Система административного права.

Любая система представляет собой совокупность элементов, гармонично взаимосвязанных между собой и образующих качественно однородное целое. Систему должна характеризовать возможность ее автономного функционирования. Система должна обладать свойством взаимодействовать с иными системами. Система отличается также внутренним единством: единством природы каждого из ее элементов; единством целей, задач, функций системообразующих компонентов.

Система административного права обладает всеми указанными признаками. При этом следует подчеркнуть необходимость выделения системы административного права как отрасли права, и системы административного права как учебной дисциплины.

Если вести речь о системеобразующих элементах отрасли административного права, то в качестве наиболее элементарного компонента выступает норма административного права. Система административного права представлена нормами, регламентирующими публичные общественные отношения, которые возникают в связи с формированием субъектов, представляющих исполнительную власть, осуществлением ими правотворческой и правоприменительной деятельности, а также совокупность административно-деликтных отношений, обязательными участниками которых являются субъекты, представляющие либо исполнительную, либо судебную власть.

Опора на норму административного права при характеристике системы административного права не дает структурированного представления об отрасли административного права. Нормы административного права позволяют подчеркнуть качественную однородность административно-правовой материи. Необходимы данные, которые подчеркивали бы конструктивную особенность построения административно-правового материала. Такую информационную нагрузку несет в себе институты административного права. Именно институциональные основы административного права могут быть востребованы для изучения системы административного права.

Институты административного права, понимаемые как совокупность норм, регламентирующих однородные отношения, могут быть объединены в три большие группы.

Первая группапредставлена институтами, позволяющими идентифицировать участников административно-правовых отношений. Кроме того, в рассматриваемую группу институтов входят те, которые позволяют отграничивать административно-правовую материю от иных правовых субстанций.

В рамках рассматриваемой группы в первую очередь следует говорить о совокупности норм, позволяющих определить природу исполнительной власти. Объектом исследования при определении природы исполнительной власти воспринимаются так называемые компетенционные нормы, определяющие правовое положение субъектов, представляющих исполнительную власть. Данная группа однородных норм может быть объединена в институт компетенции.

При характеристике субъектов административного права институт компетенции обозначает свою новую грань. Речь идет об институте административно-правового статуса.Данный институт необходимо проецировать на каждого субъекта административного права: человека и гражданина, органа исполнительной власти, государственного служащего, предприятия, учреждения и организации, общественного объединения.

Два указанных института составляет основу первой части курса: «Административное право России». В Московском университете МВД России эта часть курса получила название: «Исполнительная власть и административное право»

Вторая группа охватывает институты, регламентирующие позитивные отношения. В их числе необходимо назвать следующие институты: регистрации, лицензирования, технического регулирования (сертификации, стандартизации), квотирования, аттестации, аккредитации, государственных заказов, государственной службы, предложений и заявлений, административного договора, учета и отчетности, поощрения, ученой степени и ученого звания, доступа к информации.

К указанной группе примыкают и некоторые другие институты. Среди них: жалобы (административного иска), контроля, административного надзора, специальных административно-правовых режимов.

Совокупность институтов, включенных в данную группу составляет содержание второй части курса: «Административное право России», преподаваемого в Московском университете МВД России.

Вторая часть курса предложена вместо традиционной особенной части курса: «Административное право России», в рамках которой изучались правовые основы управления в экономической, административно-политической и социально-культурной сферах.

Третья группавключает институты и нормы, которые составляют содержание административно-деликтного права. Указанная группа институтов и норм вошли в состав третьей части курса: «Административное право России», которая озаглавлена «Административно-деликтное право».

В рамках третьей части курса: «Административное право России» изучаются законодательство об административных правонарушениях, понятие, признаки и состав административного правонарушения, институты административного наказания, обстоятельств, исключающих деликтность деяния, освобождения от административной ответственности, назначения административного наказания, виды административных правонарушений.

Предложенная система отрасли административного права позволяет выделить три вида институтов административного права: а) институты, определяющие природу и концептуальную основу отрасли (первая группа институтов); б) институты, регламентирующие позитивные общественные отношения с участием субъектов, представляющих исполнительную власть, а также примыкающие к этой группе отношения, в которых присутствует спор о праве (вторая группа институтов); в) институты, регламентирующие административно-деликтные отношения (третья группа институтов).

Уход от традиционного построения отрасли и курса административного права обусловлен, с одной стороны, важностью институционального подхода к изучению административно-правового материала, с другой – малой эффективностью изучения управления в различных сферах и слабой востребованностью жизнью полученных при этом знаний.

Наши рекомендации