Законотворчество: понятие, этапы, основные стадии. Законодательная техника

Законотворчество– процесс, представляющий собой систему относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных на создание закона действий специальных субъектов.

Стадии законотворческого процесса:

1) законодательная инициатива– предоставленное строго определенным субъектам право на внесение в законодательные органы законопроектов или предложений по совершенствованию законодательства. Право внесения законопроекта или предложения должно соответствовать обязанности представительного органа рассмотреть законопроект или готовый текст будущего проекта.

Правом законодательной инициативы обладают (ст. 104 Конституции РФ):

а) Президент РФ;

б) Совет Федерации;

в) депутаты Государственной Думы;

г) Правительство РФ;

д) законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

е) Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ по вопросам их ведения. На уровне субъектов РФ субъектом законодательной инициативы может быть также и население соответствующего субъекта;

2) обсуждение законопроекта– стадия, которая проходит на заседаниях палат представительного органа в несколько чтений:

а) обсуждение концепции законопроекта (первое чтение);

б) обсуждение по существу, т. е. постатейно или по разделам (второе чтение);

в) обсуждение законопроекта в целом со всеми внесенными поправками (третье чтение). Возможно также и всенародное обсуждение законопроекта.

Допускается внесение в законопроект поправок, изменений и дополнений. По окончании обсуждения возможны либо принятие, либо отклонение, либо отправление законопроекта на доработку и повторное рассмотрение;

3) принятие закона – стадия законодательной деятельности, которая осуществляется согласно ст. 105 Конституции РФ на заседании Государственной Думы. В ст. 106 Конституции РФ содержится четкий перечень вопросов, по которым после принятия требуется одобрение Советом Федерации. Принятие законов осуществляется путем голосования, которое может быть открытым или тайным, простым или квалифицированным;

4) подписание закона– стадия законотворчества, которая осуществляется Президентом РФ. В случае несогласия с представленным законопроектом Президент РФ может наложить отлагательное вето и направить его на повторное рассмотрение в парламент;

5) опубликование закона– заключительная стадия законотворчества, которая определяет момент вступления закона в юридическую силу. Официальному опубликованию законы подлежат в течение семи дней со дня подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА – совокупность правил, методов. средств и приемов (инструментов), используемых субъектами законодательного процесса, для организации и осуществления законодательнойдеятельности. Инструментарий законодателя классифицируется по предмету(перечню решаемых задач ивопросов), назначению и содержанию. Классификация по этим признакам позволяет выделить три основныхвида З.т.: техника организации законодательной деятельности, техника концептуальной разработки проектовзаконодательных решений, техника написания и оформления текстов законопроектов (юридическая техника).

Предметом З.т. является:

а) структура и технология законодательного процесса. в том числе состав, содержание и последовательность его стадий, этапов и задач, условия их выполнения, а также требования к содержанию и качеству их результатов;

б) организационная структура - состав и компетенция субъектов законодательного процесса;

в) задачи, функции и организация системы управления законодательным процессом;

г) функции и организация системы обеспечения законодательного процесса. включая правовое, информационно-аналитическое. документационное. Организационно-техническое и другие виды обеспечения;

д) задачи и организация официальной инкорпорации законодательства - издания от имени компетентных государственных органов сборников действующих законодательных актов, систематизированных в хронологическом, тематическом или ином порядке.

Назначение З.т. - достичь оптимального сочетания стабильности законодательного процесса и своевременного внесения объективно необходимых изменений.

Техника концептуальной разработки законопроектов применяется для решения задач, возникающих на начальных этапах законодательного процесса: анализа проблемной ситуации в определенной сфере общественных отношений и в системе регулирующих их норм: определения целесообразности законодательного вмешательства в сложившуюся систему общественных отношений: установления целей, предмета, принципов и способов законодательного регулирования; определения состава (перечня) необходимых законодательных актов, их структуры, взаимосвязей и основных положений.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ (ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ) ТЕХНИКА- это совокупность определенных приемов, которые применяются при разработке содержания и формы законодательных актов (в том числе уголовных законов).

К таким приемам относятся:

1) юридическая терминология, 2) юридические конструкции, 3) способы построения закона. Юридические термины - это словесные обозначения государственно-правовых понятий, с помощью которых выражается и закрепляется содержание законодательных предписаний государства. Юридические термины подразделяются на следующие разновидности:

1. Общезначимые термины (характеризуются тем, что они употребляются в обыденном смысле и понятны всем, например, "неоказание помощи").

2. Специальные юридические термины обладают особым правовым содержанием, например, необходимая оборона, крайняя необходимость, бандитизм, судимость и т. д.

3. Специальнотехнические термины отражают область специальных знаний - техники, экономики, медицины и т. д. Например, тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека; нарушение правил международных полетов и т. д. Использование юридических терминов должно отвечать определенным требованиям.

- Во-первых, один и тот же термин в одном законе должен употребляться однозначно. Исключения должны быть оговорены на законодательном уровне (например, различное понимание "крупного ущерба" в различных статьях УК РФ).

- Во-вторых, термины должны быть по возможности общепризнанными, употребляемыми в обиходе.

- В-третьих, термины должны обладать устойчивым характером, сохранять свой особый смысл по всему тексту уголовного закона и зависимых от него законов, подзаконных, актов и актов толкования.

Юридическая конструкция - это структурное расположение правового материала, которое характеризуется внутренним единством прав, обязанностей и форм ответственности соответствующих лиц.

Например, при конструировании квалифицированного состава преступления используется ссылка на основной состав (либо его название) и указание на квалифицирующий признак; такая юридическая конструкция экономит законодательный материал при описании диспозиции, санкция же всегда указывается полностью.

Например: "То же деяние, совершенное неоднократно либо с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с конфискацией имущества" (ч. 2 ст. 227 УК РФ "Пиратство"). Способы конструирования законов (и иных нормативно-правовых актов) - это совокупность приемов, с помощью которых вырабатывается их текст. Наиболее распространенный способ характеризуется применением силы абстракции к правовой материи. Например, кража есть тайное хищение чужого имущества (ч. 1 ст. 158 УК РФ). Законодатель абстрагируется от видов и форм имущества и проч. Второй способ, казуистический, указывает на конкретные, особенные случаи. Казуистический способ используется, например, при законодательном толковании термина путем приведения перечня. Например, понятие тяжкого вреда здоровью, определенное в ч. 1 ст. 111 УК РФ. В современном уголовном законодательстве абстрактные формулировки преобладают над казуистическими.

Наши рекомендации