Основы административно-правового статуса гражданина рф
Тема 4: Административно-правовой статус граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.
1. Основы административно-правового статуса гражданина РФ.
2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
3. Административно-правовые гарантии прав граждан. Обращение граждан.
4. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Тема 4: Административно-правовой статус граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.
1. Основы административно-правового статуса гражданина РФ.
2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
3. Административно-правовые гарантии прав граждан. Обращение граждан.
4. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Основы административно-правового статуса гражданина РФ
Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.
Особенностиправового статуса гражданина.
1. Носит сложный комплексный характер: связан с нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права.
2. По обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (пр.: право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами), либо только обязанности (пр.: соблюдать Правила дорожного движения), либо права и обязанности (пр.: при рассмотрении дел об административных правонарушениях гражданин имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность уплатить в установленный срок наложенный на него штраф).
3. Содержание административно-правового статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (пр.: Гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (пр.: гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному задержанию и доставлению в милицию).
4. Включает права и обязанности, общие для всех граждан (пр.: обязанность соблюдать правила пожарной безопасности), права и обязанности, принадлежащие только какой-либо категории граждан (пр.: водителям автомобильного транспорта), а также права и обязанности конкретных индивидов (пр.: беженцы или вынужденные переселенцы).
Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации представляет собой сложное юридическое образование, включающее четыре основных элемента, складывающихся из совокупности определенных прав и обязанностей.
1) группа прав и обязанностей, которая характеризует правовой статус личности, человека как субъекта административного права.
Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Это означает, что личность, человек является в Российской Федерации субъектом российского права, в том числе права административного.
2) статус гражданина Российской Федерации.
Эта сторона административного статуса закреплена рядом статей Конституции Российской Федерации, содержащих нормы: об участии в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ); о праве собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) об обязанности нести воинскую службу (ст. 59).
Это также нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37); право частной собственности, в том числе на землю (ст. 35, 36) и т.д.
3) социальный элемент статуса.
В соответствии с этим выделяются статусы:
• государственного служащего, положение которого регулируется такими актами, как Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»; Федеральный закон от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»; и др.
• учащегося, основы которого закреплены, например, федеральными законами от 13 января 1996г. «Об образовании», от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
• военнослужащего, основы которого закреплены, например, федеральными законами от 31 мая 1996 г. «Об обороне», от ; 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащего» и др.;
• пенсионера, основы которого закрепляет, например, Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Кроме того, действующее законодательство регулирует административно-правовой статус и других категорий граждан Российской Федерации, например ветеранов, инвалидов, вынужденных переселенцев.
4) особый статус, включающий права и обязанности, которые гражданин приобретает по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей.
Это, например, любители-охотники, любители-водители, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ, подтверждающий их официальное право; на занятие избранным делом.
При этом законодательство предусматривает возможность лишения на срок до трех лет специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств), за грубое или систематическое нарушение порядка пользования им.
Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования (ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ).
Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.
Подадминистративной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Возникает она с момента рождения гражданина. Все граждане РФ обладают равным объемом административной правоспособности. Она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством (пр.: в КоАП предусмотрена возможность временного, лишения гражданина права управления транспортным средством за соответствующие нарушения Правил дорожного движения). То есть объем административной правоспособности граждан может быть изменен только государством путем издания соответствующих актов. Конституцией РФ обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (пр.: право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и т.д.).
Административная правоспособность граждан может определяться применительно к возрасту, уровню образования, состоянию здоровья и т.д. Она служит основой административной дееспособности граждан. Моментом прекращения административной правоспособности гражданина является его смерть.
Административная дееспособность гражданина — признаваемая за ним способность своими собственными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления. Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет — получение паспорта, затем в 16 лет — возможность привлечения к административной ответственности, и полная — по достижении гражданином 18 лет. Определенные меры дисциплинарного взыскания могут применяться к учащимся образовательных учреждений вплоть до отчисления из школы, в данном случае говориться о частичной дееспособности, которая наступает с 7 лет.
При этом необходимо учитывать, что не все граждане РФ обладают одинаковой административной дееспособностью (пр.: не обладают административной дееспособностью лица, страдающие некоторыми психическими заболеваниями, а также граждане, которых в соответствии с законом и на основании судебного решения иного компетентного органа лишили определенных прав).