Основы административно-правового статуса гражданина рф

Тема 4: Административно-правовой статус граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.

1. Основы административно-правового статуса гражданина РФ.

2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

3. Административно-правовые гарантии прав граждан. Обращение граждан.

4. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Тема 4: Административно-правовой статус граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.

1. Основы административно-правового статуса гражданина РФ.

2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

3. Административно-правовые гарантии прав граждан. Обращение граждан.

4. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Основы административно-правового статуса гражданина РФ

Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, выступающий в качестве но­сителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жиз­ненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Особенностиправового статуса гражданина.

1. Носит сложный комплексный характер: связан с нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права.

2. По обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (пр.: право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами), либо только обязанности (пр.: соблюдать Правила дорожного движе­ния), либо права и обязанности (пр.: при рассмотрении дел об ад­министративных правонарушениях гражданин имеет право об­жаловать постановление по делу и несет обязанность уплатить в установленный срок наложенный на него штраф).

3. Содержание административно-правового статуса граждани­на в одних случаях зависит от желания того или иного лица (пр.: Гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он фор­мируется вопреки его желанию (пр.: гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному задержа­нию и доставлению в милицию).

4. Включает права и обязанности, общие для всех граждан (пр.: обязанность соблюдать правила пожарной безопасности), права и обязанности, принадлежащие только какой-либо катего­рии граждан (пр.: водителям автомобильного транспорта), а так­же права и обязанности конкретных индивидов (пр.: беженцы или вынужденные переселенцы).

Административно-правовой статус гражданина Российской Фе­дерации представляет собой сложное юридическое образование, включающее четыре основных элемента, складывающихся из сово­купности определенных прав и обязанностей.

1) группа прав и обязанностей, кото­рая характеризует правовой статус личности, человека как субъекта административного права.

Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации «государство гарантирует равенство прав и свобод чело­века и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положе­ния, места жительства, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным объединениям, а также других обстоя­тельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или ре­лигиозной принадлежности».

Это означает, что личность, человек является в Российской Фе­дерации субъектом российского права, в том числе права админи­стративного.

2) статус гражданина Российской Федерации.

Эта сторона административного статуса закреплена рядом статей Кон­ституции Российской Федерации, содержащих нормы: об участии в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ); о праве собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и де­монстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) об обязанности не­сти воинскую службу (ст. 59).

Это также нормы, определяющие ад­министративно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например: право на свободное использова­ние своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37); право частной собственности, в том чис­ле на землю (ст. 35, 36) и т.д.

3) социальный элемент статуса.

В соответствии с этим выделяются статусы:

• государственного служащего, положение которого регулиру­ется такими актами, как Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»; Феде­ральный закон от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»; и др.

• учащегося, основы которого закреплены, например, феде­ральными законами от 13 января 1996г. «Об образовании», от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

• военнослужащего, основы которого закреплены, например, федеральными законами от 31 мая 1996 г. «Об обороне», от ; 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащего» и др.;

• пенсионера, основы которого закрепляет, например, Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, действующее законодательство регулирует административно-правовой статус и других категорий граждан Российской Федерации, например ветеранов, инвалидов, вынужденных переселенцев.

4) особый статус, включаю­щий права и обязанности, которые гражданин приобретает по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей.

Это, например, любители-охотники, люби­тели-водители, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ, подтверждающий их официальное право; на занятие избранным делом.

При этом законодательство предусматривает возможность лишения на срок до трех лет специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств), за грубое или систематическое нару­шение порядка пользования им.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для ко­торых охота является основным источником существования (ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ).

Административно-правовое положение граждан определяет­ся прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право­способность и административная дееспособность.

Подадминистративной правоспособностью гражданина по­нимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязан­ности административно-правового характера. Возникает она с момента рождения гражданина. Все граждане РФ обладают рав­ным объемом административной правоспособности. Она не мо­жет быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством (пр.: в КоАП предусмотрена возможность времен­ного, лишения гражданина права управления транспортным сред­ством за соответствующие нарушения Правил дорожного движе­ния). То есть объем административной правоспособности граждан может быть изменен только государством путем издания соответствующих актов. Конституцией РФ обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (пр.: право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и т.д.).

Административная правоспособность граждан может опреде­ляться применительно к возрасту, уровню образования, состоя­нию здоровья и т.д. Она служит основой административной деес­пособности граждан. Моментом прекращения административной правоспособности гражданина является его смерть.

Административная дееспособность гражданина — призна­ваемая за ним способность своими собственными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления. Момент возникновения административной дее­способности гражданина единообразно и четко не определен за­конодательством. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет — получение паспорта, затем в 16 лет — воз­можность привлечения к административной ответственности, и полная — по достижении гражданином 18 лет. Определенные меры дисциплинарного взыскания могут применяться к учащим­ся образовательных учреждений вплоть до отчисления из школы, в данном случае говориться о частичной дееспособности, которая наступает с 7 лет.

При этом необходимо учитывать, что не все граждане РФ обладают одинаковой административной дееспособностью (пр.: не обладают административной дееспособностью лица, страдаю­щие некоторыми психическими заболеваниями, а также граждане, которых в соответствии с законом и на основании судебного реше­ния иного компетентного органа лишили определенных прав).

Наши рекомендации