Тема 39 Государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями

1. Сущность государственного управления иностранными делами. Внешняя политика Российской Федерации в международных отношениях.

2. История международных отношений, Россия как их субъект. Дипломатия как средство осуществления внешней политики России.

3. Понятие и содержание внешнеполитической деятельности РФ, ее правовая основа.

4. Принципы государственного управления иностранными делами. Приоритетные направления.

5. Организационно-правовая система управления иностранными делами. Требования к участникам государства в международных отношениях.

6. Определяющая роль Президента РФ в реализации внешней политики России. Роль Председателя Правительства РФ в этой сфере.

7. Правовое положение МИДа РФ как органа, осуществляющего отраслевое управление иностранными делами (центральный аппарат; заграничные учреждения; территориальные органы; организации, подведомственные МИДу РФ). Полномочия Министра иностранных дел РФ, его право и обязанность на скрепу (констрасигнатуру).

8. Правовое положение коллегии МИДа РФ, департаментов МИДа РФ.

9. Правовое положение дипломатических представительств, посольств, дипломатических миссий, консульских учреждений (генеральных консульств, вице-консульств, консульских агентств, представительств различных министерств и ведомств). Посольство России – элемент МИДа РФ.

10. Правовое положение временных зарубежных организаций РФ (участие в международных форумах и т.п.).

11. Статус дипломатических представительств и их персонала.

12. Принципы деятельности посольств. Политическая и юридическая ответственность сотрудников посольств.

13. Структура посольства (посол; торговый представитель или торговый советник; военный, военно-морской и военно-воздушный атташе, или же военный атташе с двумя помощниками: по военно-морским и военно-воздушным делам; далее по иерархии – советники по специальным вопросам: политическим, экономическим и культуре; секретариат; в посольстве могут создаваться отделы или группы по направлению, например, отдел информации, библиотека и т.д., функционируют и другие службы).

14. Задачи и функции посольства.

15. Усилия Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности, в том числе с учетом ее ответственности как постоянного члена Совета Безопасности ООН.

16. Участие Российской Федерации в деятельности ООН, СНГ, органов союзного государства, международных организаций (например, Юнеско), в работе международных конференций, форумов. Повышение роли Российской Федерации как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем.

17. Правовое положение МГИМО (университета) и Военно-дипломатической академии.

Тема 40 Организационно-правовые формы управления внешнеэкономической деятельностью в РФ

Торговые представительства. Роль региональных органов и органов местного самоуправления в этой сфере. Правовое положение Академии внешней торговли. Государственный контроль в области внешнеэкономической деятельности.

Тема 41 Управление промышленностью и энергетикой

1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой. Роль инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, нефтегазовое, электронное, приборостроение, станкостроение, радиопромышленность, новые технологии) в современной модернизации промышленности и энергетики.

2. Органы отраслевого управления в сфере промышленности и энергетике: правовое положение Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации; правовое положение Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии; правовое положение Федерального агентства по энергетике.

3. Правовое положение Федерального агентства по атомной энергии.

4. Предприятия и объединения в промышленности. Управление в этой сфере как функция собственника.

5. Региональные органы субъектов Федерации и местного самоуправления в этой сфере.

6. Государственный контроль и надзор в сфере промышленности и энергетики. Правовое положение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Наши рекомендации