Методы административно-правового регулирования.

Метод правового регулирования – это способ воздействия на общественные отношения. Общая теория права выделяет три метода правового регулирования: а) дозволение; б) предписание; в) запрет.

Дозволениесводится к разрешению действовать или воздержатся от действий в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Предписание предполагает возложение обязанности действовать или воздержаться от действия в соответствии с требованиями правовой нормы.

Запретозначает обязанность не совершать определенные нормой права деяния (действие или бездействие) под угрозой применения соответствующих санкций.

Все указанные методы правового регулирования являются атрибутами первичного элемента правовой материи – нормы права. Каждый из них находит свое проявление во всех отраслях права. Административное право, разумеется, не является исключением.

Так, метод дозволения в административном праве используется в рамках института усмотрения. Например, должностному лицу, рассматривающее дело об административном правонарушении, дозволено применять любой размер наказания в пределах между минимальным и максимальными его параметрами, установленными законом.

Предписание является наиболее распространенным методом регулирования административно-правовых отношений. В этом методе проявляется властная природа отношений, регулируемых нормами административного права. Например, нормами административного права гражданам предписано регистрироваться по месту жительства и пребывания.

Запрет как метод правового регулирования в одних случаях имеет прямое закрепление в нормах права. Например, запрет на получение государственным служащими подарков и вознаграждений от физических и юридических лиц за исполнение своих функциональных обязанностей, запретительные знаки в сфере дорожного движения и др. В других случаях такой запрет предполагается. Для иллюстрации можно сослаться на КоАП РФ, в котором большинство составов правонарушений основано на предполагаемых запретах. Например, в соответствии со статьей 21.1. КоАП РФ предусмотрена ответственность за мелкое хулиганство, то есть нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок или спокойствие граждан. Соответственно, указанные действия запрещены под страхом наказания.

Известный представитель административно-правовой науки В.Д. Сорокин на основе обстоятельных теоретических изысканий пришел к выводу, в соответствии с которым следует говорить о едином методе правового регулирования, основанном на трех указанных методах регулирования: дозволении, предписании и запрете.[1] Речь, по существу идет о так называемом триедином методе правового регулирования. По убеждению ученого каждый из трех методов правового регулирования не может действовать изолированно друг от друга. «Одновременное использование дозволения, предписания и запрета в различных предусмотренных законом ситуациях, когда один из компонентов выполняет роль непосредственно воздействующего фактора, а два других обеспечивают, в соответствующих случаях «подстраховывают» это воздействие является, - как отмечает В.Д Сорокин – необходимым условием эффективного правового метода»[2].

Если согласится с тезисом о том, что методы дозволения, предписания и запрета проявляют себя в любой из отраслей права, а не соглашаться с ним нельзя, или с еще более радикальным утверждением о едином (триедином) методе правового регулирования, то напрашивается следующий вопрос. В какой мере метод правового регулирования может быть востребован для осуществления идентификации отрасли права?

Ответ на поставленный вопрос В.Д. Сорокину видится в выделении типов единого метода правового регулирования. В основу выделения типов единого метода правового регулирования им положен признак доминанты. Первый типгражданско-правовой.В этом типе единого метода правового регулирования в «триаде» способов воздействия доминирует дозволение.Второй тип административно-правовой,в котором преобладает предписание.Третий типуголовно-правовой, в котором наиболее широко представлен запрет.[3]

Типологизация триединого метода правового регулирования для осуществления идентификации отраслей права, представляет и научный, и практический интерес. Однако предложенный подход не обеспечивает однозначного решения поставленной задачи. А внимательная «примерка» типов единого метода правового регулирования к той или иной отрасли вызывают новые вопросы.

Так, не понятно, почему доминирование запрета в едином методе правого регулирования рассматривается как уголовно-правовой тип единого метода правового регулирования? С таким же успехом этот тип единого метода правового регулирования может быть назван административно-правовым, если иметь в виду составы административных проступков, предусмотренных в КоАП РФ. Кроме того, доминирование того или иного компонента единого метода правового регулирования в той или иной степени возможно в любой отрасли права. Например, метод дозволения доминирует при заключении административного договора между Российской Федерацией и ее субъектами о разделении предмета ведения сторон договора.

Каждый из указанных типов единого метода правового регулирования в большей или в меньшей степени проявляют себя в административном праве. В этой связи необходимо определить признак, который адаптирует тот или иной тип единого метода правового регулирования к отрасли административного права.

Таким признаком является объект правового регулирования. В административном праве объектом регулирования выступают публичные отношениях, в рамках которых осуществляется реализация властной природы ее участников. При этом речь может идти как о властной природе субъектов, представляющих публичную администрацию или судебную власть, так и о властной природе частных лиц, в соответствии с Конституцией РФ являющихся единственным источником власти в Российской Федерации. Власть граждан, являющихся единственным источников власти, проявляется в полномочиях по осуществлению противодействия незаконным проявлениям публичной власти.

Таким образом, для административного права характерны все возможные методы правового регулирования: дозволения, предписания и запреты. Наиболее востребованными в административном праве методами регулирования являются предписания и запреты. В совокупности оба указанных метода образуют так называемый императивный метод правового регулирования. Но в административном праве представлен и метод дозволения, который лежит в основе диспозитивного метода правового регулирования. При изучении каждого из указанных методов регулирования необходимо учитывать особенности объекта правового регулирования. В административном праве объектом регулирования выступают общественные отношения, охватываемые предметом отрасли административного права.

Наши рекомендации