Форма государственного устройства современной России

1. По форме государственного устройства современное Российское государство является федерацией. Правовой основой ее образования послужили Конституция 1978 г. с ее многочисленными поправками, включая поправку, касающуюся замены названия государства РСФСР на «Российская Федерация», а также Федеративный договор, подписанный субъектами Российской Федерации в 1992 г., Конституция Российской Федерации 1993 г., закрепившая на конституционном уровне федеративную форму государственного устройства постсоветской России и установившая равнозначность наименования «Российская Федерация» и «Россия» (ст. 1), и Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

В структурном, равно как и в других отношениях Российская Федерация представляет собой весьма сложное, многомерное явление. В качестве ее структурных составных частей — субъектов Федерации выступают как другие государства (республики), так и государственные образования (края, области, города федерального значения, автономная область, и автономные округа). В настоящее время в составе Российской Федерации насчитывается 89 субъектов. Из них: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального подчинения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Большинство автономных округов — субъектов РФ входит в состав других субъектов РФ — краев и областей. Один из них (Чукотский автономный округ, расположенный на территории Магаданской области) в настоящее время имеет прямые связи с «центром» в лице федеральных органов власти, управления и др.

Весь перечень субъектов Российской Федерации и их названия закреплены конституционно (п. 1 ст. 65). В конституционном порядке определены также все их виды, главные отличительные особенности каждого из них, а кроме того — характер отношений субъектов РФ между собой и с Российской Федерацией в целом. Статья 4 Конституции РФ, констатируя, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, в то же время устанавливает, что все субъекты РФ, независимо от их видов, равноправны во взаимоотношениях как между собой, так и с федеральными органами государственной власти.

Разумеется, речь идет лишь о формально-юридической стороне взаимоотношений субъектов Российской Федерации, а не об их фактическом равенстве. Существование последнего в принципе проблематично с учетом весьма значительных различий субъектов РФ по размерам занимаемой ими территории, по численности и плотности населения, по уровню развития экономики в целом или отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также по другим параметрам. Именно в силу этих различий и иных объективных и субъективных причин одни из субъектов РФ являются донорами в федеральный государственный бюджет, а другие, наоборот, выживают за счет дотаций из федерального бюджета.

Однако не только в практическом, но и в формально-юридическом плане субъекты РФ не во всем равны. Наиболее зримо это проявляется, в частности, в том, что одни из них по своему статусу являются государствами со всеми вытекающими из этого для них преимуществами, а другие — лишь государственными образованиями. Исходя из формально-юридического и фактического неравенства субъектов Российской Федерации, ее зачастую характеризуют как «асимметричную» федерацию.

Российская Федерация создается и функционирует на основе строго определенных принципов, которые закрепляются в Конституции РФ и детализируются в текущем законодательстве'. В наиболее общем и в то же время концентрированном виде они представлены в ст. 5 Конституции России. В ней официально провозглашается и конституционно закрепляется, что «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.

В более развернутом виде на конституционном уровне эти принципы закрепляются в ряде других статей российской Конституции.

Наши рекомендации