Подходы к пониманию государства

Помимо многообразных определений понятия государства, в современной юридической литературе можно выделить и основные подходы к понятию государства: теологический, арифметический (классический), юридический, кибернетический и социологический.

Хронологически первым, с исторической точки зрения, является теологический подход.

Данный подход принято считать самым ранним так как «теологические взгляды на государство зародились ещё в древнем Египте, Китае, Вавилоне, но как определённые направления, хотя и с разными истолкованиями текстов, они сложились в иудаизме, христианстве и исламе». Согласно данному подходу государство является продуктом творения Бога, им же определяется его деятельность, а преступление против государства, является также преступлением и против Бога. Помимо всего прочего теологический подход обладает для людей некоторыми положительными для людей сторонами. В христианстве - это призыв к правителю следовать некоторым общечеловеческим ценностям, а в исламе - консультации правителя с авторитетными представителями народа для поиска тех или иных компромиссов.

Арифметический (классический) подход тоже имеет корни из далёкого прошлого. Согласно данному подходу государство рассматривалось как «объединение для того, чтобы построить жизнь на началах цивилизации, упорядочить отношения людей на определённой территории, используя власть народного собрания». Некоторые учёные считают главным в этом подходе политическую власть олигархии, другие особо выделяют роль населения. Но данный подход характеризуется определённостью, чёткостью, он отражает в некоторой мере объективную действительность того времени.

Кроме теологического и арифметического подходов целесообразно ещё выделить юридический подход к понятию государства. Суть данного подхода заключается в «выступлении государства субъектом права в международных отношениях и в отношениях внутри страны». За какой-либо вред, причинённый личности государство несёт ответственность. Но положения о государстве, как юридическом лице не способны в полной мере раскрыть всех его качеств как особого политико-правового учреждения.

Имеет распространение также и кибернетический подход к понятию государства. Он состоит в том, что «государство рассматривается как определённая система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями». Такой подход, несомненно, отражает все реалии связанные с государством, так как осуществление публичной власти можно понимать как движение информации.

Наиболее широкое распространение в современной науке получил социологический подход к пониманию государства. Данный подход представлен самыми различными школами, которые принято делить на марксистские и немарксистские.

В марксисткой литературе государство определяется как «универсальная политическая организация общества». В немарксистской литературе государство рассматривается как «юридическая персонификация нации, коренящаяся в централизации экономической жизни страны». Государство выступает не в качестве какого-либо органа диктатуры, а в качестве одного из представителей народа, сотрудничая с ним по вопросам компромисса. В современном толковании этих школ государство не является полностью беспристрастным, так как на его деятельность оказывается определённое влияние, выражающееся в деятельности заинтересованных групп (групп давления). Именно из-за этого некоторые авторы рассматривают государство как явление, имеющее определённые черты классовости, а внеклассовый характер государства служит одним из важнейших факторов выполнения функций арбитра в отношениях между различными слоями и группами общества.

Термин «государство» в русском языке происходит от сло­на «государь» (князь, царь, обладающие властью). В сербском языке — «држава». Этот термин имеет место и в русском язы­ке, используется обычно в торжественном, возвышенном смысле. Термином «держава» обозначается и символ высшей, державной власти русских монархов. Он представлял собой золотой шар с крестом наверху.

Следует отметить, что обобщающее понятие государства появилось в XVI в. Его ввел Н. Макиавелли, использовав тер­мин 1о 5Шо, образованный от латинского 51а1и5. До этого ис­пользовались более конкретные понятия: полис (государст­во-город), сщ^аа (государство-город), геа риЬИса (дело наро­да), княжество, королевство, герцогство, царство, империя и т. д. Впоследствии этими терминами стали обозначать пре­имущественно формы государства. Однако следует отметить, что и сам термин «государство» неоднозначен. Иногда с его помощью обозначается общество в целом, или страна как не­кое геофафическое пространство.

Государство в истории политической мысли понималось и определялось различным образом. И в современной науч­ной литературе существуют разные подходы к его пониманию.

Остается актуальным теологический подход к пониманию государства. Согласно христианскому учению, государство — божественного происхождения. «Дар власти — от Бога», — сказано в послании римского папы Льва XI («Новые дела»). «Это как бы власть Божия — с отеческой заботой, которая не только руководит целым, но и касается частностей». Целью иласти является не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважат ь права, чьи бы они ни были, оберегать рабочих от жестокости хищных хозяев и т.д.

Другой разновидностью теологического подхода является мусульманское учение, согласно которому глава государства халиф -— наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Суверен {халиф, имам, правительство) — не госпо­дин, а слуга мусульманского права, которое он изменить не может.

Юридический подход к государству состоит в том, что го­сударство рассматривается как юридическое лицо, юридиче­ская персонификация нации. Нормативист Г. Кельзен (см. гл. 13) рассматривает государство как воплощение права, пер­сонифицированного права народа. Власть есть само право.

При классическом подходе к государству последнее пони­мается как совокупность трех элементов: власть, территория, население. Такой подход в общем никем не отрицается, ибо государство действует на определенной территории, оно — орудие политической власти, власть его распространяется на все население.

Кибернетический подход к государству состоит в том, что оно рассматривается как определенная система, в рамках ко­торой движется информация с прямыми и обратными связя­ми. Такой подход, безусловно, отражает определенные реаль­ности, связанные с государством, ибо осуществление власти в определенной мере есть движение информации в виде пря­мой связи государства с обществом — издание законов и иных обязательных правовых актов, обращенных к членам общест­ва, я в виде обратной связи — информация о состоянии уп­равляемых государством систем, процессов.

Социологический подход заключается в том, что государст­во — явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено и т. д. Однако здесь наблюдается два течения. Согласно первому государство о) ождсствляется с обществом, государство есть само общест­во, особым образом организованное. По Аристотелю, госу­дарство — «сообщество равных, имеющих цель совершенст­вования жизни». Государство образуют только граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательным пра­вом. Таким образом, большинство населения (часть свобод­ных и рабы тем более) исключается из государства. Государ­ство выступает как власть меньшинства. Отождествление об­щества и государства мы видим у Канта: государство — объ­единение людей под эгидой права. Коркунов определял государство как союз свободных людей с принудительным правопорядком.

Второй вариант социологического подхода состоит в том, что государство — относительно самостоятельная организа­ция, не совпадающая с обществом, самостоятельный инсти­тут. Это по сути дела современный подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государ­ства. Государство — это организация особого рода, отвечаю­щая на вопросы: кому и чему оно служит, каковы его цели и задачи?

Либеральная концепция государства — это концепция «го­сударства -- ночного сторожа». Государство не вмешивается и экономические и социальные отношения, не управляет эко­номикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» — нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п.

Согласно концепции «государство — менеджер» государ­ство — нейтральный управитель общественными делами.

Концепция «государство — социальный арбитр» состоит в следующем. Общество социально неоднородно, индивиды и социальные группы имеют разные интересы, интересы могут не совпадать и даже противоречить друг другу. На этой основе могут возникать различного рода конфликты. В таких случаях государство выступает как арбитр, разрешает конфликты, сглаживает противоречия. М. Вебер определяет государство как организованное принуждение. Государство есть союз, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное принуждение.

Каждое из этих определений отражает какую-то одну сто­рону государства и имеет, следовательно, под собой опреде­ленные основания.

Особое место занимает марксистское понимание государ­ства. Марксизм рассматривает государство как особую орга­низацию, выделившуюся из общества в результате разделения общественного труда. Марксизм подчеркивает классовую сущность государства, видит в государстве орудие политического превосходства одного класса над другим, как правило экономического господствующего. С помощью государства этот класс становится не только экономически, но и политически господствующим. К. Маркс и В. Ленин зачастую использова­ли метафорическое выражение: государство — «машина для подавления одного класса другим». Это орудие диктатуры оп­ределенного класса. Социалистическое же государство — ору­дие диктатуры пролетариата как власти большинства. В ны­нешнем веке взгляды марксизма на социалистическое госу­дарство претерпели изменения. Был сделан вывод о перерас­тании диктатуры пролетариата в общенародное государство, а впоследствии марксизм воспринял и концепцию правового государства.

Наши рекомендации