания, его палат. Во многих случаях для принятия решения требуется согласование мнений главы государства и законодательного органа, его палат, компромисс, в сущности, совместные действия (назначение должностных лиц, утверждение некоторых категорий указов Президента РФ). Это свойственные принципу разделения властей «сдержки и противовесы», уравновешивающие ветви власти. К ним же относятся и полномочия федерального Собрания по ратификации и денонсации международных договоров, которые подписывает Президент РФ.
Иногда во взаимоотношениях с иными органами роль Президента подкрепляется другими его полномочиями. Так, при назначении Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы у Президента РФ имеется право ее роспуска после трехкратного отклонения предложенных Президентом кандидатур.
Большую роль в реализации принципа разделения властей, в поддержании их баланса, обеспечении конституционной законности в функционировании президентской власти призван сыграть Конституционный Суд. В этих же целях закреплен и институт отрешения Президента от должности законодательной властью.
Президент РФ занимает особое место в системе государственных органов. Особенность института Президента в РФ состоит в том, что в отличие от зарубежных государств, где Президент, как правило, относится исключительно к исполнительной ветви власти, Президенту РФ отведено особое положение в системе разделения властей.
Президент обладает широкими полномочиями в различных сферах. В одних случаях полномочия принадлежат исключительно ему, в других – они сопряжены с полномочиями других органов государственной власти.
В отношении законодательной ветви власти Президент обладает очень обширными полномочиями:
1) Президент РФ обладает правом законодательной инициативы и является непосредственным участником законотворческого процесса. Законопроекты могут разрабатываются в администрации президента, после чего они направляются в Государственную Думу, затем поступают в Совет Федерации, а после одобрения идут на подпись Президенту. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу.
2) Президент обладает правом относительного вето. Иными словами, Президент вправе наложить запрет на одобренный Советом Федерации законопроект. Причем вето Президента не является абсолютным, так как существует специальный механизм, с помощью которого возможно его преодолеть. Для этого необходимо, чтобы против вето Президента выступило не мене 2/3 обеих палат Федерального Собрания – в этом случае Президент обязан подписать законопроект в течение 7 дней.
3) Президент назначает выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. После выборов Государственная Дума собирается на 30-й день самостоятельно, но Президент имеет право собрать депутатов досрочно.
4) Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики, о бюджете. Причем следует отметить, что послание Президента не является обязательным для исполнения для Федерального Собрания. Федеральное Собрание может принимать во внимание идеи, высказанные Президентом, но не обязано беспрекословно их выполнять.
5) Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Другие органы не вправе принимать решение о всенародном голосовании.
6) Президент вправе распустить Государственную Думу в 3-х случаях:
- в случае трехкратного отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства;
- в случае двукратного вынесения недоверия Правительству в течение трех месяцев;
- в случае отказа Государственной Думы в доверии Правительству.
Кроме этого, можно выделить ряд случаев, когда Государственная Дума не может быть распущена Президентом:
- в течение одного года после его избрания;
- с момента вынесения обвинений против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
- в течение 6 месяцев до окончания сроков полномочии Президента.
Таким образом, можно сделать вывод, что Президент обладает существенной компетенцией в законодательной ветви власти.
Президент занимает также существенное положение в исполнительной ветви власти:
1) Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства.Причем в этом вопросе Президент обладает механизмом давления на Государственную Думу, так как если последняя 3 раза откажет в избрании кандидатуры на пост Председателя Правительства, то Президент вправе распустить Государственную Думу, назначить новые выборы и без одобрения Государственной Думы назначить Главу Правительства собственнолично.
2) Президент формирует состав Правительства. Председатель Правительства предлагает кандидатуры на должности федеральных министров, а Президент непосредственно их назначает.
3) Президент имеет право председательствовать на заедании Правительства.
4) Президент имеет право роспуска Правительства. Он может это делать по собственному усмотрению, но также в условиях выражения Думой недоверия вправе этого не делать.
Таким образом, столь обширные полномочия Президента не оставляют сомнений в его руководящем положении в исполнительной власти.
Президент оказывает существенное влияние на судебную власть:
В соответствии с принципами разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти.
1) Президент выдвигает Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, то есть высших судебных органов РФ. Президент также вправе назначать судей других федеральных судов.
2) Президент выдвигает Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального Прокурора РФ.
Подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что Президент РФ занимает особое положение в системе государственных органов. Он является главой государства и выступает в роли некого «арбитра», стоящего над всеми ветвями власти и контролирующего отношения, которые возникают между ними.
Срок полномочий Президента Российской Федерации : Временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации председателем Правительства РФ и досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации.
Полномочия Президента Российской Федерации
Полномочия Президента РФ по отношению к Правительству РФ (ст. 83 Конституции РФ)
1. Президент в соответствии с Конституцией назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Представление Президента по данному вопросу вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течении недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Государственной Думой;
2. Президент имеет право председательствовать на заседания Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на них, он также определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в данном случае Президент выступает как глава исполнительной власти;
3. Президенту принадлежит право принятия решения об отставке Правительства в случаях: подачи Правительством заявления об отставке, выражения недоверия Правительству Государственной Думой, отказа Государственной Думы в доверии Правительству. Президент имеет право по собственной инициативу принять решение об отставке Правительства, в таком случае не требуется согласия Государственной Думы на освобождение Председателя Правительства.
4. В особую группу можно выделить полномочия Президента, закрепленные в этой статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне.
Полномочия Президента РФ по отношению к законодательной власти.(ст. 84 Конституции РФ)
1. Президент Российской Федерации как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы.
2. Исходя из роли арбитра между тремя ветвями власти, Президент Российской Федерации вправе прибегать к согласительным процедурам и другим методам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов Российской Федерации и между различными субъектами Российской Федерации.
3. Президент назначает референдум, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа.
4. Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу, причем, если законопроект носит срочный характер, он подлежит внеочередному рассмотрению на заседаниях Думы.
5. Президент Российской Федерации наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России.
6. На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу.
Полномочия Президента РФ в области внешней политики
1. Президент представляет Россию в международных отношениях, проводит переговоры, подписывает ратификационные грамоты.
2. Президент назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.
3. Президент подписывает международные договоры. Международные договоры Российской Федерации - составная часть российской правовой системы.
Полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ
1. Президент определяет основные направления военной политики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими формированиями и организациями.
2. Президент утверждает план гражданской обороны Российской Федерации, а также планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещение военных объектов.
3. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности.
4. Как Верховных Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.
5. Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.);
6. Президент Российской Федерации вводит своим Указом военной положение на всей территории страны или в отдельных местностях и незамедлительно сообщает об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента о введении военного положения подлежит утверждению Совета Федерации, который подтверждает юридическую силу Указа.
Полномочия Президента РФ по вопросам гражданства.
Президент решает вопросы:
1) приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;
2) принимает решения по вопросам восстановления гражданства;
3) дает разрешение на выход из гражданства;
4) разрешает гражданину Российской Федерации иметь двойное гражданство.
5) предоставления политического убежища, которое является суверенным правом государства-субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет право предоставления политического убежища.
Иные Полномочия Президента Российской Федерации
1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые по своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные.
2. Президент РФ наделен правом введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится Указом Президента России в случаях попытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональных конфликтов, массовых беспорядков, стихийных бедствий и др. С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу все акты, принятые в связи с введением чрезвычайного положения. Право Президента вводить на территории Российской Федерации или отдельных местностях чрезвычайное положение сопряжено с его обязанностью немедленно сообщать об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о чрезвычайном положении подлежит утверждению Совета Федерации.
3. Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения - награждение государственными наградами России. Президент также присваивает почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и награждения ими.
4. Президенту предоставлено право помилования. Помилование - это акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может быть снята судимость с лиц, уже отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.
Президент РФ
Особое место во властных структурах принадлежит Президенту РФ. Следует учитывать, что со времени избрания первого Президента России этот институт претерпел значительные изменения. Из чисто номинальной Президент РФ превратился в ключевую фигуру с широкими полномочиями сдерживания законодательной власти, контроля за деятельностью исполнительной и формирования судебной власти. Нормы действующей Конституции РФ дают четкое представление о правовом статусе Президента, требованиях, предъявляемых к кандидату на пост главы государства, определяют его полномочия.
Конституционно-правовой статус Президента РФ включает определение места этого органа в системе органов государственной власти, его предназначение и роль в системе распределения властных полномочий, особые требования, предъявляемые к кандидату на пост Президента. Так, согласно ст. 80 Конституции РФ, Президент РФ является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он не входит ни в одну их трех ветвей власти и выступает в отношении них как арбитр. Президенту отведена роль гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета государства, его независимости и целостности. Президент определяет основные па-правления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Россию внутри страны и на международной арене. К кандидату на пост главы государства и лицу, занимающему должность Президента, предъявляются особые требования: им может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет; одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд; при вступлении в должность Президент приносит народу присягу. Президент обладает всей полнотой прав, свобод и обязанностей, свойственных правовому статусу обычного гражданина, но вместе с тем статус Президента дополнен одной важной деталью, отличающей его от иных граждан: Президент РФ обладает неприкосновенностью.
В соответствии с внесенными в Конституцию РФ поправками Президент РФ избирается на шесть лет гражданами России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, текст которой определен в ст. 82 Конституции РФ, и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Таким образом, Конституция РФ исключает какие-либо перерывы в осуществлении президентской власти на территории государства. Исполнение полномочий Президентом может быть прекращено досрочно в случае его отставки, стойкой нетрудоспособности по состоянию здоровья или отрешения от должности. Во всех указанных случаях полномочия Президента РФ временно исполняет Председатель Правительства РФ, который нс имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президента.
Особой характеристикой правового статуса Президента РФ является возможность отрешения его от должности. Конституция РФ устанавливает не только основания, порядок процедуры отрешения, но и указывает круг высших органов государственной власти, участвующих в этой процедуре, а также полномочия каждого органа. Так, Президент может быть отрешен от должности только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. При этом сама Государственная Дума не вправе принимать решение об отрешении Президента, которое по существу принимается другой палатой Федерального Собрания — Советом Федерации — после заключения Верховного Суда РФ, подтверждающего законность и обоснованность выдвинутого Государственной Думой обвинения о наличии в действиях Президента признаков преступления. Весь процесс находится под контролем Конституционного Суда РФ, который дает заключение о соблюдении установленного Конституцией РФ порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.
Конституционные полномочия Президента РФ можно объединить в следующие группы;
— права и обязанности, связанные с формированием и деятельностью Федерального Собрания РФ;
— полномочия, связанные с формированием и деятельностью Правительства РФ;
— полномочия, связанные с формированием судебной системы и деятельностью Прокуратуры РФ;
— полномочия в области обороны, безопасности и внешних сношений;
— полномочия, связанные с координацией деятельности властных структур государства;
иные полномочия. В соответствии со ст. 84 Конституции РФ Президент РФ:
— назначает выборы Государственной Думы;
— распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
— назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом (референдумы являются формой прямой демократии, т.е. формой осуществления народом законодательной власти непосредственно);
— вносит законопроекты в Государственную Думу;
— подписывает и обнародует федеральные законы;
— обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
В отношении органов исполнительной власти Президент:
— назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
— утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти;
— по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;
— принимает решение об отставке Правительства РФ;
— имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.
К этой группе относятся и полномочия, связанные с непосредственным участием Президента в управлении:
— формирование Совета Безопасности РФ, который возглавляется Президентом;
— формирование Администрации Президента РФ;
— назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ;
— назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;
— назначение и отзыв (после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального собрания) дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.
Наличие этих полномочий говорит о близости Президента к исполнительной ветви власти, что свидетельствует в пользу мнения, что наша республика более президентская, чем парламентарная, несмотря на возможность Президента РФ распустить Государственную Думу.
В отношении судебной власти и прокуратуры РФ Президент обладает следующими полномочиями:
— представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ,
Верховного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и его заместителей, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ;
— назначает судей других федеральных судов.
В области обороны, безопасности и внешних сношений Президент РФ:
— является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;
— утверждает военную доктрину России;
— назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;
— формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ (последние два полномочия относятся одновременно к его правам, связанным с исполнительными органами);
— вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение в случае агрессии против Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
— вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания. Указы Президента РФ по последним двум вопросам подлежат утверждению Советом Федерации;
— осуществляет руководство внешней политикой РФ:
— ведет переговоры и подписывают международные договоры РФ,
— подписывает ратификационные грамоты,
— принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей,
— назначает дипломатических представителей РФ.
Президент РФ осуществляет координацию деятельности всех иных властных структур в государстве. Прежде всего это относится к разрешению конфликтных ситуаций между ветвями законодательной и исполнительной власти. Так, после трехкратного отклонения представленных кандидатур на должность Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ. но распускает Государственную Думу и назначает новые выборы депутатов.
Конституция называет и иные варианты разногласий между исполнительной и законодательной ветвями власти, при разрешении которых Президент РФ выбирает одно из решений: отправить в отставку Правительство РФ или распустить Государственную Думу (ст. 117).
Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. При этом Президент РФ может приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия последних Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса судом.
Президент РФ осуществляет также следующие полномочия, связанные с правовым статусом личности:
— решает вопросы гражданства России и предоставления политического убежища;
— награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания;
— осуществляет помилование.
По вопросам, относящимся к его компетенции, Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Они являются подзаконными актами и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения утверждаются Советом Федерации.